Луначарский

Введенский ответил:

— Ничего оскорбительного для религии в сравнении ее с опиумом я не нахожу. Опиум медики применяют как лекарство, которое помогает людям. Что прикажете делать со смертельно больным человеком? Наука — бессильна. С помощью опиума у больного снимают боль. А с помощью религии утешают и не дают отчаяться. Религия помогает народу.

Раздались аплодисменты.

Луначарский возразил:

— Лекарством лечат лишь больных людей, а вы религией калечите здоровых. Давайте будем больным людям давать лекарство, а здоровых кормить нормальной пищей.

Поединок длился уже около двух с половиной часов. Чувствуя, что спор идет к финалу, Введенский стал подводить итоги своим высказываниям, пуская в ход заранее припасенные, наиболее сильные положения:

— Итак, возможности человеческого познания ограниченны. Господь Бог и религия приходят на помощь человеку там, где наука бессильна и беспомощна и не способна справиться с поставленной задачей. Об этом говорит и тот факт, что люди, защищающие позиции науки, оказавшись в тупике, прибегают к помощи бога, к известному нам богостроительству… Так произошло и с моим уважаемым оппонентом, когда он и его единомышленники растерялись после поражения революции 1905 года. Наука не смогла их спасти… Да поможет Господь Бог моему оппоненту и его единомышленникам найти справедливый путь и выход из всех затруднений и тупиков.

Введенский прочел из старой книги целую страницу, полную богоискательных идей.

— Знаете, кто написал эти слова? — обратился Введенский к залу. Выдержав паузу, он сам ответил на свой вопрос: — Нарком Луначарский. Сегодня он выступает против Бога. А еще совсем недавно он сам был богостроителем. Жаль, что его строительство и искания не увенчались успехом. Он искал плохо и не там, где следует. Луначарский утверждает, что человек произошел от обезьяны. Я же полагаю — от Бога. Нам так и не удалось разрешить наш спор о происхождении человека. Мы не пришли к согласию. Каждый человек знает, кто его родители, а многие ведают и о своих прародителях. Давайте же договоримся о том, что я, профессор богословия Введенский, происхожу от Бога, а мой оппонент — народный комиссар просвещения Луначарский — от обезьяны.

В зале наступила напряженная тишина, которая через несколько секунд сменилась хохотом и аплодисментами. Финальная реплика обеспечивала некоторую логическую и безусловную эмоциональную победу Введенского. Даже сочувствующая Луначарскому молодежь была покорена остроумной заключительной репликой Введенского. Похоже было, что диспут был проигран Луначарским и все его убедительные доводы сметены удачным пассажем Введенского. Однако еще не умолкли хохот и аплодисменты зала, а Луначарский вышел из-за стола на авансцену и поднял руку, призывая аудиторию к тишине. И тишина быстро воцарилась, потому что всем — и сочувствующим Луначарскому, и даже сторонникам его оппонента — было в высшей степени любопытно узнать, что он ответит. Зал стих, и Луначарский блистательно парировал остроту Введенского:

— Я согласен: Введенский произошел от бога, а я — от обезьяны. Однако посмотрите, какую эволюцию я проделал по отношению к моему предку и какой регресс, какое падение претерпел Введенский по отношению к богу!


Мне нравятся как идеи Луначарского, так и проводимая им политика. Так же мне интересна тема Революции, но не в плане того, что "вместо одного царька посадим другого", а именно Революции на уровне сознания, на уровне изменения взаимоотношений в социуме, революция в восприятии творчества и искусства... И что меня больше всего радует, так это то, что все эти изменения тогда проводилось на уровне государства!
Когда мы придём к власти™ я обязательно воспользуюсь идеями Луначарского! ;
Статья из сборника "Атеистические чтения".

"Этот человек не только знает все и не только талантлив - этот человек любое партийное поручение выполнит, и выполнит превосходно". Так сказал В. И. Ленин об Анатолии Васильевиче Луначарском. Все свои знания и талант А. В. Луначарский отдал тому делу, которое считал и своим внутренним долгом, и партийным поручением, - делу духовного раскрепощения масс. Об этом статья кандидата философских наук О. А. Павловского.

