Песня хананеянки

видишь они за Тобой идут

камни умолкнут они вопиют

чтобы не обернуться мне вспять

вслед Тебе не кричать

крохи Твои под моим столом

чада-щенята играют в нем

пира и радости полон дом
 
знамя Твое надо мной

слышишь солдаты сюда идут

здесь поцелуями предают

как на горах ароматов олень

Ты убегай скорей

словно Орфей шагаешь ты вниз

как Александр и как Дионис

словно Асклепий Спаситель всех

Отчею молнией

капли от крови землю прожгли

от Галилеи до края земли

велия вера Твоя

Раввуни

хоть слово одно скажи

как на рассвете встретишь меня

новое утро нового дня

где Ты надежду мою положил
 
имя мое скажи.


19.12.2016


Рецензии
Удивительно, как вам удалось услышать песню в одном из самых эмоционально тяжёлых эпизодов Евангелия, об который все обычно спотыкаются. Особенно тяжело читается в синодальном переводе – и хорошо, что вы в своих стихах более близко к подлиннику воспроизвели "щенят" – штрих, который я впервые заметил, читая по-французски, а потом и в современных. Вот так одна черта разворачивает восприятие. И вообще вы замечательно в стихах раскрываете то, что в Писаниях может быть за скобками. Сравнивать Христа с языческими античными богами – это странно, но в контексте звучит вполне достоверно, и редко наши "правильные" молитвы получаются лучше этой.
Спасибо, очень рад познакомиться с вашими стихами.

Филипп Андреевич Хаустов   01.09.2017 16:02     Заявить о нарушении
Дорогой Филипп Андреевич, спасибо вам за добрые слова! О щенятах (kunonia) я читала у С.С.Аверинцева довольно давно. Воцерковление античности, или, как теперь говорят, инкультурация, эллинизма - удивительное явление и очень мне интересно.
Ваша,
О.Дж.

Ольга Шульчева-Джарман   01.09.2017 22:05   Заявить о нарушении
"И Христос вступает в беседу-притчу с хананеянкой, языческой женщиной, у которой была больна и при смерти дочь. Вступает при апостолах, которые слышат эту беседу-притчу. Он говорит о том, что нельзя взять хлеб у ребяток и бросить щеняткам. Какие щенятки? Какой может быть юмор, когда говорится о самом святом — ритуальной чистоте и правомыслии в Законе? Но женщина поддерживает притчу — верно, мудрая женщина была она, что поняла и игру слов, и игру смыслов, и стала равным собеседником Христу, — в отличие, увы, от его учеников.

Какая должна быть смелость у язычницы, которая, несомненно, знала об отношении к своему народу, к язычникам, детей народа избранного, которая понимала, что никто из этого народа не осквернит себя общением с ней, псом? Но что-то иное было в Иисусе, то, что заставило прислушаться к Нему и ее, и другую языческую женщину, знавшую о вечном разделении и презрении чистых верующих к нечистым язычникам, самарянку. Он был совсем другой, к Нему можно было подойти — Он был не такой, как все сыны Израилевы до Него.

И она видит, что Он не один, с Ним ученики, может быть, не они одни, может быть, соглядатаи, предатели… Она словно пытается Его защитить, думая, что Он оправдывается, что Он ищет способ, как ей помочь и не подставить Себя под удар. Она прозрела в Нем того, кто разрушает все преграды, и ей стало страшно за Него — а если Его единоверцы не потерпят этого и убьют Его? И она по-своему понимает Его (как ей кажется) обман своих, который Он должен совершить, будто должен сохранить лицо. И она отвечает, без самоуничижения, но с мужеством мудрости: «И щенятки едят крохи, падающие со стола ребяток». И мудрость ее, любовь ее, желание пожертвовать своей гордостью, своим самолюбием ради того, чтобы Проповедник, который один может исцелить ее ребенка, не потерпел вреда от Своих соотечественников, которые не терпят такое отношение к язычникам.

И глубина прозрения ее веры неизмеримо велика по сравнению с апостолами. О, женщина! Велика твоя вера! Исполнится твое желание! Ты веришь, что Иисус пришел не только к иудеям, что это не просто их частное дело, национально-политическая надежда, но радость всему миру. Такую преграду преодолеть язычнику было еще сложнее, чем иудеям, даже — потрясенным этим диалогом апостолам. Они ведь просили, чтобы Иисус отогнал Своей силой нечистую, небогоизбранную женщину, которая отрывает их от высокого богословия бесед с Ним; или, может быть, кто-то из них думал мягче, думал, что вот бы Иисус нашел такие слова, чтобы она немедленно раскаялась и приняла Закон Моисеев и спаслась в царстве Мессии, которое, несомненно, скоро откроется. Но они не были Его собеседниками — Он говорил одно, а они толковали по-своему, потому что не могли помыслить, что можно преступить закон и нарушить благочестивый, богоугодный быт.

Иисус не стесняется чудес и силы Отца Своего, который Бог и иудеев, и язычников. Он не может не засвидетельствовать, что язычница понимает Его тайну более, чем ученики. Он не прячется. Не таится.

Он — немудр, если судить по житейской мудрости. Он не обустроился в жизни. Он не хитрил и не шел на компромиссы, поэтому так рано взошел на Крест.

Его мало кто понимал при жизни. Но одним из самых глубоких собеседников его была эта язычница из пределов тирских и сидонских…

…Есть повесть у пророка Иезекииля о девочке-найденыше и Боге. Он нашел ее, обреченную на смерть, Он вырастил ее — но она забыла Его и стала устраиваться в жизни. Там было все — и жертвы первенцев, и игры в рощах, и просто грязь. Но Бог продолжает, страдая, призывать ее. Он говорит о дружбе юности ее, когда она без всякого расчета пошла за Ним в пустыню, землю незасеянную, когда ей ничего не надо было, кроме Него. И Он надеется, со всей божественной болью и страданием, что наступит время, когда Он будет беседовать с нею, а она с Ним. И пусть они оба будут неудачниками и ничего не добьются в этой жизни — ни она, ни Он. Это для них не важно." http://www.pravmir.ru/neudachniki-tozhe-nuzhnyi-bogu/

Ольга Шульчева-Джарман   01.09.2017 22:06   Заявить о нарушении
Иисус – вообще тот ещё чудак, особенно после 30. Он сознательно не воспользовался множеством совершенно прекрасных и логичных возможностей, чем вызвал жуткий когнитивный диссонанс у всего мира, а потом и у самой смерти.

Хорошая статья, спасибо. Такое стоит читать, чтобы не сносило крышу от собственной "духовности". Да и без того я Божью волю всё больше слышу от своих добрых друзей, из которых большинство вместо Христа исповедуют довольно странные вещи, а то – прости, Господи – и из каких-нибудь статеек о Летающем Макаронном Монстре.
http://la-cruz.livejournal.com/167421.html
Ещё одно хорошее рассуждение на жену-хананеянку.

Филипп Андреевич Хаустов   02.09.2017 00:10   Заявить о нарушении
Спасибо большое! У меня много статей на Правмире, и еще есть книжка из них, Христос и Адам. :)

Ольга Шульчева-Джарман   03.09.2017 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.