о заглавных буквах в поэтических произведениях

В последнее время пришлось столкнуться с определённым количеством рецензентов, радеющих за чистоту русского языка и ставящих мне и другим авторам в вину отказ от использования заглавных букв в начале каждого стиха (строки). Объяснения, что такова точка зрения автора на графику стихотворения, когда есть внутреннее чувство, что в тексте не должно ничего выпячиваться, до многих не доходит и они достаточно агрессивно начинают настаивать на своём.
Так вот, одному такому рецензенту (правда, сразу должен отметить, что с его стороны агрессии никакой не было) я ответил следующим образом:

"Задам простой вопрос: а Вас не смущает, когда в поэтическом произведении каждый стих (строка) начинается с заглавной буквы? Вот, например, у Пушкина:

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определённый;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

Блеснёт заутра луч денницы
И заиграет яркий день;
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придёшь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил,
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!..
Сердечный друг, желанный друг,
Приди, приди: я твой супруг!..

или
у Лермонтова:

Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко...

Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),
Но, как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя - смотреть его хочу...

и так далее... я почему об этом спросил? Потому что оказывается, что поэтическая форма по применению некоторых правил русского языка допускает некоторые отклонения от правил. Так почему использование заглавной буквы в начале каждого стиха, не зависимо от того, каким знаком препинания заканчивается предыдущий, проглатывается радетелями за чистоту русского языка спокойно, а отказ от её использования воспринимается в штыки? Логика где?"

и всем остальным этот же вопрос адресую: логика где?


Рецензии
Приветствую, Аркадий.
С вашим объяснением "в тексте не должно ничего выпячиваться!" можно согласиться,
но только в отношении отказа использования заглавных букв. Но здесь ведь, как в известной поговорке:
"Дай иному палец - он руку оторвёт!"
В итоге мы имеем "отказ" от всего от чего возможно отказаться.
От правила строчной записи (собственно, "стихов"), от любой пунктуации,
даже правил орфографии (так называемые "пирожки" с олбанским языком),
уже предпринимаются попытки внедрения слитной записи без пробелов.
И тоже, представьте себе, это оправдывают неким "внутренним чувством", которое, якобы,
стоит за таким выражением поэтической мысли. Но когда начинаешь разбираться
плотнее (а вдруг, реально, "ноу-хау?") убеждаешься в том, что это элементарная лень
отдельных авторов, их нежелание работать над совершенствованием собственного языка,
повышением словарного запаса и прочее... Это напряжно и сложно.
Какие-то там нормы, правила. Написать "как дышу", "как МНЕ удобно", а потом
коллективно принять за НОРМУ! Каким образом?
Например, "победами" на конкурсах куда по определению такие "вирши" не должны даже допускаться
Автор "ищет" - прекрасно! В своём кабинете, в сообществе таких же "нео-футуристов",
пожалуйста. Но когда выходишь в публичное пространство, тем более в соревнование,
сравнение - будь добр, говори на общепринятом языке.
С уважением, Олег.

Гольгертс   26.12.2016 05:51     Заявить о нарушении
Поддерживаю Ваше мнение, Олег!
То же касается и поэтических гипербол: иные напишут бессмыслицу и надувают щеки от собственной значимости! Был у меня печальный опыт - отписал я одному тут Знатоку - участнику многочисленных жюри и союзов! Так он мне в ответку: "Я типа "имажЕнист", через букву "е", от слова "жена" наверное! Я не постеснялся указал на ошибочку...)))
Не раз указывал ему на "ляпы", так "по концовке" - итогом наших "дискуссий", он занес меня в "черный список" (хотя и перед этим "сносил" мои рецензии) ... Наверное таким поэтам легко с критикой - восторги оставляют, а критику не терпят...
Моё мнение по теме диспута: с русским языком надо обращаться бережно и уважительно! Это элементарное проявление культуры человека...
Как то так!
С Уважением к вам, Уважаемые друзья!

