Про бабушку мою

Я маленькая...я снова в деревне, затерявшейся в глухих лесах, я в домике моей любимой бабушки.
Тяжела была ее судьба.Юной девушкой, без любви выданная замуж, работающая не покладая рук, как и многие деревенские девчата.Пережившая рождение и смерть малых своих деток, от недостатка лекарств, от неведомых в те далекие времена болезней.
Нагрянувшая своей грозной и страшной силой нежданная война, забравшая на поля сражений отцов, мужей, братьев...оставившая выживать в деревнях и городах стариков, женщин и детей.Что может быть страшнее этого всеобщего горя.И чтобы жить и не дать умереть своим близким и односельчанам моя бабушка, такая маленькая и хрупкая, с мальчишеской фигурой и с коротко остриженными волосами, первая женщина на селе, села за руль трактора и стала пахать землю, работала на надрыв, без устали, временами засыпающая за рулем грохочущего трактора.
Несмотря ни на что- выжили. Победили. Стали возвращаться в деревню израненные бойцы.Среди них был и дедушка, вернулся смертельно раненный умирать домой.
Бабушка рано осталась вдовой с маленькой моей мамой- вот и вся семья.
И снова работа, бесконечная, непосильная.Была она мужиком и бабой и сколько же силы, терпения, муки пришлось испытать ей, такой маленькой и хрупкой.
Односельчане до старости называли ее Лидькой, так и прожила она без отчества и почестей всю жизнь.Курила Беломор-Канал и могла позволить себе выпить даже стопку граненую самогона.
В шестидесятые годы, когда я появилась на Божий свет, стала бабушка работать почтальоном.Носила наискось тяжелую сумку коричневую из кожзама, набитую до отказа газетами, письмами и журналами.Каждый день от рассвета до заката пешком обходила пять деревень, дом за домом, стучась в калитки, находя всегда слова одобрения и бодрости людям, которые ждали вестей.
Знали ее почти все жители округи, всегда она была желанным гостем в каждой избе.
Помню она брала и меня маленькую на свою работу и я своими маленькими ножками оттопывала километры, а когда силы мои были на исходе, сажала меня бабушка на закукорки и тащила вместе с тяжеленной сумкой почтальона, которую я не могла даже от земли оторвать.
Угощали в каждом доме, куда мы с ней вдвоем приносили новости...конфетами, пряниками и домой, в бабушкин уютный дом возвращалась я с туго набитыми кармашками, со сладостями.
Как я любила чаяпития за столом, покрытым цветной клеенкой с пыхтящим самоваром по центру стола на алюминиевом, резном подносе.Возле трубы его, под крышкой, в кипящей воде всегда варились свежие яйца, которые пальцами, искореженными и жилистыми от тяжелой работы, выуживала бабушка уже яйца вареные и покатав их по клеенке стола ловко снимала скорлупу и подавала по яйцу, по кругу стола всем крещеным, кто пришел на угощение.
Пили мы чай очень смачно из блюдечек с цветочками, держа их на растопыренных пальцах, прихлебывая вкусно заваренный чай с тремя слонами, индийский,  вприкуску с ломким куском сахара, иногда подмачивая его в блюдце горячего чая.Обжигая язык, с огромным наслаждением выпивали аж по три-четыре чашки чая, особенно после бани, в которую мы ходили к другой моей бабушке-снохе Анастасии.
Проходили по виляющей тропинке возле огромной, размашистой черемухи, проходя мимо нее срывали веточку с цветами-гроздьями и приносили в истопленую по-черному баню, вешали ее на гвозди, вбитые в бревна вместо вешалки и плеснув на котел из каменьев из медного ковша, начинали омовения.
Была она такая- единственная в памяти людской. К ней любили ходить в гости. Потому что с ней всегда было весело. И я не помню, чтобы она когда нибудь была сердитая. Или грустная и унылая. Она была весёлая и задорная с небольшим тоном задиристости, как русская частушка. Непонятно было, что она ела, потому что кроме чая да "Беломора", мне казалось, ничего больше не употребляла. Такой хулиганский мальчишка с бесконечно добрыми глазами.
Как же снова хочется очутиться в моем детстве только лишь из-за этих чистых воспоминаний.
Милая моя бабушка, несмотря на то, что жизнь тебя сделала почти мужчиной, в душе ты всегда оставалась веселой шалуньей, научившей меня радоваться незначительным, простым вещам, обыкновенным...научила любить жизнь, природу, людей и быть просто собой, без всяких изысков...такой какая есть....


Рецензии