Звёздочка и Комета

Моему отцу посвящается. 
   
         

      Где-то, очень-очень далеко, жила-была одна маленькая Звёздочка…
Где-то, потому что никто не знал где. Не знала этого и сама Звёздочка: ведь вокруг неё не было ни "верха", ни "низа", ни "правого", ни "левого", ни "далеко", ни "близко". А была вокруг лишь одна Темнотища. Маленькая Звёздочка не знала, сколько ей лет и зачем она здесь. Она просто была.
      Иногда она разговаривала сама с собой, и голосок её был похож на голос любой такой же маленькой звезды. Звёздочка задавала себе вопросы и сама же на них отвечала. И ответы эти были всегда правильные, потому что некому было их оспорить или поставить под сомнение их правильность. И каждый ответ был Истиной: ведь никто не мог указать Звёздочке, что правильно в её ответах, а что нет.
      И оставалось бы всё так, и утекало бы песочное время по шершавому руслу бесконечности, и шептала бы Звёздочка сама себе Правильные Вопросы, и получала бы на них Истинные Ответы, если бы однажды вдруг…
      ...Звёздочка стала мёрзнуть. Она просто почувствовала, как же холодно вокруг! Теперь уже никто не помнит, когда именно это произошло: звёзды никогда не спят, а значит, не знают ни дня, ни ночи, и абсолютно не разбираются в часах. Да и зачем им это? Ведь день и ночь нужны нам только лишь для того, чтобы видеть, когда пора спать, а когда нет. Так считают почти все маленькие звёздочки.
      Итак, наша Звёздочка поняла - она замерзает. И тогда она задумалась: «А почему?» Почему Темнота, которая была её вечной молчаливой спутницей, теперь стала такой чужой и ледяной? Почему, вот уже бесконечно долго, она существует здесь и никогда до этого не мёрзла? Откуда этот холод и в чём его причина?
       Маленькая Звёздочка рассуждала так: «Когда бывает холодно? Когда вымокнешь под дождём до нитки, а потом попадёшь под пронизывающий осенний ветер; когда зима, а ты легко одет; когда летом от жадности съешь много мороженного… Но ведь здесь никогда не бывает, ни лета, ни зимы, ни дождя, ни ветра, и, тем более, мороженного! Вокруг вообще ничего нет, а мне всё равно холодно! ПОЧЕМУ?!?»  И это тоскливое и безответное «почему» неслось во Вселенной со скоростью вздоха маленькой Звёздочки.
      Однажды, бесчисленный раз, шепча своё «почему», Звёздочка увидела в окружавшей её пустоте маленькую белую точку. «Наверное, какая-нибудь пылинка попала мне в глаз»,- подумала Звёздочка и потёрла свои глазки. Если бы нам с вами в глаз попала, например, соринка, то на фоне солнечного света она показалась бы нам маленькой чёрной точкой. А так как вокруг Звёздочки была одна сплошная чернота, то ничего удивительного, что соринка в её глазу казалась ей белой точкой.
       Но это была не соринка и не пылинка. Белая точка быстро увеличивалась в размерах и становилась всё ярче и ярче. И как бы нашей Звёздочке не хотелось поскорее узнать, что же это за точка, ей оставалось только лишь ждать. А это она умела делать лучше всего, так как вся её предыдущая жизнь была сплошным ожиданием.
       Когда же точка наконец-таки перестала расти, то оказалась… Кометой! Надо сказать, что это была довольно-таки представительная Комета с вполне приличным хвостом. И как все Кометы, она нигде не оставалась надолго, потому, что смыслом её жизни было движение.  В отличие от звёзд, срок жизни комет был не так долог, и поэтому любая  комета знала самое главное: куда и зачем она летит.
       Это была первая комета, которую видела Звёздочка. Но это была не первая звезда, которую видела Комета.
        - Кто ты? – спросила удивлённая Звёздочка.
        - Я – Комета, - ответила та, обмахиваясь своим хвостом (во время полёта кометы очень устают!). – Ну, а ты, конечно, звезда. Что же, спрашивай. Может чем и помогу.
        - Но откуда ты знаешь, что я хочу у тебя что-нибудь спросить?
        - Потому что вы, звёзды, все на один лад. Ведь покой порождает размышления, размышления перерастают в сомнения, сомнения заставляют нас двигаться, и лишь движение приближает нас к Истине, - глубокомысленно изрекла Комета.
        - А разве есть ещё подобные мне создания?! – искренне удивилась Звёздочка.
        - Ещё?! Хо-хо! Да вас бесконечное множество и все вы похожи друг на друга, как две капли воды из одной лужи! – воскликнула хвостатая. – Вот только позавчера я пролетала целое скопление твоих родственников…
        Поражённая последними словами Кометы, Звёздочка ненадолго даже онемела. Ненадолго, потому что мы помним, как она любит поговорить, и сколько у неё накопилось вопросов.
