3. 5 Период познания. Восприятие медиатекста

   Современное восприятие окружающей действительности и самого себя – это вхождение человека в реальный и виртуальный миры. Впечатления, в том числе от СМИ, обусловлены изменениями в окружающем мире, а он, действительно, изменился.
 
   В условиях конкуренции с виртуальной сетью, текст перестаёт быть просто текстом. Он становится медиатекстом. Следует отметить, что смысловое наполнение термина медиа (от латинского  «media», «medium» – средство, способ, посредник) позволяет называть медиатекстом любой носитель информации:  от наскальных рисунков, традиционных книг, произведений искусства, заканчивая феноменами технического прогресса. Однако, как обобщающий термин медиатекст закрепился именно за текстами массовой коммуникации.   

   Он предшественник  терминов:  журналистский  текст,  публицистический текст,   газетный текст, теле и радио текст,  рекламный текст, текст Интернет и т. д.. Текст определяется как информационное пространство, в котором для простоты и лёгкости восприятия, взаимодействуют  разные элементы: текст, картинки, инфографика, анимация. Американцы давно читают комиксы, японцы – мангу и т.п.. По сути, это медиатекст. Темп современной жизни с её технологическим комфортом  стал  настолько быстрым, что люди не хотят слишком долго на чём-то останавливаться и воспринимать информацию в виде сплошного порядка слов.

   Как писал один из исследователей медиатекста, Алан Белл [1]: «Определение медиатекста выходит за рамки традиционного взгляда на текст как на последовательность слов, напечатанных или написанных на бумаге. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы…».

   Правильность восприятия медиатекста  обеспечивается не только средствами языка и оформлением текста, а общим фондом знаний и опыта, культурой каждого конкретного человека. Фоновые знания –  это знания реалий и культуры, которыми обладают авторы медиатекста и пользователи. Для полного восприятия медиатекста необходим широкий культурный контекст, он создает общий фонд знаний. С формальной точки зрения контекст представляет собой среду, в которой существует информация, определённую систему отсчёта, пространство имён, это ситуация, это значение, это смысл, это живая ткань реальности.

   Речь по своей природе эллиптична, мы не всегда договариваем свои мысли, пропускаем звуки, слова, словосочетания, многое опускаем из текста. Обычно подразумевается, что пользователи в курсе событий из прежних знаний.  Для адекватного восприятия текста необходим информационный фонд, единый для автора текста и его пользователя. Это основа для восприятия медиатекста, но и содержательное наполнение должно вызывать интерес и желание прочитать. Для этого медиатекст должен быть хотя бы познавательным и содержать некоторое количество знаний. Хороший заголовок, наполнение материала картинками, графикой, таблицами – всё это оформление цепляет взор.

   Организация медиатекста способна цеплять и влиять на  психику человека. Принцип новизны привлекает читателя. Сначала сообщаются важные последствия, интереснее читать о них, а не о самом событии. Затем – подробности, герой  сообщения, его характеристика и т.д. Причины произошедшего. Контекст (статистика, исторический экскурс) и фоновая информация. По сути, это и есть структура медиатекста. Важен стиль повествования: простота, лаконичность, понятный язык. Любая информация должна отвечать на шесть простых вопросов: кто, что, где, когда, как, почему, и такой материал будет исчерпывающим для восприятия медиатекста.

   Любой текст рассчитан на чьё-либо восприятие: писатель и историк публикуют для потомков, учёный (коллектив) – для коллег своей области знаний, передавая наблюдения и выводы своих исследований.  Человек, создающий записи в дневнике, пишет – для себя. Это тоже определенный адрес. Поэтому любой текст имеет двунаправленность: на автора-создателя или коллектив,  на воспринимающего читателя.

   С точки зрения информации, текст воспринимается как информационное единство. С точки зрения психологии, текст – творческий акт автора с определённой целью, продукт речемыслительной деятельности человека. Автор, скорее всего, вкладывает один, ему понятный, смысл в произведение, но толкований может быть много.

