Путешествие в мир клетки

       Мишка шёл из школы, сердито пиная камешки, попадавшиеся у него на пути. Настроение было подавленное. Получить двойку на экзамене по биологии! В конце года! Последний экзамен, и на тебе…
    Все одноклассники уже обсуждают свои планы на летние каникулы, а у него – переэкзаменовка. Мишка вспомнил, как учитель биологии, Александр Иванович, укоризненно покачал головой и произнёс: «Ну, что же ты, Миша? Строение клетки надо знать. Вот выучишь, придёшь ко мне через недельку, расскажешь, тогда и отдыхать будешь. А пока, извини, дружок, но больше двойки поставить тебе не могу». От воспоминаний внутри у Мишки поднялась обида, он сжал кулаки, стиснул зубы, но поделать ничего не мог.
    Конечно, Александр Иванович был прав, о клетке Мишка ничего не знал.     Нет, он готовился к экзамену, честно читал параграф учебника, пытался  учить, но ничего из прочитанного не задержалось у него в голове.                Подумаешь, клетка! Мишка мог с закрытыми глазами разобрать и собрать мотор мопеда. Он даже отцу помогал чинить старые машины и мотоциклы. Всё, что можно увидеть, потрогать руками, ему даётся легко. А как, скажите, пожалуйста, познать то, чего не видно? Как можно запомнить то, что и представить себе не можешь? Вызубрить? Мишка терпеть не мог зубрёжки. Он должен сам во всём разобраться, понять, тогда и выучить не составит большого труда. Обиднее всего, что отец теперь точно не возьмёт его в поход, в горы. Он уходит с друзьями через пять дней и обещал в этот раз Мишке, что возьмёт его с собой.
    Как же Мишка ждал этот поход! Как готовился! Каждое утро занимался зарядкой и обливался холодной водой, поднимался пешком на седьмой этаж, и всё зря… Мишка ещё раз глубоко вздохнул и дёрнул ручку двери своего подъезда. От огорчения он даже не пошёл пешком, как обычно, а вызвал лифт. Теперь уже было всё равно…
    Дома Мишка зашвырнул сумку с учебниками под стол, а сам улёгся на кровать. Но глубоко окунуться в свои горестные мысли ему не дал звонок в дверь. Мишке пришлось встать и идти открывать. На пороге стоял Петька. Он улыбался во всё своё веснушчатое лицо, а в руках держал какую-то коробку. «Конечно, ему хорошо, он сегодня пятёрку получил!» – подумал Мишка и буркнул другу не очень-то приветливо:
– Ну, чего пришёл?
– Вот! – Петька протянул Мишке коробку, – держи!
– Что это? – спросил Мишка, хмуро глянув на коробку.
– Это – микроскоп! Настоящий! И не просто настоящий, а волшебный. Мне так дедушка  сказал. А дедушка у меня знаешь, какой?
– Какой?
– А вот такой! – Петька сделал неопределённый жест свободной рукой. – Он всё знает! Если дедушка сказал, что микроскоп волшебный, значит, так оно и есть. С ним ты в два счёта клетку изучишь!
Петька сунул в руки Мишке коробку, почему-то смутился, сразу же покраснев до корней волос, и тихо произнёс:
– Ну, всё, Мишка, занимайся, я не буду тебе мешать, –  и вышел за дверь.
    Мишка остался один, с коробкой в руке. Он закрыл за Петькой дверь, прошёл в комнату, поставил коробку на стол и развязал верёвочку, аккуратно завязанную на бантик. В коробке действительно был микроскоп, а ещё стёклышки с готовыми препаратами. Мишка взял первое попавшееся стёклышко. На нём сбоку была приклеена наклейка, а на ней надпись – «Клетки эпидермиса». «То, что нужно!», – подумал Мишка и положил стёклышко под объектив микроскопа.
    Сначала он увидел только стройные ряды клеток. «Забавно! – подумал Мишка, – только не понятно, чем мне это может помочь». Но чем больше он всматривался, тем интереснее становилось. Клетки как будто стали приближаться к нему, увеличиваясь в размере.
    Он сконцентрировал внимание на одной клетке, и она стала быстро расти. Скоро он увидел её ядро, а через несколько секунд мог уже разглядеть отдельные органеллы. А клетка всё продолжала увеличиваться в размере. Она уже не помещалась в окуляр микроскопа. Зато Мишка мог внимательно рассмотреть, из чего она состоит.