Среди плеяды выдающихся революционеров-ленинцев Анатолий Васильевич Луначарский занимает одно из ведущих мест. Крупный деятель Коммунистической партии и Советского государства, блестящий пропагандист и теоретик марксизма-ленинизма, литературовед, публицист и дипломат, активный строитель социалистической культуры и народного просвещения и, наконец, воинствующий атеист, Луначарский поражал всех, кто встречался с ним, чрезвычайной многогранностью и разнообразием своих интересов и познаний.

"На редкость богато одаренная натура", - говорил о нем В. И. Ленин. Характерной чертой Луначарского была его талантливость, писала Н. К. Крупская. "Эту талантливость особенно ценил... Владимир Ильич, за эту талантливость любил его, был к нему пристрастен, подходил к нему с особой меркой. У Анатолия Васильевича была не просто талантливость. Это была талантливость, поставленная на службу большевизма".

В 1925 году праздновалось 200-летие Российской Академии наук. На юбилейном общем собрании Академии наук СССР, на котором присутствовало немало видных учёных из многих стран мира, Луначарский выступил с докладом. Анатолий Васильевич начал свою речь на русском языке, продолжал на немецком, французском, английском, итальянском и закончил латынью. Эта речь произвела сенсацию за границей. Одна французская газета писала, что Луначарский — самый культурный и самый образованный из всех министров просвещения Европы.

Луначарский обладал прекрасной способностью свободно, непринужденно распоряжаться своими обширными познаниями. Быстро и без видимых усилий он извлекал из глубин своей феноменальной памяти эти познания и превращал их без всякой подготовки в доклад, статью, лекцию.

А. В. Луначарский, будучи всегда искренним борцом за освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения, вместе с тем в дооктябрьский период прошел сложный путь эволюции философских взглядов.

Трудности идейной эволюции были обусловлены прежде всего особенностями формирования философских взглядов Луначарского. Рано вступив на путь революционного движения, он наряду с изучением "Капитала" К. Маркса и другой революционной литературы читает философские произведения представителей идеализма (Спенсера, Ницше, Авенариуса, Фихте, Шеллинга, Конта и других) и испытывает на себе их влияние. Некритическое отношение к системам философов-идеалистов привело к глубоким философским заблуждениям - увлечению махистской философией и богостроительским исканиям.

Процесс полного освобождения философских взглядов Луначарского от заблуждений был длительным и сложным. Решающим фактором в этом процессе явилась принципиальная критика В. И. Лениным махизма и богостроительства, а также личное участие Луначарского в революционном движении, а в дальнейшем его активная разносторонняя деятельность в советское время. Ленинская критика ошибочных философских и политических взглядов Луначарского, постоянное товарищеское внимание и помощь со стороны Владимира Ильича сказались на всей его последующей творческой жизни и деятельности. Отмечая огромное ленинское воздействие на старую гвардию революционеров, Луначарский писал: "Пожалуй, никто из нас не был бы тем, чем он есть, без Ленина. Ленин многому нас научил".

Преодолению идейных блужданий Луначарского способствовали также и такие личные качества его, как неприязнь к косности мышления, стремление к самокритичному пересмотру своих собственных воззрений.

Примером борьбы Луначарского с богостроительскими тенденциями в послеоктябрьский период является его остроумная критика ограниченности, непоследовательности представителей буржуазного атеизма и попыток некоторых зарубежных писателей, в том числе и Бернарда Шоу, построить "очень утонченного" бога. В предисловии к книге Шоу "Чернокожая девушка в поисках бога" Луначарский писал: "Люди с некоторым артистическим позывом к персонификации, к символам, к патетике, к повышенной эмоции очень легко ударяются в такого рода мифологию, не всегда сознавая, что самый утонченный бог так же нелеп, не нужен, так же вреден, как и самый грубый... Я тоже страдал таким же "мифологическим" позывом и тоже думал не столько найти, сколько коллективными силами построить некоего очень симпатичного бога. Но мой великий учитель Ленин и великая партия, к которой я принадлежу, очень быстро исцелили меня от этих интеллигентских попыток лить грязную воду в чистую ключевую воду научного диалектического, материалистического атеизма". Именно благодаря своему освобождению от "мифологического позыва" Луначарский с первых дней Октябрьской революции и до конца своей жизни наряду с выполнением ответственной партийной и государственной работы принимал активное участие в антирелигиозном движении и атеистическом воспитании трудящихся масс, являлся одним из талантливейших пропагандистов научного атеизма.