        - О, как же, наверное, прекрасно уметь летать! Сколько всего можно увидеть, сколько нового узнать! И как прекрасно должно быть в окружении подобных себе! – восторженно воскликнула маленькая Звёздочка.
        - Да, да, да…- закивала хвостом Комета, задумчиво глядя куда-то в чёрную пустоту.   - Но, поверь, как скучно лететь, заранее зная, Куда и  Зачем летишь.…  Как страшно всё познать и  всё увидеть, когда уже не остаётся ничего, способного тебя удивить… Жизнь, прожитая в полёте, ярка, но так печальна! Печальна потому, что и радость, и горести, и счастье, и любовь – всё на лету. И нет в этом полёте места для тебя самого… Когда я лечу, все восхищённо смотрят мне вслед и говорят с завистью: «Как, наверное, прекрасно быть Кометой, стремительно несущейся в бесконечность, такой гордой, такой  свободной!»  Так  говорят они все, смотрящие мне в хвост, а потом возвращаются к своим заботам и радостям. И не знают они, что принесёт им завтрашний день, и в этом незнании и состоит главная прелесть Жизни: не знать, чем всё кончится!
        И лишь мудрецы глядят мне вслед с сочувствием, ибо понимают, как тяжело жить без корней; жить, когда даже Будущее – это уже Прошлое…
        Комете взгрустнулось… (Но мы-то с вами помним, что она всегда спешит, а это значит, что долго грустить она не могла).
        - Ну да ладно, что там у тебя накопилось из вопросов, а то мне скоро лететь дальше?
        И тогда Звёздочка рассказала ей и про внезапный Холод, шедший, казалось, изнутри её, и про предательские ледяные объятия Темноты, и про свои одинокие рассуждения и сомнения…
        - Всё ясно. Это очень старая и очень опасная  болезнь, - печально сказала Комета.
        - Так ты знаешь, что со мной?! – радостно закричала Звёздочка. – Ты мне поможешь?
        - Нет, детка… - ещё печальнее молвила Комета. Она даже перестала махать хвостом. - От этой болезни нет лекарства. Она даётся нам вместе с жизнью – с ней и уходит… И имя этой болезни – Одиночество.
         - Но, неужели эта болезнь есть у всех?! А ты? А звёзды, живущие вместе? – Бедная Звёздочка не хотела верить страшным словам, услышанным от Кометы.
         - И я, и все другие звёзды, и даже огромные Планеты – все мы бесконечно одиноки.… И все по-разному…
         - Но, как мне понять твои слова? Как же можно мешать чёрное с белым: жить среди других, себе подобных, и оставаться одиноким?!
         Комета вздохнула, подложила хвост под себя, пристраиваясь по удобнее, и поведала Звёздочке свои невесёлые знания.
        «Если смешать чёрное и белое, детка, получится серое. Изменить этот цвет в ту, или иную сторону, способны лишь мы сами. За чистые, белые крупицы добра, обращённого к нам, как часто кидаем мы в ответ чёрные комья неблагодарности..? Как много среди нас ангельских ликов с тёмными сердцами..? Через какую грязь надо пройти порой, чтобы самому стать чище..? И пока стучит жизнь в наших сердцах, до тех пор постоянно перемешиваются эти краски в наших душах. Истина всегда лучше видится на расстоянии, и поверь мне, Звёздочка, наши души  изначально чёрно-белые. В самом Начале нам даются лишь эти два цвета: зачем тому, кто ещё не умеет рисовать, нужна сразу вся палитра? Научись правильно использовать то малое, что уже имеешь, и тогда в твою душу вольются и другие краски. Кто-то так и проживает всю свою жизнь с одноцветной душой...
        Постой-ка, я столько говорю тебе о наших душах, а ведь ты даже понятия ещё не имеешь о том, что же это такое - наша Душа!
        Видишь ли, Звёздочка, всё имеет свою Душу. Не спрашивай меня о точном определении и истинном назначении Души: как песчинка никогда не осознает, что она всего лишь часть горы, так и мы, никогда не поймём, что же такое наша Душа. Но, что нельзя понять, то возможно хотя бы представить. Когда тебя незаслуженно обидят или не справедливо обвинят, то что-то заноет в тебе, побеспокоит, как старая рана, напоминающая о себе в непогоду. Источник этой непонятной боли и есть Душа. И когда ты сам сделаешь что-нибудь дурное, или ранишь кого-либо словом, в тебе снова зашевелится что-то, закопошится изнутри, словно червь. Многие называют это Совестью. Совесть, любовь, сострадание и другие наши чувства – всё это лишь отголоски нашей Души.
