Аввакум

То-то приспело, смутьян протопоп,
время тебе неустанно страдать!
Ишь, расходилась бесовская рать,
лихо пошла заколачивать гроб.

Пусть и муруют в четыре стены,
пусть и хоронят под грудой камней —
Втуне лютуют рабы Сатаны:
воля-то наша пребудет вольней.

Воля-то, воля! Прими да ступай
по миру божьему — с краю на край.
Полно мудрены словесы плести —
русскую землю ногами крести!

С царства московского да на восток,
да за Урал, за Байкал — на Амур,
в хвойную землю мохнатых даур,
чтоб воротиться в назначенный срок

Чтобы — на север, на лютый простор,
где, разрешившись вконец от оков,
стынут останки святых Соловков,
где над землею — до неба костер!


Рецензии
Здесь о стихах говорить не получается. Образ Аввакума перевешивает. Читала про него. Остался тяжёлый осадок. Сильный был человек и в вере своей крепок,не смог принять церковных реформ даже в малости. Бывали и у него минуты слабости,за что мучил себя и казнился,тяжело было об этом даже читать.
Стихи отражают Ваше к нему отношение.
Стихи сильные,строчки в душу западающие...
С уважением.

Прокопьевна   23.12.2016 02:29     Заявить о нарушении
Мне феномен раскола интересен парадоксальным сочетанием крайнего мракобесия формы и внутреннего освобождения. И вот именно это ощущение свободы хотелось передать. Не знаю уж, насколько удалось.

Барт Фарт   24.12.2016 15:15   Заявить о нарушении
Вас интересовал не "единый аз", а беглая романтика
может вспомню-
читано после поэт. вечера весной в 96 г. в присутствии Полины.
Ей тогда понравилось.
Серый козлик при женском монастыре
ходит вверх по склону- потом идёт вверх
летом беден его рацион
...мне не нужен небесный пастух
мне не нужен небесный пастух
я монашек люблю без креста и ревную к христу!
а на теле козла колокольчика звон
на копытах-земля, на бородке резон
он признался ...что любил колокольчика звон
Убегая, срываясь с верёвок, с цепей..
Мне не нужен небесный пастух....
(эта Полина в юности-20 лет назад, часто бегала из дому и ездила автостопом)
Я специально к ней не подстраивался, т к весной этого не знал.

Алексей Андрианов 2   26.12.2016 04:17   Заявить о нарушении
Да,стихи передают внутреннее освобождение, я бы даже сказала восторг от этого ощущения, от силы веры, от несгибаемости. Это ещё ощущается и бескрайностью просторов...и его святостью. Если бы не читала про него раньше,не знала его тягот и внутренней борьбы,восприняла бы стихи немного по другому...но прочитанное пригибает своей тяжестью.

Прокопьевна   26.12.2016 11:51   Заявить о нарушении
Не только "беглая романтика", да и Аввакум, чай, в Даурию и в Пустозерск не по своей воле отправлялся. Но вот еще что: эта ригористическая непреклонность во имя "единого аза" почти сразу породила невиданную свободу религиозного творчества среди старообрядцев. Религиозного, да, но средневековое сознание всегда освобождалось в первую очередь через независимое понимание христианства. И вот такое независимое от любых авторитетов право на СОБСТВЕННОЕ мнение как-то не сходится с угрюмым догматизмом за "единый аз". И напротив - модернизировав обряд (свобода мысли, вроде как), Никон обрек официальное православие на многовековую стагнацию. Поэтому свобода в расколе лежит глубже чем просто "романтика дальних дорог". Не оттого ли, что догматизм - снизу, из народной массы, а модернизация сверху, плахой, дыбой да костром?

Барт Фарт   26.12.2016 19:00   Заявить о нарушении