Луначарский принимал непосредственное участие в выработке важнейших партийных документов по вопросам отношения Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви и атеистического воспитания трудящихся. Он входит в комиссию, созданную 11 декабря 1917 года Совнаркомом для подготовки проекта декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, а с 1921 г. – в Антирелигиозную комиссию при Агитационно-пропагандистском отделе ЦК партии.

Наркомпрос под руководством Луначарского практически проводил декрет в жизнь и создавал советскую систему школьного образования.

Антирелигиозные выступления Луначарского и особенно его публичные диспуты с церковными деятелями играли огромную роль.

С позиций воинствующею атеизма Луначарский высмеивает всякие попытки апологетов религии "доказать" полезность её. Так, митрополит А. И. Введенский в диспуте с Луначарским заявлял, что сравнение, религии с опиумом не так страшно для её защитников, как полагают атеисты. Ссылаясь на практику медицины, он проводил аналогию между пользой опиума как лечебного средства от телесных недугов и религией, которая будто бы может быть эффективным успокаивающим средством в сфере человеческого духа. "...Опиум уменьшает боль в жизни, — говорил Введенский, - с этой точки зрения опиум для нас сокровище, которое дают нам по каплям".

Показывая несостоятельность подобных аргументов, Луначарский замечает, что плох тот врач, который навел Введенского на мысль о проведении аналогии между спасительностью опиума и религией. Действительно, опиум может быть лекарством, но ведь лекарство нужно только больному человеку и не нужно здоровому. А стремление Введенского сохранить религию в качестве духовного "лекарства" служит целям сохранения "болезни духа", усыпления, притупления разума и чувств человека, его духовному рабству.

Прекрасно подготовленный по вопросам религии и атеизма, владея марксистской методологией, Луначарский в диспутах с церковниками умел пункт за пунктом разбивать их доводы и аргументы.

Именно на материалах подобных диспутов воспитывалось целое поколение атеистов.

Необходимо отметить, что в диспутах с Луначарским богословы старались использовать ошибки, допущенные им в период увлечения богостроительством. Как вспоминает Корней Чуковский, митрополит А. Введенский на одном из публичных диспутов с Луначарским, прочитав вслух несколько "богостроительских" строк из одной старой книги последнего, обратился к аудитории с вопросом: "Знаете ли вы, кто написал эти благочестивые строки?" И, выдержав эффектную паузу, ответил: "Нарком Луначарский". Луначарский возразил ему не сразу. Он долго говорил о другом и, лишь сойдя с трибуны, заметил: ...Ах, да. Я совсем позабыл ответить моему оппоненту... вот о тех строках, которые он сейчас цитировал. Строки эти действительно были написаны мною. Помню, прочтя их, Владимир Ильич сказал: "Как вам не совестно, Анатолий Васильевич, писать такую чушь! Ведь за неё всякий поганый попик схватится". И ушёл под ураган аплодисментов.

Широким трудящимся массам, стоящим "на распутьи в вопросах религии", Луначарский считал необходимым дать ответы на самые разнообразные вопросы и прежде всего снять ореол святости с религии и вскрыть сам процесс ее возникновения.

В своих лекциях "Введение в историю религии", прочитанных в октябре 1918 года в Петрограде на курсах инструкторов политпросветработы, в работах "Как родилась религия", "Интеллигенция и религия", "Миф о Христе" и других он излагает основные вопросы истории религии. Используя большой этнографический и исторический материал, Луначарский рассказывает, как возникли представления о душе, о загробной жизни и другие религиозные понятия, раскрывает связь дохристианских и нехристианских верований с библейскими положениями.

В процессе исследования основных форм религиозного сознания он опровергает богословский тезис о том, что монотеизм представляет собой якобы извечно данную форму религии. В действительности никакого чистого монотеизма в истории религии никогда не было. Наличие в христианстве наряду с понятием "бог" понятия "дьявол" и других является наглядным доказательством того, что оно отнюдь не свободно от политеистических представлении. Сам процесс эволюции религиозных взглядов, переход от политеизма к монотеизму совершается благодаря изменениям, происходящим в человеческом обществе. Так что "потусторонний мир организуется и фантастически отражает иерархическую организацию, организацию классовую, организацию, которая слагается на земле".

Религия всегда была орудием духовного порабощения трудящихся. Союз религии с эксплуататорскими классами сохранялся на всем протяжении существования антагонистических обществ.

