Метанойя

Лежал человечек белый
при бурливой Овчей купели,
лежал без надежды, без сил.
Только ветер шумел, только пели
ангелы на небеси.

Ох, и пусто мне! ох, и тошно!
Ни кровиночки в белых ножках.
Только ветер – проси, не проси –
свищет  где-то на небеси.

Говоришь мне: встань и пойди!
Ох, и немощен я, Господи!
Исцеление невозможно –
ни кровиночки в белых ножках.
Не омыться мне в бурной купели,
не носить мне своей постели.

Только что же Ты, Авва Отче,
от меня, полутрупа, хочешь?
Только ветер всё явственней воет –
но да будет Твоя воля,
Боже правый, иже еси
и со мною, и на небеси.

Ничего не случилось дале:
только ангелы рядом встали
и всесильный, всесветлый Бог
человека повёл паче ног,
паче чаяний, паче сил...
Вседержителю, пронеси!


Рецензии
Филипп!
Сейчас только посмотрела наконец х/ф "Тучи над Борском" полностью.
Впечатление одного из самых сильных фильмов когда-либо мной посмотренных. Никакой тупой "антирелигиозной пропаганды", но драма. Актуальность фильма только возросла в наши дни. Это драматическая история первой любви, сложных душевных коллизий. Об ошибках педагогов. Ни грана фальши в фильме по моему нет, и никакой прямолинейной пропаганды.
Вы должны это посмотреть, и возможно не единожды. Один из главных героев фильма верующий Дмитрий - парень чем-то сходный с вами. Посмотрите, пожалуйста, этот фильм, мне хотелось бы вашего мнения, в том числе и полемического, если вы с чем-то не согласитесь.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 02:36     Заявить о нарушении
Я тоже посмотрел, только поделиться мнением было недосуг. Отчасти даже с вами соглашусь: снято довольно сильно, заставляет задуматься. Хорошо сыграла Гулая. Конец, по-моему, гиперболизирован, массово такие "жертвы" не практиковались, предложение распять себя за гордыню (а кто сейчас не превозносится?) показывает, что сумасшедшая бабка да и вся община совершенно не понимает смысла Христовых мук и Святого Причастия (которого, впрочем, у пятидесятников нет, насколько я помню).
Есть даже мнение, что фильм отчасти основан на реальных событиях.

"...В 1957-м по-соседству объявился еще один, более яркий пятидесятнический лидер - Иван Петрович Федотов, изгнанный от московских баптистов10. Он стал пресвитером так называемой "Павелецкой группы". Ряховский быстро подружился с Федотовым и начал бывать на его собраниях, постепенно превращаясь там в одну из ключевых фигур. А вскоре у государства появилась веская причина для вмешательства в дела «Павелецкой группы».

Весной 1960 года ее прихожанка А. Красина заявила, будто пресвитер Иван Федотов и еще шестеро активистов, включая Василия Ряховского, намекали, что женщине следует принести в жертву Богу свою маленькую дочь. После проверки информации указанных лиц арестовали, возбудив против них уголовное дело по статьям 227 (Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов) и 107 (Доведение до самоубийства) УК РСФСР11.

Процесс над Фетотовым, Ряховским и другими стартовал 19 апреля 1961 года12 в Доме Культуры города Дрезны Орехово-Зуевского района. Официально дело слушалось Московским областным судом под председательством заместителя председателя Котова, обвинение поддерживала прокуратура Московской области, а медицинским экспертом выступал заместитель директора Института имени Сербского, профессор психиатрии Д.Р.Лундц. Сами заседания, длившиеся неделю, были открытыми: в зале работала пресса и сидела даже целая делегация баптистов. Кроме того, объективность процесса проверялась выездной комиссией Московской областной коллегии адвокатов.

Суд принял во внимание медицинскую экспертизу о вреде для здоровья при молитвах в душных помещениях и практике глоссолалий, показания свидетелей - прихожан общины, а также документальные кадры из фильма "Это тревожит всех", посвященного деятельности «Павелецкой группы». Были полностью доказаны факты принуждения А. Красиной к убийству дочери. В итоге, по приговору, Иван Федотов получил 10 лет, а Василию Ряховскому дали 3 года лишения свободы13 (по данным из другого источника, журнала "Евангелист", он был осужден на 4 года).