Сева Питерский   26.12.2016 06:05   Заявить о нарушении
И тем не менее, Аркадий видимо предполагал ещё и другое.
А именно, визуальное стихосложение.
Заметьте, именно, стихосложение, а не поэзия. И это не "фигурные стихи" в общем понимании,
когда строки "подгоняются" под нужный условный рисунок.
Это в графическом исполнении рисование буквами и символами, когда на определённом
участке (линии) допустимо строго ограниченное количество букв и пробелов
и при всём при этом версификационное соответствие, собственно, рисунку,
да и выполнение всех поэтических приоритетов, рифмы, размера, художественных
средств выражения языка - никто не отменял.
Представляете насколько это иной технический уровень, чем просто "отказ от заглавных?"
В случае такого "рисования" такой отказ, в том числе от пунктуации (частично),
действительно, ОПРАВДАН. Тем более, в условиях графического редактора "Стихи.ру", когда каждый знак препинания занимает строго определённое место,
больше того, даже буквы имеют различную ширину.
Впрочем, лучше всего это показать на наглядных примерах:
http://www.stihi.ru/2016/01/19/9449
http://www.stihi.ru/2016/01/31/9650
С уважением, Олег.

Гольгертс   26.12.2016 06:15   Заявить о нарушении
Спасибо Олег, спасибо, Сева!
Истина, как всегда, лежит посерёдке. Крайности есть во всём, куда от них деться. И неграмотность есть, прикрываемая авторским видением,и лень, и желание выпендриться, всё это есть. Равно как есть и читатели, считающие себя и только себя правыми и имеющими право диктовать автору, как ему писать стихи, потому что только они знают, что это такое и только они грамотные, а остальные - фуфло. Всё это есть. А проблема состоит в том, что есть элементарное неуважение в иному мнению, отрицание его права на существование, возведение собственного мнения в абсолют. Причём, это наблюдается и у авторов, и у рецензентов. А то что есть (данность) то и есть,и относиться к этой данности надо уважительно. Ведь если разбираться до конца, то если читатель не понимает авторского замысла (а на самом деле на 100 процентов его не понимает ни один читатель) то это совершенно не означает, что автор дурак и бездарь, равно как и не означает, что дурак читатель. Просто они - разные. Разная ментальность, разный образовательный уровень, разные вкусовые предпочтения, разные мировоззрения. Ну и как им друг друга понять? Другое дело, что я, например, давно понял, что читать надо стихи тех авторов, которые тебе близки по Духу. Отзываться на них при желании, если выяснил у автора, что ему не помешают твои подсказки,то и указать на заусенцы. А во всех прочих случаях - прохожу молча. Ну если - не моё, то чего пылить-то? Но не все - такие, как я, поэтому не проходят, пылят, учат. Почему? Да чтобы себя показать. Что умнее автора, что умнее редактора, который рекомендовал стихотворение на главную страницу сайта. Думаю, не надо объяснять, на каком чувстве это замешано всё? Ну так они - такие. Не убивать же их за это, не обижаться же. Я таких людей люблю ровно в той же мере, как и других. Это же - их проблема, что они такие, не моя.
Олег, насторожило вот это: "говори на общепринятом языке". Это - шаг к уравниловке? Ограничение свободы творчества? Всех одеть в униформу? Творчество, в том числе и поэзия,да и сама жизнь, тем и хороши, что богаты многообразием и форм, и мнений, и иных способов выражения того, что хочешь представить в публичном пространстве. А Ваше право выбирать из этого публичного пространства то, что Вам близко, что соответствует Вашим вкусовым предпочтениям и т.д. И я так скажу: если кто-то хочет писать в стихах карова и ложить, то пусть пишет. Только я такие стихи читать не буду. А ему - флаг в руки :)
с уважением

