Школа - страна парадоксов

Наша школа в первой четверти XXI века перестала выполнять главную функцию, заложенную в её названии в Древней Греции — «досуг, отдых». Однако этот досуг не был праздным — он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и  понятие «школа» стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами.
Итак, школа…
Центром педагогической системы Песталоцци, швейцарского педагога-гуманиста XVIII-XIX в.в.,  является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предполагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека. И сейчас стоит здание в городе Черняховске, Калининградской области (школа №1), где  два века назад вёл педагогическую деятельность просветитель  Песталоцци. У него на первом месте в гармоничном развитии личности стояло физическое образование, затем – трудовое, от которого наше минобрнауки начала  XXI решило полностью отказаться, даже протереть классную доску от мела учитель может  предложить ученику только с письменного разрешения его  родителей. Конечно, Пестолоцци радел о нравственном воспитании. А вот умственное развитие  стояло на последнем месте. Почему? И на это есть ответ-рассуждение  Екклесиаста – царя над Израилем в Иерусалиме: «Дела, какие делаются под солнцем - суета и томление духа, …потому что, кто умножает познания, умножает скорбь».
Что наше общество   имеет сегодня? И скорбь, и печаль, и томление духа. И всё это через познание, которое перешло в гонку безумных: учителей, чтобы дать высокие показатели качества знаний своих учеников; родителей, которые при своей гордыне в этой гонке хотят быть первыми. Тем родителям, которые думают инако, учителя, общественность должны вразумить, как они не правы, и втягивают их всячески в эту гонку. И только третьи лица – дети – невольно оказались  заложниками сегодняшней ситуации в школьном образовании.
Соотечественники, в  каждодневной суете и заботах остановитесь на минуточку,  присмотритесь к маленьким нашим жителям, которые по улицам городов и деревень идут, смиренно опустив голову и потупив взгляд, и несут  за плечами ранцы непомерных объёмов и веса, понимая, что НЕТ выхода из ситуации, заложниками которой они оказались. Кто-то, приспосабливаясь,  достигает определённых успехов в угоду системе, кто-то ломается на полпути, сходит с дистанции, попадая в разряд перманентных неудачников. А кто-то, не видя света в конце тоннеля,  решается уйти из жизни. Всё это горе не только личное, но и трагедии для общества, страны  и времени, в котором мы живём.
Сколько талантливых сантехников, слесарей, поваров, парикмахеров, сварщиков, швей, да просто   не озлобленных  счастливых людей потеряла страна в гонке за процентами качества в образовании, причёсывая всех одной гребёнкой под названием «стандарт в образовании». Разве могут все дети стандартно мыслить, походить друг на друга  в способностях, вкусах и пристрастиях? Почему же мы, взрослые, пытаемся их сделать такими одинаковыми, скучными. Причём, в свои  планы и мечты их, наших дорогих любимых детей,  не посвящаем.
Мы, взрослые помнить должны, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» (Достоевский), а уж тем более, не стоит успехов  отдельно взятой школы или учителя, который, не задумываясь о своей профнепригодности, на каждом уроке твердит: «Плохо сдадите ЕГЭ, мне низкую зарплату выплатят или уволят». А учительница ребёнка-инвалида I группы матери его твердит: «Надо учить сына, требовать от него прочных знаний. Придёт комиссия, проверит, увидит, что материал за первый класс Ваш сын не усвоил, и что тогда?».  Действительно, и что тогда… Ей бы, «мареванне», на минуточку задуматься: каково это в семилетнем возрасте пройти через семь операций на головном мозге (трепанация черепа под полным наркозом), в результате на 90% потерять зрение. Он хорошо разучивает стихи, выразительно читает их наизусть, а другой, к примеру, поёт, играет на гитаре, третий такие поделки делает из природного материала, что в пору их на международные выставки отправлять. Вот и будет гармония конкретной личности  ученика, если развивать его творческие данные в этом направлении. А не давить на то, что «он должен, как все». И кто это придумал, что «должен»? Он, ребёнок, пришедший в этот мир, никому ничего не должен. Это мы, родители, должны, прежде всего, оградить от подобных школ и «марьиванн» своих талантливых  детей, помочь сыну или дочери  вырасти и найти своё место в жизни, а школа (досуг, отдых) и её сотрудники,  сопровождать ученика до определённого возраста. И тогда, может быть, прибавится количество учеников, желающих ходить в школу и получать знания, формируясь в гармоничную личность.