В статьях "Политика и религия", "Культура на Западе и у нас" и других А. В. Луначарский на примере взаимоотношений буржуазных партий ряда стран Западной Европы с религиозными организациями разоблачает попытки церковников представить религию вне политики и делает вывод о том, что "в настоящее время мы видим скорее оживление конфессиональных воздействий на политику, чем их ослабление". Контрреволюционная деятельность духовенства в первые годы революции выявляла подлинную социально-политическую роль религии в обществе, её непосредственную связь с интересами и делами свергнутых эксплуататорских классов.

В этот период Луначарский выступает со статьей "Изъятие церковных ценностей и Наркомпрос" и с брошюрой "Кому принадлежит церковное имущество?", где показывает антинародную деятельность церковной верхушки, выступившей против использования части церковных ценностей для помощи голодающим.

В своих лекциях "Почему нельзя верить в бога", "Воспитание нового человека", "О яде религии", "Культура, быт и религия" и многих других он убеждает слушателей, что при строительстве нового общества религиозные взгляды являются тормозом на пути социалистического преобразования страны. Даже когда церкви занимаются только вопросами веры, они в силу своего антинаучного мировоззрения оказывают вредное влияние на сознание верующих прежде всего потому, что своими проповедями о потустороннем мире сковывают их социальную активность, мешают их полноценному участию в изменении земных условий бытия.

Луначарский активно выступил против попыток некоторых служителей культа отождествить христианство и коммунизм с целью приспособиться к действительности. Так, лидер обновленчества митрополит А. И. Введенский прямо утверждал, что христианство якобы содержит в себе все коммунистические принципы и потому марксизм есть лишь "евангелие, перепечатанное атеистическим шрифтом". В своих выступлениях, статьях, известных диспутах с представителями обновленчества Луначарский разъясняет широким трудящимся массам причины, суть и смысл приспособления церковников, которое представляет собой вынужденное социальное явление, преследующее цель удержать позиции религии в новых общественных условиях.

Попытки церковников выдать коммунизм за наследие христианских идей равноправия, братства, справедливости несостоятельны. Идеалы справедливого общественного устройства вытекают не из христианства, а из самой социальной действительности, из глубокого недовольства эксплуатируемых классов своим угнетенным положением. Принципы христианства и коммунизма в корне различны и несовместимы.

В этом плане интересен доклад Луначарского "Личность Христа в современной науке и литературе". Останавливаясь на исканиях Анри Барбюса, изложенных им в книгах "Иисус" и "Иуды Иисуса", Луначарский подчеркивает, что попытки представить Христа не только как историческую личность, но и как своеобразного "предшественника нашего" привели А. Барбюса на ложные позиции. В связи с этим Луначарский самокритично вспоминает и осуждает свои былые увлечения богостроительством: "Лично я с особенным чувством волнения могу говорить об этом, потому что задолго до того, как этим вопросом занялся Барбюс, занимался этим и я.

Я в моем большом труде "Религия и социализм" пытался доказать, что можно вычитать какой-то социализм в христианстве, но пришел к убеждению, что был неправ. От этих "грехов молодости" я давно отрекся, и наука, которая пошла с тех пор далеко вперёд, показала для меня исчерпывающе ясно, что этот тезис защищать нельзя".

Луначарский понимал, что всякая религия выступает не только как мировоззрение, но и как этическая система. Поэтому всестороннее разоблачение богословских спекуляций на моральных проблемах он считал важной задачей атеистического воспитания и этим вопросам уделял значительное место в своей антирелигиозной пропаганде. В лекциях "Мораль с марксистской точки зрения", "Религия и нравственность", в докладе "Марксизм и педагогика" и других работах он наряду с показом несостоятельности религиозно-идеалистических взглядов на происхождение и сущность морали подвергает уничтожающей критике богословский тезис о том, что якобы религия является основой нравственной жизни человека.

Мне нравятся как идеи Луначарского, так и проводимая им политика. Так же мне интересна тема Революции, но не в плане того, что "вместо одного царька посадим другого", а именно Революции на уровне сознания, на уровне изменения взаимоотношений в социуме, революция в восприятии творчества и искусства... И что меня больше всего радует, так это то, что все эти изменения тогда проводилось на уровне государства!
Когда мы придём к власти™ я обязательно воспользуюсь идеями Луначарского! ;
Статья из сборника "Атеистические чтения".

