О вечности мистерии театра и новых импульсах оперы

О вечности мистерии театра и поиске новых импульсов популярности оперы

О проблеме выживаемости и поиска новых путей развития академической музыки и музыкального театра в современных условиях. Когда опера была средоточием общественно-политической жизни(18-19 вв.). И  ныне, когда даже в европейские театры зачастую собирается публика, имеющая целью поглазеть на подъем люстры, после чего в первом антракте благополучно удалиться из театра с чувством исполненной цели посещения оперы.

Хотя еще не так давно в театре было много публики, собиравшейся ...тоже не ради высокого искусства, а игравшей в карты и куртуазные романы, и политические интриги, но в определенный момент возвращавшиеся в зал, чтобы послушать:возьмет ли известный певец(певица)верхнюю ноту в арии. С люстрой невелика разница, не так ли? Кстати, предлагаю взглянуть на большую люстру Большого театра, Новая сцена. В хорошем театре не бывает мелочей, даже вешалка Станиславского - то, с чего начинается театр. А торжественная люстра и подавно источник самостоятельного эстетического впечатления и атмосферы театра, большая люстра сцены освещает Действо подобно Солнцу.
 
Но все же:тогда средоточие культуры и политики, ныне - почти музей и архаика для круга увлеченных. Хотя я согласна:симфонические жанры в классическом формате отмерли, исчерпались. Опера в классическом смысле, увы, тоже не на высоте, потуги перекроить костюмы на современные - вот и все. Дикий контраст с музыкой иных эпох делает эти `переодевания`трагикомичным фарсом. Но сами отчаянные попытки продлить жизнь музыкального театра хоть таким способом-заслуживает внимания.
 
Значит, есть импульс и запрос общества на Театр. Успех мюзиклов, рок-опер - в том же ряду. Потому что мистерия театра - вечна. А симфоническое мышление видимо внутренне связано с расцветом европейской философии, особенно абстрактной немецкой, в культуре все взаимосвязано, о чем писал Шпенглер. Современная культура представляется визуально-клиповой, отсюда и успех театральности и визуальности, массовых театрализованных мистерий.
 
Здесь был бы любопытен своеобразный рейтинг популярности:список самых популярных классических композиторов по данным ЮНЕСКО или еще других авторитетных организаций. Хотя было бы любопытно и показательно:какая музыка вызывает наибольший отклик в общечеловеческом масштабе, наиболее интернациональна. Отсюда и отталкиваться для пропаганды и развития классического наследия. Прежде всего в эпоху глобализации на первых местах должны разместиться по логике глобализационного Универсума композиторы с высоким космополитическим рейтингом популярности, а не только национальными. Чайковский, по видимому, космополит по музыке своей. А что удерживает пальму первенства по исполняемости в мире-это факт, сообщавшийся в дни открытия Конкурса Чайковского. Вообще часто упоминаемый факт о Чайковском.
 
Предлагаются сокращенные варианты опер Моцарта для широкой публики.
Не знаю что можно выкинуть из Моцарта без чувства вины и сомнения:Моцарт весь прекрасен, в каждой ноте. "Дон Жуан" я слушала целиком, и каждый звук был наслаждением чуда Моцарта.
 
Церковь в периоды наибольшего влияния и власти как раз запрещал и стеснял театральную культуру. А если что-то разрешал, то через неестественные препоны и ограничения, вроде долгого-предолгого запрета женщин на сцене как в драме, так и в опере. Приведшей к уникальной культуре кастратного пения, но как только рухнули баръеры церковной власти - на сцене появились певицы, и эпоха кастратов-виртуозов навсегда канула.

Не для всех авторитетны слова, сказанные с высоких трибун в дни открытия и проведения Международного конкурса имени Чайковского? Нашего главного
международного смотра классических музыкантов, с представительством высших лиц страны? Чайковский по матери-француз. Вообще заметно французское влияние в творчестве Чайковского.
 
Например, песенка(романс) Графини на французском - цитата из оперы придворного композитора французского Барокко Гретри "Ричард Львиное сердце" и интродукция в "Пиковой даме"-спектакль в спектакле - стилизация музыкальных спектаклей 18 века. Чайковский многому обязан своему любимому Моцарту("слаще звуков Моцарта"), которого считал высшим проявлением музыкального гения. И итальянское влияние, например,  в его многочисленных романсах вполне ощутимо, хотя основа их глубоко русская. Он вообще много творил и подолгу жил за границей, благо щедрость богатой меценатки-покровительницы Надежды Филаретовны фон Мекк позволяла устроиться с комфортом и изучать музыкальное наследие многих стран и веков.   

Как видим, космополитизм Чайковского - основа его международной популярности, хотя распространилось глубоко несправедливое на мой взгляд мнение о "слабом" влиянии  Чайковского за пределами России. Якобы "преувеличении" значения Чайковского в советское время. Тот факт, что Чайковский ежедневно исполняется во всем мире - опровергает это измышление.

 
Некоторые мои статьи в тему:

 Предновогоднее:
Рождественская музыка. Рождественские оратории
http://www.stihi.ru/2016/12/05/9613
 
С середины XVII столетия, когда оперный театр стал главной формой приобщения к к музыке, театру и формой развлечений масс - оратории исполнялись чаще всего в Великий Пост. Однако в это время по особому обету римских пап оперные театры по всей Европе в этот период стали закрываться, и любителям оперного искусства пришлось слушать оратории, которые в XVII - 1-й половине XVIII века часто назывались «духовными операми». В некоторые годы светские увеселения отменялись полностью, так что это дало импульсы расцвету ораториального жанра.
Как и в оперном театре, в католических ораториях этого времени  большое разнообразие сюжетов, но носят они уже не светский, а религиозный характер.

Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия. (Рекомендую всем к прочтению, узнаете поразительные факты. Задуман цикл на эту тему).
http://www.stihi.ru/2016/12/17/2838

Оперы на сюжеты русских сказок о Гиперборее
http://www.stihi.ru/2015/07/02/6586
 
Елена Образцова. Великая и земная
 Цикл статей памяти любимой певицы(ссылки в статье)
http://www.stihi.ru/2015/01/14/1970

И т.д. см. музыкальную публицистику в моей папке "Статьи о музыке. Музыкальная критика". В ней не только о классике, но и анализ современной музыки и впечатления о резонансных музыкальных событиях этих лет(Олимпиада, Евровидение, оперные и балетные премьеры, концерт в Пальмире и т.д.).



 Смотрела однажды всю Норму Беллини, но сейчас оперы уже не умеют ставить в погоне то за причудами, то за минимализмом декораций, не то. Опера должна быть оперой! Искусство Большого Стиля. Зрелищное и масштабное.Но и эпоха не та, что в оперные эпохи европейской культуры когда "Опера" была частью антуража, даже средоточием политических интриг. "В опере" происходило всё, что охватывало европейский мир. Это в прошлом. Ныне Европа вырождается, носится с культом разных эрото-причуд, болезненно заострена на теме пропаганды и "защиты" прав геев и прочих-времена Соддома и Гоморры, а сюда еще и миллионы беженцев и миграции с Востока. Гремучий котел, который перформатирует мир. Но... далеко зашла. Попью чайку с конфетками:))

Зера Черкесова Новеллы   08.11.2015 


Рецензии