    Мальчику стало интересно. Такое действительно не увидишь в школьный микроскоп. В клетке кипела своя, пока непонятная ему жизнь. И Мишке так сильно захотелось узнать всё, что происходит в непознанном для него мире.
    Вдруг, то ли клетка стала стремительно приближаться, то ли он стал резко уменьшаться, — собственно, Мишка так и не понял, что произошло, только он неожиданно оказался в совершенно непонятном для него пространстве. Он весь, целиком, находился в какой-то жидкости. Мишка и всё окружающее его плавали в этой среде. Впрочем, неудобств это никому не доставляло.
Мальчик пошевелил руками, ногами, покрутил головой – всё прекрасно работало. Он даже не чувствовал стеснения в дыхании. Мишка перевёл дух и огляделся. В этом странном месте всё куда-то двигалось, перемещалось. Работало, не останавливаясь ни на секунду, множество неизвестных ему машин. «Вот это да! – Подумал Мишка, — интересно, куда это я попал». И тут он услышал в своей голове:
— Ты, Миша, находишься в самом центре огромной вселенной, называемой клеткой. И в тебе таких вселенных — великое множество. Хочешь лучше узнать мир клетки? Тогда я приглашаю тебя в удивительное путешествие.
— Конечно, хочу! – подумал Мишка. – А кто это говорит?
— С тобой общается Центр управления клеткой. Я буду объяснять всё, что тебе покажется непонятным. Для начала приглашаю тебя в святая святых каждой клетки – ядро. Оглянись, ты как раз сейчас находишься возле него.
Мишка оглянулся и увидел огромный шар, целую планету с различными выступами и небольшими отверстиями.
– Через эти отверстия в мембране, поры различные вещества могут проникать в ядро и обратно, – услышал Мишка в своей голове. Через них и ты, Миша, сможешь попасть внутрь. Я жду тебя, смелее!
    Мишку не надо было приглашать дважды. Он подплыл к ближайшему к нему отверстию и вместе с какими-то частичками, очень похожими на запчасти от детского конструктора, ловко пролез через двойную мембрану внутрь ядра. В голове сразу возник ответ, что это – молекулы белков и АТФ.
    Первое, что он увидел внутри ядра, – были небольшие ядрышки. Мишка даже вспомнил, что именно так и назывались эти внутренние части ядра. Он читал про них в учебнике. Небольшими их можно было назвать, если только сравнивать с целым ядром. На самом деле они были в несколько раз больше самого Мишки.
    Мальчик увидел, как из ядрышек вылетело множество маленьких зёрнышек, которые разлетелись по всему ядру и дальше, за его пределы.
– Это рибосомы, – услышал он пояснения Центра управления. Они необходимы для синтеза белка всей клетки. Поэтому их так много. Рибосомы копируют инструкции сборки белков и затем передают их на строительные фабрики. Вся информация хранится глубоко внутри каждой клетки, здесь в ядре, в макромолекуле, которая называется  ДНК. ДНК – это цепочка химических веществ, собранных в гены. Видишь, Миша, сколько их. В каждой клетке содержится около двух метров ДНК.
    Миша и сам давно уже рассматривал длинные, переплетающиеся спирали. А Центр управления продолжал:
– Все гены соединяются в такие нити. Каждый ген содержит инструкцию по сборке одного из белков. В двойной спирали ДНК содержатся тысячи таких инструкций, сообщающих клетке, что делать и когда, как создать не только клетку, но и всё твоё тело. Смотри, Миша, какая огромная армия машин путешествует вдоль цепочки ДНК. Они ремонтируют и расшифровывают её, превращая ДНК в распоряжения, понятные клетке.
    В организме человека насчитывается несколько миллионов разновидностей белков, у каждого своя форма и назначение. Представляешь, сколько надо фабрик, чтобы по этим указаниям собрать столько различных белков? Но гены, которые кодируют белки, занимают всего лишь один-два процента. А для чего нужны остальные 98-99% ДНК? Ваши учёные ещё не решили эту задачу, и назвали эти гены мусорным ДНК.
– Центр, а ты мне можешь объяснить, зачем нужны эти мусорные ДНК?
– Нет, Миша, люди сами должны разобраться в этом вопросе. Вот вырастишь, изучишь строение клетки, глядишь, и разберёшься.
– Да, должен признать, что это даже интересней, чем собирать старые моторы.
    Слушай, Центр, а может, в этих генах записано наше божественное происхождение? Я вот слышал, что у человека есть ещё и другие, тонкие тела, которые мы не видим. Так может, эти мусорные ДНК отвечают за их строение?