"Этот человек не только знает все и не только талантлив - этот человек любое партийное поручение выполнит, и выполнит превосходно". Так сказал В. И. Ленин об Анатолии Васильевиче Луначарском. Все свои знания и талант А. В. Луначарский отдал тому делу, которое считал и своим внутренним долгом, и партийным поручением, - делу духовного раскрепощения масс. Об этом статья кандидата философских наук О. А. Павловского.

Среди плеяды выдающихся революционеров-ленинцев Анатолий Васильевич Луначарский занимает одно из ведущих мест. Крупный деятель Коммунистической партии и Советского государства, блестящий пропагандист и теоретик марксизма-ленинизма, литературовед, публицист и дипломат, активный строитель социалистической культуры и народного просвещения и, наконец, воинствующий атеист, Луначарский поражал всех, кто встречался с ним, чрезвычайной многогранностью и разнообразием своих интересов и познаний.

"На редкость богато одаренная натура", - говорил о нем В. И. Ленин. Характерной чертой Луначарского была его талантливость, писала Н. К. Крупская. "Эту талантливость особенно ценил... Владимир Ильич, за эту талантливость любил его, был к нему пристрастен, подходил к нему с особой меркой. У Анатолия Васильевича была не просто талантливость. Это была талантливость, поставленная на службу большевизма".

В 1925 году праздновалось 200-летие Российской Академии наук. На юбилейном общем собрании Академии наук СССР, на котором присутствовало немало видных учёных из многих стран мира, Луначарский выступил с докладом. Анатолий Васильевич начал свою речь на русском языке, продолжал на немецком, французском, английском, итальянском и закончил латынью. Эта речь произвела сенсацию за границей. Одна французская газета писала, что Луначарский — самый культурный и самый образованный из всех министров просвещения Европы.

Луначарский обладал прекрасной способностью свободно, непринужденно распоряжаться своими обширными познаниями. Быстро и без видимых усилий он извлекал из глубин своей феноменальной памяти эти познания и превращал их без всякой подготовки в доклад, статью, лекцию.

А. В. Луначарский, будучи всегда искренним борцом за освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения, вместе с тем в дооктябрьский период прошел сложный путь эволюции философских взглядов.

Трудности идейной эволюции были обусловлены прежде всего особенностями формирования философских взглядов Луначарского. Рано вступив на путь революционного движения, он наряду с изучением "Капитала" К. Маркса и другой революционной литературы читает философские произведения представителей идеализма (Спенсера, Ницше, Авенариуса, Фихте, Шеллинга, Конта и других) и испытывает на себе их влияние. Некритическое отношение к системам философов-идеалистов привело к глубоким философским заблуждениям - увлечению махистской философией и богостроительским исканиям.

Процесс полного освобождения философских взглядов Луначарского от заблуждений был длительным и сложным. Решающим фактором в этом процессе явилась принципиальная критика В. И. Лениным махизма и богостроительства, а также личное участие Луначарского в революционном движении, а в дальнейшем его активная разносторонняя деятельность в советское время. Ленинская критика ошибочных философских и политических взглядов Луначарского, постоянное товарищеское внимание и помощь со стороны Владимира Ильича сказались на всей его последующей творческой жизни и деятельности. Отмечая огромное ленинское воздействие на старую гвардию революционеров, Луначарский писал: "Пожалуй, никто из нас не был бы тем, чем он есть, без Ленина. Ленин многому нас научил".

Преодолению идейных блужданий Луначарского способствовали также и такие личные качества его, как неприязнь к косности мышления, стремление к самокритичному пересмотру своих собственных воззрений.

Примером борьбы Луначарского с богостроительскими тенденциями в послеоктябрьский период является его остроумная критика ограниченности, непоследовательности представителей буржуазного атеизма и попыток некоторых зарубежных писателей, в том числе и Бернарда Шоу, построить "очень утонченного" бога. В предисловии к книге Шоу "Чернокожая девушка в поисках бога" Луначарский писал: "Люди с некоторым артистическим позывом к персонификации, к символам, к патетике, к повышенной эмоции очень легко ударяются в такого рода мифологию, не всегда сознавая, что самый утонченный бог так же нелеп, не нужен, так же вреден, как и самый грубый... Я тоже страдал таким же "мифологическим" позывом и тоже думал не столько найти, сколько коллективными силами построить некоего очень симпатичного бога. Но мой великий учитель Ленин и великая партия, к которой я принадлежу, очень быстро исцелили меня от этих интеллигентских попыток лить грязную воду в чистую ключевую воду научного диалектического, материалистического атеизма". Именно благодаря своему освобождению от "мифологического позыва" Луначарский с первых дней Октябрьской революции и до конца своей жизни наряду с выполнением ответственной партийной и государственной работы принимал активное участие в антирелигиозном движении и атеистическом воспитании трудящихся масс, являлся одним из талантливейших пропагандистов научного атеизма.

