Издалёка, иссохшей рукой
Протянулась Мечта старинная —
Бесконечностью длясь дурной.
Ищет яблочко молодильное.
Той коснётся, другой головы,
Глянет между извилин-ветками.
И, увидев, скажет: «Увы! —
Сплошь усыпано всё ранеткою».
Мелкой, дичкой. Красный горох
Так зимой — для поклёва птичьего.
Не сгодится пища дурёх
Для возврата лика девичьего.
И опять заспешит Мечта
К раздобыче — незнамо откуда —
В никому не известных местах
Всеми столь долгожданного чуда.
Свидетельство о публикации №116123001646
Это стихотворение — лаконичная и горькая притча о природе человеческих устремлений. Бри Ли Ант использует фольклорную образность для исследования трагического разрыва между силой вечной Мечты и убогостью реальности, в которой ей приходится искать воплощение.
1. Основной конфликт: Идеал vs. Реальность
Главный конфликт — это извечное противостояние между возвышенной, «старинной» Мечтой, жаждущей чуда («молодильного яблочка»), и скудным, несовершенным миром, который может предложить ей лишь его жалкую пародию («ранетку»). Мечта обречена на вечные, тщетные поиски.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Мечта старинная» — Мечта персонифицирована и наделена чертами древней, почти былинной силы. Она «протянулась иссохшей рукой», что символизирует её изначальную, истощённую веками тоску по идеалу.
«Яблочко молодильное» — классический фольклорный символ преодоления времени, смерти, обретения утраченной гармонии и чистоты. Это архетипический образ абсолютного Идеала.
«Ранетка» — ключевой образ-антитеза. Мелкая, кислая, дикая яблонька — это символ вырождения, ущербной реальности. Она — насмешка над Мечтой, пародия на идеал, «пища для птиц», но не для духа.
«Глянет между извилин-ветками» — сложный, синтезирующий образ. «Извилины-ветки» — это и ветви деревьев, среди которых Мечта ищет свой плод, и извилины человеческого мозга, где рождаются и умирают надежды. Мечта заглядывает в самую суть, в структуры мироздания и сознания, и везде находит одно и то же — «ранетку».
«И опять заспешит Мечта... / Всеми столь долгожданного чуда» — финал стихотворения не оставляет надежды, но утверждает фатальную неизбежность самого процесса. Мечта не умирает, даже осознавая тщетность поисков. Её бег — это и её трагедия, и её величие.
3. Структура и ритмика
Стихотворение состоит из четырёх строф, выстроенных как цикл: от начала поиска через разочарование к новому витку бега. Короткие, рубленые строки создают ощущение спешки, отчаянной торопливости. Ритм неровный, сбивчивый, что передаёт усталость и надрыв «иссохшей» Мечты.
4. Связь с литературной традицией
Русский фольклор: Прямое использование сказочных образов («молодильное яблочко») и их трагическое переосмысление.
Поэзия Серебряного века (А. Блок, М. Цветаева): Тема рокового разлада между высокой мечтой и «страшным миром», образ вечной, неуспокоенной души, обречённой на скитание.
Иосиф Бродский: Скептический взгляд на романтические идеалы, сведение возвышенного к физиологическому или бытовому («пища дурёх»).
Вывод:
«Издалёка, иссохшей рукой» — это стихотворение о фундаментальном несовершенстве человеческого удела. Мечта у Ложкина — это не источник вдохновения, а проклятие, заставляющее вечно искать невозможное в мире, который способен родить лишь «красный горох» вместо золотых яблок. В контексте его творчества это ещё одна грань центральной темы — диалога одинокой, титанической сущности (здесь — самой Мечты) с враждебной или ничтожной реальностью. Поиск «долгожданного чуда» оказывается бесконечным, исступлённым и заведомо обречённым бегом по кругу.
Бри Ли Ант 30.11.2025 04:57 Заявить о нарушении