18 декабря 2016 год


Рецензии
Прочитала на "одном дыхании"! Как это уместно и точно ИМенно сейчас, в наше время!!! Знаете, я наверное человек какой-то другой эпохи... и, возможно, ошибаюсь в своем мнение, но.... я как сейчас помню, своё стремление в школу... ещё в садике, особенно последние 2 года садика. Ах, как мне хотелось в школу!!! В садике я не помню свою воспитательницу, как-то, не в обиду её сказано, не запомнилась она мне ничем и никак, а вот моя нянечка.... моя замечательная нянечка... тётя Тося. Я не знала её фамилии и отчества, но мне никогда не забыть её имени, её доброй души, ласковых рук... её юбки, чуть ниже колена, за которую я постоянно держалась... Вот это нянечка!!! Прям самая настоящая... самая, самая лучшая... настоящая няня для малыша. Именно встреча с ней породила в моём сознании образ учителя, каким должен быть учитель... человек, который знает ответы на все вопросы и, мало того, он - учитель научит меня этим знаниям... Мне казалось, что учитель - это некий волшебник... ну, разве обычному человеку такие знания под силу?! - думалось мне под тихое пение моей няни... если садик ТАкой, то Каким должна быть школа... что это за зверь такой чудный... почему все дети идут в школу с цветами... Ах, как много вопросов было в моей голове.... как же и мне хотелось идти в Школу к моему Учителю с букетом цветов получать ответы на все мои вопросы.... В садике я хотела походить и равняться на тётю Тосю.. и из всех своих детских сил старалась быть на неё похожей. Няня спрашивала меня - ты хочешь быть, как я - няней в садике? - я любила свою нянечку, но не задумываясь отвечала, что хочу быть учителем. .. няня, улыбаясь, отвечала, - значит будешь! - я представляла себе учителя - это была красивая женщина - идеал красоты и мудрости.... (казалось бы, откуда мне ребенку знать о мудрости, но это всё из сказок, которые читала мне няня... Василиса премудрая, прекрасная...) кротости... она очень добрая и у неё красивая улыбка... она пример совести и честности, никогда не обманет, ни за что не предаст... - Она ведь УЧитель!!!... Но, к сожалению, я встретила только одну похожую на мой образ учительницу., это была Наталья Михайловна - учитель рисования и больше никого, хоть бы даже толикой похожей... остальные были из тех, о которых писали Вы. Сказать, что я была разочарована... значит ничего не сказать. Я знала, что вы - учитель, Уважаемая Мария Иннокентьевна, что Вы хороший учитель - убедилась на собственном опыте ;), что Вы - замечательный человек, обворожительная женщина, знаю не понаслышке... теперь, прочитав Вашу статью "Школа - страна парадоксов" я точно знаю, что Вы - тот самый идеальный учитель... мой идеальный учитель! Ведь другой... стандартный учитель никогда не будет так рассуждать... он даже об этом думать не будет..... Наверное, я всю жизнь, разочаровавшись однажды, все же искала "свою идеальную учительницу"... но вера в то, что найду.... угасала.... - и жизнь послала Вас... с Вашим замечательным внутренним и внешним Миром.... ведь человеку так важно верить и надеяться. Иначе никак. С глубоким Уважением. Людмила.

Людмила Подойницына   23.12.2016 20:24     Заявить о нарушении
Надеюсь, жизнь даст мне возможность познакомиться с Вами лично... когда нибудь......

Людмила Подойницына   23.12.2016 20:26   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая, уважаемая Людмила! Я ещё со школьной скамьи и последующие почти сорок лет работая учителем, считаю, что учитель, как только забывает себя в своём школьном детстве, перестаёт быть УЧИТЕЛЕМ, а становится чинушей... Конечно,и у меня эта надежда на нашу встречу зреет.

С уважением Мария Иннокентьевна

Мария Пахорукова   24.12.2016 07:12   Заявить о нарушении