Луначарский принимал непосредственное участие в выработке важнейших партийных документов по вопросам отношения Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви и атеистического воспитания трудящихся. Он входит в комиссию, созданную 11 декабря 1917 года Совнаркомом для подготовки проекта декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, а с 1921 г. – в Антирелигиозную комиссию при Агитационно-пропагандистском отделе ЦК партии.

Наркомпрос под руководством Луначарского практически проводил декрет в жизнь и создавал советскую систему школьного образования.

Антирелигиозные выступления Луначарского и особенно его публичные диспуты с церковными деятелями играли огромную роль.

С позиций воинствующею атеизма Луначарский высмеивает всякие попытки апологетов религии "доказать" полезность её. Так, митрополит А. И. Введенский в диспуте с Луначарским заявлял, что сравнение, религии с опиумом не так страшно для её защитников, как полагают атеисты. Ссылаясь на практику медицины, он проводил аналогию между пользой опиума как лечебного средства от телесных недугов и религией, которая будто бы может быть эффективным успокаивающим средством в сфере человеческого духа. "...Опиум уменьшает боль в жизни, — говорил Введенский, - с этой точки зрения опиум для нас сокровище, которое дают нам по каплям".

Показывая несостоятельность подобных аргументов, Луначарский замечает, что плох тот врач, который навел Введенского на мысль о проведении аналогии между спасительностью опиума и религией. Действительно, опиум может быть лекарством, но ведь лекарство нужно только больному человеку и не нужно здоровому. А стремление Введенского сохранить религию в качестве духовного "лекарства" служит целям сохранения "болезни духа", усыпления, притупления разума и чувств человека, его духовному рабству.

Прекрасно подготовленный по вопросам религии и атеизма, владея марксистской методологией, Луначарский в диспутах с церковниками умел пункт за пунктом разбивать их доводы и аргументы.

Именно на материалах подобных диспутов воспитывалось целое поколение атеистов.

Необходимо отметить, что в диспутах с Луначарским богословы старались использовать ошибки, допущенные им в период увлечения богостроительством. Как вспоминает Корней Чуковский, митрополит А. Введенский на одном из публичных диспутов с Луначарским, прочитав вслух несколько "богостроительских" строк из одной старой книги последнего, обратился к аудитории с вопросом: "Знаете ли вы, кто написал эти благочестивые строки?" И, выдержав эффектную паузу, ответил: "Нарком Луначарский". Луначарский возразил ему не сразу. Он долго говорил о другом и, лишь сойдя с трибуны, заметил: ...Ах, да. Я совсем позабыл ответить моему оппоненту... вот о тех строках, которые он сейчас цитировал. Строки эти действительно были написаны мною. Помню, прочтя их, Владимир Ильич сказал: "Как вам не совестно, Анатолий Васильевич, писать такую чушь! Ведь за неё всякий поганый попик схватится". И ушёл под ураган аплодисментов.

Широким трудящимся массам, стоящим "на распутьи в вопросах религии", Луначарский считал необходимым дать ответы на самые разнообразные вопросы и прежде всего снять ореол святости с религии и вскрыть сам процесс ее возникновения.

В своих лекциях "Введение в историю религии", прочитанных в октябре 1918 года в Петрограде на курсах инструкторов политпросветработы, в работах "Как родилась религия", "Интеллигенция и религия", "Миф о Христе" и других он излагает основные вопросы истории религии. Используя большой этнографический и исторический материал, Луначарский рассказывает, как возникли представления о душе, о загробной жизни и другие религиозные понятия, раскрывает связь дохристианских и нехристианских верований с библейскими положениями.