– Что же, Миша, мне нравится твоя пытливость. Думай, рассуждай, пытайся познать себя, и, возможно, ты сможешь открыть эту тайну.
    Глядя на слаженную работу множества клеточных механизмов, Миша задумался: «Клетка дышит, питается, выполняет много сложнейших операций. Конечно, она живая, в этом никто не сомневается. Вот и Центр со мной разговаривает. Значит, я состою из целой армии живых микросуществ!»
Неожиданно Мишу пронзила мысль, от которой он чуть не упал, и упал бы, если бы находился не в жидкой среде, а у себя в комнате. Он ещё только формулировал свой вопрос, а Центр управления уже отвечал на него:
– Да, Миша, ты правильно рассуждаешь. Клетка действительно обладает разумом. Иначе и быть не может! В этом мире всё, созданное Богом, обладает сознанием, всё развивается. Только в зависимости от задач, поставленных Творцом, и развитие протекает у каждого организма по-своему.
    Я даже больше тебе скажу, Миша, все клетки твоего организма чутко реагируют на твои мысли и эмоции. Они считывают твои команды, порой даже не осознанные тобой, и стараются их выполнять. Вот, как я сейчас тебя слышу, так же и все твои клеточки прекрасно слышат тебя. Если тебе хорошо – то и твоим клеточкам хорошо. Если ты сердишься или обижаешься – то и твои клеточки испытывают напряжение, и им тяжело тогда слаженно работать. Как часто люди говорят, не задумываясь, например: «Глаза б мои тебя не видели» или « И слышать ничего не желаю!» А потом удивляются, почему у них падает зрение или уши перестают слышать. А просто клетки выполняют команды, данные ими же самими. Помни, Миша, ты в ответе и за свои мысли и за весь свой организм. Ну, а теперь, давай продолжим экскурсию по клетке.
    Мишка тем же путём выбрался из ядра и долго ещё путешествовал, наблюдая за работой различных органелл. Он лазил по клеточному каркасу, проверяя клетку на прочность. Восторгался работой митохондрий, удивительных электростанций, дающих энергию для жизнеобеспечения всей клетки. Катался по клеточной мембране на холестериновом плоту. Наблюдал за взаимодействием различных белков. А сколько в клетке оказалось дорог!
Мишка видел, как строится дорога-микротрубочка из белка тубулина. А потом он рассматривал, как белок кинезин везёт по этой дороге мембранный пузырёк. У Мишки дух захватывало от всех процессов, которые происходили в клетке. А Центр управления продолжал ему всё рассказывать и объяснять.
«Сколько же таких миров во мне находится! – думал Мишка. – Буду теперь бережно относиться и к своему телу, и вообще к природе. Ведь всё живое в нашем мире состоит из клеток».
    Изучать вселенную клетки можно было бесконечно. Пожалуй, её не то что за день, но и за месяц не обойдёшь. Мишка даже забыл, что он ничего не ел, придя домой после школы. Он вообще не вспоминал о том, другом, огромном мире, в котором жил. А Центр управления всё рассказывал и рассказывал ему об удивительной жизни, которая протекает внутри маленькой, невидимой глазом клетке.
    Но тут раздался такой знакомый, но далёкий голос. Мишка его где-то слышал, только никак не мог вспомнить, где.
– Ми-ша, – снова произнёс голос, – Миша, сынок, вставай, мама ужинать зовёт.
– Папа? – Мишка протёр глаза и сладко зевнул.
– Ты что, сынок, уснул за микроскопом? Да, занятная игрушка. Я, помнится, тоже в своё время интересовался строением микромиров. Ну, а как твои дела в школе, сынок?
– Папа, – сказал Мишка, глядя отцу прямо в глаза. Я сегодня получил двойку на экзамене по биологии. Не смог рассказать Александру Ивановичу про клетку. Но я тебе обещаю, что завтра же я всё исправлю. Сегодня я столько всего узнал, а главное – понял, что без проблем отвечу учителю на все его вопросы о клетке.
Отец по-новому взглянул на как-то сразу повзрослевшего сына и произнёс:
– Я тебе верю, сынок. Вот завтра сдашь экзамен, и можно будет тогда в поход собираться. Не зря же ты столько времени к нему готовился! А сейчас пойдём ужинать, – папа взъерошил Мишкины вихры, – а то твоим клеткам тоже кушать надо.


Рецензии