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 08:15   Заявить о нарушении
Аркадий, а вы сами ответили на свой же поставленный вопрос об "уравниловке" -
"карову и ложить" я читать не буду. Равно, как и "литса" вместо "лица".
Однако свобода форм и свобода от норм - это две большие разницы.
Цензура предполагала не только ограничение открытого мыслеизъявления, но и строгую
нормативную редактуру языка. Причём, за нарушение и того, и другого можно было
запросто вылететь с работы. Долгожданная "свобода слова" отменила и то и другое,
а что мы получили в итоге? Современный читатель абсолютно перестал воспринимать иносказание,
основное поэтическое средство выразительности именно поэтического языка.
Не говоря уже об аллегориях и аллюзивных отсылках. У самих авторов отпала
необходимость "эзопова языка", основной приоритет - простой и доступный,
а иначе "попсовый" язык. Оттого и рулит "поэзия" Майданова а-ля "Это любовь, что упала нам в кровь".
Это похоже на революцию, "разрушим до основанья, а затем..."
Весьма сомнительно то, что будет "затем". Я постоянно экспериментирую с формой,
но в пределах нормы языка. И для этого - поле непаханное. Это и грядущая реформа рифмы,
невероятная вариативность закономерного применения общеизвестных и общепринятых
размеров, логаэдных построений вплоть до акцентного стиха и многое другое...
Но есть ещё проблема с которой приходится иметь дело, опять же в продолжение
ответа на ваш вопрос, а именно:
"А Ваше право выбирать из этого публичного пространства то, что Вам близко,
что соответствует Вашим вкусовым предпочтениям и т.д." (с)
Это чисто читательский потребительский подход. Однако творческому человеку (конкретно автору)
для своего роста необходимо сравнение, вплоть до соревнования, хотя бы по силе
эмоционального воздействия. Как бы не утверждали, что "поэзия" - это не спорт.
Отчего Стихи.ру, зачастую, называют огромной мусорной кучей? Да из-за невероятной
эклектики предложенных жанров и направлений, которые в эту кучу свалены безо
всякой классификации. Можере себе представить просто выступление на одной
площадке, например: "дез-металл" и "тюремный шансон?", не говоря уже о предпочтительной
оценке того и другого? - А на Стихире и любом другом "поэтическом сайте" - запросто!
Постоянное сравнение, "кислого с зелёным", "кофе с небом".
Да ещё "народным голосованием", хотя и "признанные (кем-то) мэтры" всегда оценивают СЕБЯ в чужих стихах.
Мои слабые и робкие призывы, хотя бы к приближению "Гамбургского счёта" тонут
в хоре ИМХОистов. На фоне этого "заглавные буквы" - это капля в море, вообще, "ни о чём".
Но я не отчаиваюсь, на мой век хватит работы со словом.
А счастье, как известно, это удовольствие не только от результата, но и от процесса.
О

Гольгертс   26.12.2016 09:51   Заявить о нарушении
Олег, счастье - это всегда процесс, поскольку результат - всегда промежуточен. Именно поэтому я и не заморачиваюсь по поводу конкурсов (зачем тешить своё Эго? это саморазрушительно), сравнений, устройства Стихиры и других поэтических сайтов (оно одинаково, в принципе), зачем? Я занимаюсь тем, что мне нравится - пишу стихи и публикую их здесь, совершенно не думая о том, а кому они нужны. Понадобились кому-то? Слава Богу! Понравились - тоже самое. Не понадобились и не понравились? Тоже слава Богу. Про цезуру. Должен быть внутренний цензор, в первую очередь,если он есть - то хорошо, если нет,то ничего с этим не поделаешь. Да и одно и тоже явление разными людьми, в том числе и профессионалами, воспринимается совершенно по-разному. Приведу простой пример. Есть такой замечательный писатель и поэт Юз Олешковский. Слышали и читали наверняка. У него есть повесть "Николай Николаевич", написанная нормальным русским языком с использованием ненормативной лексики. Ну и сатира там тоже на уровне ниже пояса. И у меня есть ряд близких знакомых, которые из-за мата читать не смогли эту повесть. Ну у них отношение такое.А я её считаю одной из самых светлых любовных историй. И что теперь, нам морды друг другу бить? Самое интересное, что от нашего отношения эта повесть не стала ни лучше, ни хуже. А Гарики Губермановские? Не пропускала их советская цензура. И из читателей кто-то не воспринимает. Но они - есть. И на них есть свой читатель и почитатель. А то, что мы сейчас слышим с экранов телевизоров и по радио - это пена и определённая субстанция, которые всегда сверху плавают... в конце концов, во все времена, когда собиралась компания, застолье, то "Я встретил Вас" и "Гори, гори моя звезда" не пели...пели "Хазбулат удалой", "Живёт моя отрада", "Маруся отравилась" и частушки :). В лучшем варианте уже в советские времена - бардовские песни. Проблема в том, что люди хотят данность под себя подстроить. А надо просто заниматься самосовершенствованием и саморазвитием, независимо от того, делают это другие или нет. Человек может менять мир, это я точно знаю. Но только одним единственным способом: меняясь сам.
с уважением

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 10:10   Заявить о нарушении
Аркадию!...

Замечательный у Вас пост - по духу, по мыслям, по деликатности подачи!!! Согласен с Вами на 150 %! И очень тонко и точно Вы подметили про "своего Автора"! Многие из здесь присутствующих, как правило, так и поступают - выбирая своего Автора(ов) наслаждаются его (их) творчеством, и это нормально!