В процессе исследования основных форм религиозного сознания он опровергает богословский тезис о том, что монотеизм представляет собой якобы извечно данную форму религии. В действительности никакого чистого монотеизма в истории религии никогда не было. Наличие в христианстве наряду с понятием "бог" понятия "дьявол" и других является наглядным доказательством того, что оно отнюдь не свободно от политеистических представлении. Сам процесс эволюции религиозных взглядов, переход от политеизма к монотеизму совершается благодаря изменениям, происходящим в человеческом обществе. Так что "потусторонний мир организуется и фантастически отражает иерархическую организацию, организацию классовую, организацию, которая слагается на земле".

Религия всегда была орудием духовного порабощения трудящихся. Союз религии с эксплуататорскими классами сохранялся на всем протяжении существования антагонистических обществ.

В статьях "Политика и религия", "Культура на Западе и у нас" и других А. В. Луначарский на примере взаимоотношений буржуазных партий ряда стран Западной Европы с религиозными организациями разоблачает попытки церковников представить религию вне политики и делает вывод о том, что "в настоящее время мы видим скорее оживление конфессиональных воздействий на политику, чем их ослабление". Контрреволюционная деятельность духовенства в первые годы революции выявляла подлинную социально-политическую роль религии в обществе, её непосредственную связь с интересами и делами свергнутых эксплуататорских классов.

В этот период Луначарский выступает со статьей "Изъятие церковных ценностей и Наркомпрос" и с брошюрой "Кому принадлежит церковное имущество?", где показывает антинародную деятельность церковной верхушки, выступившей против использования части церковных ценностей для помощи голодающим.

В своих лекциях "Почему нельзя верить в бога", "Воспитание нового человека", "О яде религии", "Культура, быт и религия" и многих других он убеждает слушателей, что при строительстве нового общества религиозные взгляды являются тормозом на пути социалистического преобразования страны. Даже когда церкви занимаются только вопросами веры, они в силу своего антинаучного мировоззрения оказывают вредное влияние на сознание верующих прежде всего потому, что своими проповедями о потустороннем мире сковывают их социальную активность, мешают их полноценному участию в изменении земных условий бытия.

Луначарский активно выступил против попыток некоторых служителей культа отождествить христианство и коммунизм с целью приспособиться к действительности. Так, лидер обновленчества митрополит А. И. Введенский прямо утверждал, что христианство якобы содержит в себе все коммунистические принципы и потому марксизм есть лишь "евангелие, перепечатанное атеистическим шрифтом". В своих выступлениях, статьях, известных диспутах с представителями обновленчества Луначарский разъясняет широким трудящимся массам причины, суть и смысл приспособления церковников, которое представляет собой вынужденное социальное явление, преследующее цель удержать позиции религии в новых общественных условиях.

Попытки церковников выдать коммунизм за наследие христианских идей равноправия, братства, справедливости несостоятельны. Идеалы справедливого общественного устройства вытекают не из христианства, а из самой социальной действительности, из глубокого недовольства эксплуатируемых классов своим угнетенным положением. Принципы христианства и коммунизма в корне различны и несовместимы.

В этом плане интересен доклад Луначарского "Личность Христа в современной науке и литературе". Останавливаясь на исканиях Анри Барбюса, изложенных им в книгах "Иисус" и "Иуды Иисуса", Луначарский подчеркивает, что попытки представить Христа не только как историческую личность, но и как своеобразного "предшественника нашего" привели А. Барбюса на ложные позиции. В связи с этим Луначарский самокритично вспоминает и осуждает свои былые увлечения богостроительством: "Лично я с особенным чувством волнения могу говорить об этом, потому что задолго до того, как этим вопросом занялся Барбюс, занимался этим и я.

Я в моем большом труде "Религия и социализм" пытался доказать, что можно вычитать какой-то социализм в христианстве, но пришел к убеждению, что был неправ. От этих "грехов молодости" я давно отрекся, и наука, которая пошла с тех пор далеко вперёд, показала для меня исчерпывающе ясно, что этот тезис защищать нельзя".

Луначарский понимал, что всякая религия выступает не только как мировоззрение, но и как этическая система. Поэтому всестороннее разоблачение богословских спекуляций на моральных проблемах он считал важной задачей атеистического воспитания и этим вопросам уделял значительное место в своей антирелигиозной пропаганде. В лекциях "Мораль с марксистской точки зрения", "Религия и нравственность", в докладе "Марксизм и педагогика" и других работах он наряду с показом несостоятельности религиозно-идеалистических взглядов на происхождение и сущность морали подвергает уничтожающей критике богословский тезис о том, что якобы религия является основой нравственной жизни человека.

