Пневматосфера и поэзия

* * *
О, если не бесплоден был бы камень,
кусочек храмовых руин
посеял бы я в землю, как зерно...

Юрий Шестаков
1993 год
-
Когда человек пытается говорить о духовном на языке обыкновенном - не символическом, то духовное становится невидимым. Камень краеугольный  становится камнем преткновения. Поэт споткнулся о камень храмовых руин, огорчился, что его нельзя посеять… и тут же вспомнил символическое евангельское «как зерно». Поэт вспомнил, назвал и, точно услышал, как возопил камень – логос тварный о Логосе нетварном, то есть, камень тот исполнил свою онтологическую задачу. Поскольку он частичка тварного мира – космического миропорядка, то и засвидетельствовал своё отношение со Христом. Но поэт, может быть, и не осознал, что ростком этого камня-зерна была сама мысль поэта о восстановлении храма, во главе которого и должен лежать сей КАМЕНЬ КРАЕУГОЛЬНЫЙ. Тот камень, о котором пишет поэт, был уже посеян, и само преткновение было промыслительным, хотя и неосознанным. Даже при всей тщетности попытки материалистически ощутить символическое, разве не удивительно, что тот камень, о который мысленно преткнулся поэт, сделался главою угла, то есть главной мыслью поэта – мыслью о Божием Храме.
Разве это не нам Иисус говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мф.21; 42).
Поэт чувствует сердцем, а дивинация образа, метафорического видения или символического узнавания вовлекает разум и внутренний слух. Поэт слышит внутри себя строки и выстраивает строфы. Поэт слышит дыхание пневматосферы. Это не звуки, не голоса, не галлюцинации – это смыслы, это музыка, готовая зазвучать с помощью инструмента: в данном случае, человека. Человек – главный инструмент, живой передающий контур, пропускающий сквозь своё личностное «я» то, что сумел принять из пневматосферы, открыть, пережить. Если это поэт, то он будет писать стихи, если музыкант, то создавать музыку, если учёный – то выводить формулу или ставить эксперимент – решать свою задачу. И каждый слышит на своём уровне, в своей чувствительности. Поэтому у каждого поэта свой читатель, который выбирает свой уровень восприятия, свой жанр.
 
Людмила Либерцева
2010 год


Рецензии
С благодарностью к Вами уважением!

Нина Юрьева   12.03.2017 10:54     Заявить о нарушении
...к Вам и уважением!
/простите опечатку, у меня старенький компьютер/

Нина Юрьева   12.03.2017 10:57   Заявить о нарушении
Ниночка, спасиБо.

Владмира   16.03.2017 12:50   Заявить о нарушении