Право и право

Самые главные открытия подстерегают человека в его раннем возрасте и в самом близком кругу. Мама не самая красивая, папа не самый умный и сильный, а игрушки не все принадлежат мне. Вот чудеса.
Имущественные конфликты в детском саду ещё без особых проблем разрешаются вмешательством более сильного. Воспитательницы, то есть. Воспитательница не претендует на игрушки и не любит детей. Её роль третейского судьи (и по совместительству - прокурора, адвоката и палача) мотивирована естественной тягой к покою и страхом перед возможными ламентациями родителей: сын ушёл в садик - было пять зубов, а вернулся - уже четыре... Такие потери чреваты конфликтами и вмешательством внешних сил. Поэтому, поиграй, Миша, мишкой, а ты, Рита - шишкой. Потом поменяетесь. Основные признаки права здесь налицо. Не буду перечислять все, назову главный признак: право всегда выражается через конфликт, и с известной натяжкой можно сказать, что право и существует в зоне конфликта; а ежели ещё сильнее натянуть - право и есть конфликт... Совершенно ненаучное определение.
Право бывает двух видов: коллективное сознательное (кодифицировано как свод законов) и коллективное бессознательное (интуититивно понимается как справедливость). Никакой связи между этими двумя видами нет, одно не порождает другое. Понятие "справедливость" и понятие "закон" как закреплённая несправедливость (справедливость для одного и несправедливость для другого) по природе различны. Закон не стремится к справедливости, закон вообще не стремится, будучи зафиксирован письменно. Справедливость, при всей аморфности этого утешительного бонуса к надувательству в потоке бытия, тоже не чает обрести статус закона. Но есть и объединяющее. Это одинаковая условность применения. Оба права, сознательное и бессознательное, одинаково условно трактуют ту реальную ситуацию, в которой они применяются (а может быть - и возникают). Фемида не снимает повязки с органов зрения, вылетающий в конце юги Кришна - восстановить справедливость - заносит меч и не может ударить: все свои...
И вот здесь возникает противоречие, внутренне неразрешимое. Бессознательное право (его ещё называют естественным) подсказывает, что всё вокруг - моё, что и поля, и леса, и то, что за лесами - это моё (и одновременно всехнее). Но вот этот конкретный участок принадлежит, оказывается, Маркизу Карабасу, и мне туда хода нет. А он сильный? Очень сильный. И сознательное право (свод законов) всецело на его стороне. Ну тогда я, это... я лучше пойду?
"Ты куда, Одиссей?" А я туда, где нет Маркиза Карабаса. Где сказку ещё можно переписать под себя (и под всех), в духе справедливости, равенства и братства. И вот мы переплываем моря и выходим на берег, он - пуст... Что же мы делаем, мы - поборники равенства и справедливости? Первым делом - огораживаем участочек: моё!!! Таким образом становясь субъектом права как кодифицированного выражения отношений собственности.
Но вот, выходит из-за леса другой. Он тоже претендует на участочек. Он тоже становится субъектом права. А он сильный? Да, у него ружьё. Ну... в таком случае, нас рассудит мировой судья. Как внешний субъект права. Судья не имеет своей части в моей (или не моей? эх, жаль, нет ружья...) собственности, он лично не претендует на участочек. Но он облечён полномочиями, которые в изменённом виде есть рента с этого участка и ещё многих других, таких же. Его решения обязательны к исполнению (за ним стоят приставы, сильные и с ружьями).
Где же ты, поборник естественного права, сбежавший в Гренаду - отдать тамошним крестьянам землю, неизвестно, чью? Да вот же: сменил статус и называется теперь громко и зловеще, хоть девок пугай поутру: правовой нигилист... А на деле - безобидный, ружья нет, всё книжечки почитывает да в интернет пописывает. Не страшный.
Он только тогда страшный, когда становится субъектом права. Тогда его не замай и ндраву его не препятствуй, будь ты хоть сам Руссо, или Дж. Ст. Милль, или Булгаков с его "Философией хозяйства". Получив ружьё, настоящее или виртуальное, наш Уолден из лесов преображается, так что оторопь берёт. Обогнав хозяина, впрочем - фиктивного, Кот в сапогах встречает своего Маркиза в воротах, вопросом: "Ты кто?" Разумеется, в руках у Кота ружьё, а в открытое окно столовой вылетают весёлые возгласы пирующих адвокатов.


22 декабря 2016 г.


Рецензии