Наряду с критикой богословских спекуляций в области морали Луначарский большое внимание уделяет пропаганде и разработке принципов и норм коммунистической морали. При этом он исходит из ленинских положений о коммунистической нравственности как законной наследнице всех общечеловеческих моральных норм.

Глубокий знаток искусства и религии, Луначарский прекрасно виден, что вопросы их взаимоотношений на протяжении многих столетий являлись ареной идеологической борьбы. Идеалисты и богословы стремились доказать, будто искусство и эстетические чувства человека имеют божественное происхождение, будто между искусством и религией существует неразрывная связь, способствующая благотворному влиянию религии на искусство, что якобы религиозная вера всегда является источником вдохновения в художественном творчестве и т. д.

В своих статьях и лекциях: "Пермские боги", "Будем смеяться!", "Боги хороши после смерти", "Искусство и религия", "Религия и искусство", "О конкурсе на антирелигиозную пьесу" - Луначарский отмечает антинаучность религиозно-идеалистических интерпретаций вопросов взаимоотношения искусства и религии.

Отсутствие у представителей религии и идеализма конкретно-исторического подхода к анализу этих взаимоотношений вынуждает их прибегать к фальсификации исторических фактов.


Рецензии
Наряду с критикой богословских спекуляций в области морали Луначарский большое внимание уделяет пропаганде и разработке принципов и норм коммунистической морали. При этом он исходит из ленинских положений о коммунистической нравственности как законной наследнице всех общечеловеческих моральных норм.

Глубокий знаток искусства и религии, Луначарский прекрасно виден, что вопросы их взаимоотношений на протяжении многих столетий являлись ареной идеологической борьбы. Идеалисты и богословы стремились доказать, будто искусство и эстетические чувства человека имеют божественное происхождение, будто между искусством и религией существует неразрывная связь, способствующая благотворному влиянию религии на искусство, что якобы религиозная вера всегда является источником вдохновения в художественном творчестве и т. д.

В своих статьях и лекциях: "Пермские боги", "Будем смеяться!", "Боги хороши после смерти", "Искусство и религия", "Религия и искусство", "О конкурсе на антирелигиозную пьесу" - Луначарский отмечает антинаучность религиозно-идеалистических интерпретаций вопросов взаимоотношения искусства и религии.

Отсутствие у представителей религии и идеализма конкретно-исторического подхода к анализу этих взаимоотношений вынуждает их прибегать к фальсификации исторических фактов.

Луначарский указывает на две противоположные тенденции в отношении религии к искусству. С одной стороны, религия ведет борьбу против реалистических черт и устремлений искусства, о чём свидетельствуют жестокие преследования христианской церковью народного искусства, где наиболее полно выражалось отрицательное отношение трудящихся масс к религии и её служителям. С другой стороны, религия стремится использовать искусство для своих целей. Чтобы привлечь народные массы к религии, церковь

Анфиса Третьякова-Федина   26.12.2016 11:51     Заявить о нарушении
Семейство гоминид делится на два подсемейства с 4 родами и 7 современными видами:

подсемейство Понгины Ponginae
орангутаны, Pongo
калимантанский орангутан, Pongo pygmaeus
суматранский орангутан, Pongo abelii
подсемейство Гоминины Homininae
триба Гоминини Hominini
гориллы, Gorilla
западная горилла, Gorilla gorilla
восточная горилла, Gorilla beringei
шимпанзе, Pan
обыкновенный шимпанзе, Pan troglodytes
бонобо или карликовый шимпанзе, Pan paniscus
люди, Homo
человек разумный, Homo sapiens.
Вместе с тем, антропологи предпочитают относить к гоминидам только собственно людей и некоторых их вымерших предков (Australopithecus, Ardipithecus и др.). Существовали также переходные ископаемые формы между ними и другими приматами (уранопитек, накалипитек и др.), систематическое положение которых не определено.

Гоминиды в антропологии выделяются на основании двух простых критериев: двуногость и редукция зубо-челюстного аппарата (уменьшение клыков, параболическая форма зубной дуги, укороченные челюсти). Они также отличаются от других приматов более крупным мозгом (от 600 до 2000 мл)

Анфиса Третьякова-Федина   02.01.2017 23:45   Заявить о нарушении
С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР

Анфиса Третьякова-Федина   04.08.2017 12:49   Заявить о нарушении