       Ты спросишь: «Вот рука, вот нога, а как же выглядит Душа?» Никто не знает, какая она, но я думаю, что твоя Душа похожа на тебя самого. Вернее, ты являешься отражением своей Души. Наверное, именно поэтому и нет двух одинаковых людей. Можно одинаково думать, схоже чувствовать, идти в одном направлении, и, тем не менее, Души наши остаются разными. Души – вот единственные настоящие и вечные странники. Пока они с нами – мы живём, а когда уходят от нас в поисках нового пристанища – мы умираем. Откуда они приходят к нам и куда уйдут после нас - зачем нам знать это? Важнее, что сейчас они с нами. Форма или цвет сосуда не так уж и важны - гораздо ценнее его содержимое. А содержимое наших Сосудов – наши Души…
      Откуда тебе, маленькой Звёздочке, живущей здесь бесконечно долго, в полной темноте и безмолвии, известно ощущение дождя, снега и пронизывающего ветра? Откуда знаешь ты про одежду, мороженное и многое другое из того, что никогда не видела, не знала и не пробовала? Всё это – отголоски прежнего пристанища твоей Души. Просто окружающие тебя тишина и темнота помогли прислушаться и услышать саму себя. Иные же, жизнь проживут, а  так ни разу себя по-настоящему и не услышат…
      Вот так и звёзды, живущие вместе: им кажется, что они не одиноки, раз их много, но они ошибаются, ведь их одиночество, как и их глухота, всего лишь помножены на их количество. Когда ты один, то одиночество воспринимается как неприятная, но неизбежная составляющая твоей жизни, а когда ты одинок среди множества тебе подобных - это воспринимается уже, как наказание…»
     - Так зачем же нам даётся эта болезнь - Одиночество?!? – воскликнула Звёздочка, не в силах больше сдерживать переполнявшие её чувства. И тут же покраснела (иногда краснеют даже звёзды), устыдившись своего порыва.
     - А зачем вообще даётся нам Жизнь? Никто не знает, да и не дано нам этого. Лично мне, Жизнь представляется весами, на одной чаше которых лежит только чёрное, а на другой – только белое. И если с одной чаши берётся, то и с другой обязательно убавить нужно, а если на одной прибавляется, то неминуемо жди прибавки и на другой. Залог существования Жизни в её равновесии. Помни: когда что-то «пришло» к тебе из «чёрной» чаши, то вскоре обязательно придёт и из «белой». И наоборот. За все удовольствия придётся заплатить, но и за все потери – воздастся. Но чем нам ответить на такой дар, как сама Жизнь? Что положить на другую чашу? Возможно, Звёздочка, что Одиночество, и есть та самая плата…»
      Некоторое время они молча сидели, думая каждый о своём. Но вот Звёздочка, не то спросила, не то просто сказала вслух:
      - Что же мне теперь со всем этим делать?
      - А ничего, - ответила ей Комета. – Живи, как жила раньше, и не думай о том, что я тебе тут наговорила. Это ведь не Истина, а всего лишь глупые мысли глупой Кометы.
      - Но я уже не смогу жить так, как жила раньше, ведь никто не доказал мне, что твои мысли действительно глупые, а слова твои не есть Правда! – возразила Звёздочка.
      - И то верно, - вздохнула Комета. – С одной стороны, покорность Судьбе и отсутствие сомнений порождают покой. И лишь желание познать себя и этот мир не дают сердцу и разуму успокоиться: они мечутся, ищут и верят в лучшее. С другой стороны, осознание неизбежного конца всему и неизменности мироздания, дают нам возможность оглянуться и увидеть ежеминутное счастье Жизни. Возможно, я и не смогла ответить на твои вопросы, маленькая Звёздочка, но в одно я искренне верю: любая встреча в нашей жизни не бывает случайной! А теперь, прощай!»
      С этими словами Комета, махнув на прощание своим хвостом, отправилась в свой одинокий Путь. А маленькая Звёздочка ещё долго и задумчиво смотрела ей вслед. И вот вокруг опять ничего и никого не осталось, кроме всепоглощающей темноты. Всё снова стало таким же, каким было бесконечно долго до этой встречи. И всё-таки, в этом окружающем постоянстве что-то стало не так…
      «Но, что? Что изменилось?» - спрашивала себя Звёздочка. И вдруг, догадка, подобно ослепительной вспышке, озарила её. Догадка была одновременно и радостной, и волнующей. Волнующей, потому что звала к переменам в жизни Звёздочки, а перемены (даже к лучшему) всегда тревожат нас. А радостной, потому что Звёздочка почувствовала -

                ЕЙ  БОЛЬШЕ  НЕ  ХОЛОДНО…


                (1992-2012гг.)



P.S.  Наверняка кого-то, прочитавшего эту подслушанную, но абсолютно правдивую историю, смутят даты в конце её. Здесь нет никакой ошибки. Во всём виновата разница в масштабах – космических и земных. Ведь так и в жизни: чтобы что-то сказать другим, достаточно и 20-ти минут; чтобы осмыслить услышанное, порой мало и 20-ти лет…


Рецензии