Так же как и Вы я согласен с Авторским замыслом и трактовкой: да порой не нам читателям судить о произведении: нюансах замысла или аллегоричности подачи, я конечно не говорю об откровенно слабых стихах и произведениях, - (речь здесь идёт от лица читателя, но не критика!). )))

Но в конечном итоге, в качестве резюме хотел бы подвести итог: замечательно, что есть наш сайт, где самые разные люди имеют возможность писать и читать самые разные жанры поэзии, взаимно полезно общаться друг с другом, чему то учиться, что-то находить, в том числе и обретать новых друзей!

С Уважением, Сева..

Сева Питерский   26.12.2016 10:31   Заявить о нарушении
По поводу соревнования (в нашем случае конкурсов). Это видимо свойство натуры,
характера. Лично я - спортсмен с пелёнок. Однако с детства ненавидел,
принцип неудачников: "Главное - участие!"
И дело здесь не толко в том, чтобы тешить своё тщеславие или Эго.
В корне не согласен с тем, что это "саморазрушительно". Наоборот, только ЭТО
(всё познаётся в сравнении) созидательно. Теория без практики - мертва!
Больше того, "писать стихи, не думая, а кому они нужны" - это бросать камни
в воду и не смотреть на круги ими образуемые. Что является по определению классиков -
пустым времяпровождением, бесполезною забавою.
Кроме того,вы отчасти лукавите, утверждая своё безразличие. Иначе бы не появился
сам повод для данной полемики - ваше эссе.
Наплевать бы вам было на тех рецензентов, что они там думают о применении
строчных "заглавных".
О

Гольгертс   26.12.2016 10:34   Заявить о нарушении
спасибо, Сева! Конечно, замечательно, что он есть :) я на нём с мая 2005 года, всякого навидался, параллельно и на других сайтах был, но сейчас - только здесь. И настоящих друзей, и близких по Духу людей здесь нашёл. И читателей. Что ещё надо? Пусть будет.
С наступающим Новым Годом! Всех благ!
с уважением

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 10:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Аркадий!

И Вас с Олегом с наступающим Новым годом!

Мои самые Добрые Пожелания!!!

Сева Питерский   26.12.2016 10:43   Заявить о нарушении
Олегу:
я через многое прошёл, в том числе и через участие в конкурсах(причём доводилось и "судьёй" быть). И для себя решил, что Эго своё тешить не надо. И теория с практикой здесь совершенно ни при чём. Пишите стихи, регулярно пишите, читайте других авторов, классиков, совершенствуйте своё мастерство, творите, пробуйте. Учитесь не ждать вдохновения.а идти к нему навстречу. Вот это - путь развития. А всё остальное (на мой скромный взгляд) - попытки себя потешить. Лукавство - это не про меня. Я действительно пишу,совершенно не думая о том, кто и как оценит мои стихи. Ну не волнует меня это. А появление данной статейки вызвано только тем, что есть читатели, желающие понять автора, вот для них. А не для критиков.
С уважением

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 10:44   Заявить о нарушении
спасибо, Сева!

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 10:44   Заявить о нарушении
Ну что же, а мне не остаётся ничего иного, как согласиться с этим:
.

Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален,
самолюбие – это естественный наркотик.

"Адвокат Дьявола"

Гольгертс   26.12.2016 10:51   Заявить о нарушении
а я, слава Богу, им переболел быстро,и теперь выработался стойкий иммунитет :)
с наступающим Новым Годом, Олег!
Доброго всего!
С уважением

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 10:54   Заявить о нарушении
Ну... если "наркотик" не предполагает разрушительных последствий,
а только стимулирует творческий процесс, стоит ли от него оказываться?
И вас с наступающим

Гольгертс   26.12.2016 11:05   Заявить о нарушении
тут ведь какое дело, Олег... с точки зрения человеческой, вроде, не разрушает, ну играет человек в тщеславие, и пусть себе играет. Но беда в том, что тщеславие, как и любая другая страсть, - неудовлетворимо, ему всё время мало того, что есть: стал лучшим поэтом в своей квартире - мало, в районе - мало, в городе - мало, в стране - мало, в мире - мало, во Вселенной надо... и стопроцентное признание... и вот с этим неудолетворённым тщеславием Душа человека в один прекрасный момент и уйдёт в тонкие миры, расставшись с плотным телом. Но это тщеславие не даст ей подняться высоко, выше астрала, где будет продолжать мучить эту Душу...

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 11:11   Заявить о нарушении
Ничего... как говорил т. Сухов - хотелось бы помучиться.

Гольгертс   26.12.2016 11:21   Заявить о нарушении
хозяин - барин :)

Аркадий А Эйдман   26.12.2016 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.