   Лично мне нравится разгадывать разные грани смысла в тексте. Хоть автор скорее всего вкладывает один (ему понятный) смысл в произведение, но толкований может быть много. Разные люди находят в медиатекстах разный смысл, созвучный своему восприятию мира. Это не значит, что один понял произведение правильно, а другой неправильно, все правы, сама суть таких медиатекстов  сводится к тому, чтобы каждый нашёл в них свой смысл. Думаю, что любой медиатекст – связующая нить общности, народа, инструмент самоидентификаци, символ сознания и культуры.

   Восприятие медиатекста означает взаимовлияние особенностей культуры автора и структурной организации произведения, даёт перспективу для дальнейшего исследования медиа картины нашего мира. Задумываясь над восприятием медиатекста, можно сказать, что этот процесс выступает в качестве средства самоопределения человека в различных сферах его жизнедеятельности.

   На сегодняшний день влияние медиа на аудиторию осуществляется на разных уровнях. Попробую выделить некоторые из них:
   • психофизиологический уровень влияния на простейшие эмоции;
   • социально-психологический уровень, основанный во многом на эффекте компенсации, когда слушателю, зрителю дается иллюзия осуществления своих заветных желаний путем идентификации с персонажем медиатекста;
   • информационный уровень;
   • эстетический уровень;

   Творческое восприятие медиатекстов способствует осуществлению более эффективной коммуникации и даёт человеку больше возможностей для расширения нового миропонимания. Но, всё же, каждый автор, прежде чем цеплять картинку к своему тексту должен хорошенько подумать, это ему точно надо? Ведь произведение перестанет быть просто текстом. Оно станет другим, более насыщенным, медиатекстом… Вспомнилось, как подруга в родном селе готовила новогодние блюда. Она их красиво оформила. Но домашние, гости, стеснялись притрагиваться к украшенной трапезе до тех пор, пока украшения не были сняты. :)




Информационная памятка (по материалам Википедии, Интернет):
[1]   Алан Белл - американский психолог.




***
Песня "Жемчуга" http://www.youtube.com/watch?v=MpQaba1urKY&t=40s
Источник - https://proza.ru/2022/09/06/1038
Рецензия на «Дверь в детство» (Ирина Петал)

Нетрафаретно, легко! – мне понравилось. Ваша половинка повести состоит частично из выбранных отзывов и рецензий. Это не удивительно. Вы, как мне кажется, смелее и уверенней чувствуете себя, именно комментируя:) Можете написать ярко, метко, глубоко и красиво. Где-то я у вас читал, что вы одной даме написали ТАКУЮ рецензию, что она попросила вас её убрать, чтоб не отпугивать читателей, - любопытно было б прочитать:) Жаль, что вы редко обращаетесь к чисто самостоятельному творчеству. Впрочем, тут, конечно, и цели, которые перед собой изначально ставишь, и мотивация, и просто-напросто желание… Да придёт к вам желание! :)
Андрей Харламов   
26.01.2023 13:35

Спасибо, Андрей. Это текст от двух авторов, мы друг друга корректировали, а начинался он от рецензий. В рецензиях часто пишешь не задумываясь - идёт реакция на читаемый текст и всё. Далеко не всегда эта реакция нравится автору текста. Редко мы общаемся только текстами, начинаем сказанное примерять на себя (своё настроение) - и чтоб "фасончик" сидел непринуждённо, красиво, редко случается. Рецензии, отпугивающие других читателей, которые просили убрать авторы, я удалила подчистую. Дело в том, что авторы были очень образованными людьми, учёными, к своему творчеству подходили очень ответственно и серьёзно, а я начинала нести в рецках пургу, шёл в ход и дворовый фольклор, типа "цыплёнок жареный, цыплёнок пареный, пошёл по улицам гулять...", что выходило за рамки поставленной в публикации теме. Ещё я несла в рецензии стихи других авторов по заданной теме: мне нравилось рассматривать тему с разных сторон, с разных точек зрения. Несла разный информационный мусор. Мне-то он нравился, а автору произведения нет, так как загромождал его творение. Авторы-то правы: никому из нас не понравится, если в его дом, срывая дверь с петель, ворвётся посторонний и захламит комнату всякой дребеденью. Я сейчас остерегаюсь писать рецензии. Получается, я их пишу - для себя, стараясь понять тему. Чтобы писать для других, тут, пожалуй, одним желанием не отделаешься... Чтобы писать для других, надо этих других хорошо знать, понимать, в чём они нуждаются, в чём нет. Понимать их образ жизни и многое другое. Короче, я только присматриваюсь, учусь жить, так сказать...
Ирина Петал   
26.01.2023 16:20   

"Жаль, что вы редко обращаетесь к чисто самостоятельному творчеству". Самостоятельное творчество... А что у нас своего? Всё от мира сего, от общения с ним. На пустом месте ничего не возникает.
Ирина Петал   
26.01.2023 16:34   

«Чтобы писать для других, тут, пожалуй, одним желанием не отделаешься... Чтобы писать для других, надо этих других хорошо знать, понимать, в чём они нуждаются, в чём нет. Понимать их образ жизни и многое другое». Ирина, вы тут правы и не правы одновременно. В журналистике, как правило, надо ориентироваться на читателя. В литературе – тоже, но в данном случае уже вступает в силу очень самонадеянное, но всё же, в определённой степени, верное утверждение: «Автор всегда прав». Здесь нужно именно желание и смелость. Смелость – писать то и так, что и как считаешь нужным, не обращая особого внимания на недопонимание и неприятие со стороны читателя. Ваш читатель всегда найдётся. Хотя бы потому, что, как правильно вы сказали, мы живём не «на пустом месте». Ты можешь в монастыре запереться, но всё равно останешься встроен в нашу реальность. Ты можешь про цветы и звёзды писать, но при этом всё равно оставаться в рамках повседневной жизни и событий… Читателей может быть мало, но они всегда будут. Что касается слов «всё от мира сего»… Подозреваю, что мы вкладываем разный смысл в эти слова. Не буду углубляться:) Спасибо за ваши ответы. Я, вероятно, до лета ухожу с сайта. Приятно было напоследок немножко пообщаться с вами. Собеседник вы всегда интересный. Всего вам самого хорошего!
Андрей Харламов   
26.01.2023 18:48   

Большое спасибо, Андрей, за пожелания, Ваши мысли. Удачи Вам в текущих делах. Согласна с Вами, нет такого текста (в наше время, медиатекста), который был бы совсем ни на что не годен. На каждый текст - свой читатель и своё время. Знаю таких авторов-новаторов, их пока не очень воспринимают, но за их произведениями - будущее, они несут добрый свет... У Вас чудесные произведения, Андрей. Очень хочется, чтобы им к лицу было и наше непростое время. А время очень нуждается в таких текстах, как Ваши.
Ирина Петал   
26.01.2023 19:01   


Рецензии
Ирочка, с Новым годом! Подарок: потрясающий/ая автор/ша! http://www.stihi.ru/avtor/anzhelamirnova

А это - "Посильнее Фауста Гёте будет" - повторяю вслед за ИВС: http://www.stihi.ru/2016/11/16/2012

Сергей Жигалин 12   02.01.2017 13:04     Заявить о нарушении
Великолепный подарок, сильнее Фауста Гёте?! Разбудит он все дремоты! Благодарю, Сергей, за знакомства с авторами и новыми стихами.

Ирина Петал   02.01.2017 21:17   Заявить о нарушении
Анжела Бецко http://www.stihi.ru/avtor/anzhelamirnova

"Вне любви. История в духе комедии дель арте"
http://www.stihi.ru/2016/11/16/2012

Ирина Петал   02.01.2017 22:44   Заявить о нарушении