Копии судебного решения были направлены в крупнейшие газеты, которые тут же сообщили о завершении "процесса над сектантами-изуверами"14. Резонансом на суд можно считать также выход документальных фильмов «Правда о сектантах-пятидесятниках», «Апостолы без масок», «Чудотворец из Бирюлёво» и снятой на Мосфильме художественной киноленты «Тучи над Борском»15. Иными словами, вместе с Федотовым и прочими Василий Ряховский «прогремел» тогда на весь Советский Союз – причем всем было очевидно, что срок сектанты получили отнюдь не «за веру»."
Цитирую отсюда: http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=28

Но у меня от этого кино осталось гадливое впечатление по 2м причинам.
Во-первых, сам фильм явно показывает плоды людского равнодушия и идеологического давления. Какое-то сочувствие из персонажей, помимо главной героини, у меня вызывают только Генка и в меньшей степени Митя. Генка из всех показан самым неравнодушным и не самым идеологизированным, хотя его при этом и заносит, как в сцене с попыткой сорвать пятидесятническое собрание. К тому же он способен чисто по-человечески прощать за "наезды" не совсем по делу, это важно.
Митю в какой-то степени тоже можно понять. Тем более, что, насколько я знаю, в советские годы многие верующие по разным причинам ушли в раскол, следовательно, Митя скорее всего, по молодости не знает ничего ближе к Богу, чем секта, где его крестили. А незнание Бог прощает, тем более, при искреннем желании поделиться Верой с тем, кому иначе плохо.

Во-вторых, хотя фильм про пятидесятников, но советская власть-то его использовала подло, против Церкви и веры ВООБЩЕ. Просто напрямую в Православие государство всё же не могло метить, ибо у Московской церкви с ним были хотя бы формальные внешние отношения. И по фильму получается очень грустно, потому что на героиню с обеих сторон давят той или иной идеологией. А счастья нет и истинной веры тоже будто бы нет. Мельком обсуждал этот фильм с родственниками, тётя вспоминала, что у неё по просмотре была мысль типа: "Как хорошо, что я не верю в Бога".

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 12:53   Заявить о нарушении
Да, забыл добавить: Митя ЕДИНСТВЕННЫЙ не боится открыто исповедовать свою веру и не врёт. И неслучайно его нет при богомерзком распятии.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 13:02   Заявить о нарушении
http://maksart.org/kino-2/zabitie-filmi/tuchi-nad-borskom

Забытые фильмы: ТУЧИ НАД БОРСКОМ
Критическая рецензия на фильм.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 14:45   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный исторический материал о том, какие реальные факты лежали в основе идеи фильма и на каком фоне громких процессов и борьбы с религией был снят этот без сомнения, художественно сильный фильм, что отмечают даже те, кому неприятна идеологическая составляющая.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 14:50   Заявить о нарушении
Половину комментов удалила, оставив то, что считала наиболее важным. Я забыла о своем обещании не сильно много писать под вашими произведениями, что перекрывает восприятие читателями ваших произведений, а я этого не хочу.
Еще раз:для концептуальных обсуждений предпочтительнее, чтобы вы мне писали рецензии, а уж я спокойно отношусь к любой степени"флуда" и в любых объемах. Я все-таки гораздо более публицист, чем стихотворец, а вот вы поэт.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:27   Заявить о нарушении
Я тоже спокойно отношусь к флуду, так что не стесняйтесь.
Пятидесятников подробно разбирает Дворкин:
http://youtu.be/kkyQ4OxfTlA
Раз
http://youtu.be/99zGlrzX3tE
Два
http://youtu.be/S6n1RjT-Scg
Три
http://youtu.be/hWg756H9e6o
Четыре

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 21:40   Заявить о нарушении
Впрочем еще удалила, опубликовав заметкой, см Тучи над Борском. Механизм образования сект. Будет желание-черкнете пару строк., этого достаточно, а то выходит флуд, а стих ваш Метанойя вообще не обсуждался. что нехорошо, стих очень даже трогательный вышел, я вернусь к нему.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:40   Заявить о нарушении
Спасибо. А кто Дворкин? Впрочем, напишите мне о этом в вашей рецензии.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:45   Заявить о нарушении
И также объясните смысл названия стиха Метанойя. Буквально ведь Сверазум?
В ваших стихах нередка тонкая молитвенная интонация, просветленная, теплая, в изысканных фразах. Вас можно назвать религиозным поэтом.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:47   Заявить о нарушении
Какой смысл вашего названия, очень привлекающего, можно как название цикла.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:48   Заявить о нарушении
Что мне безусловно нравится, потому что стихов на религиозную тематику, чтобы читать их было нескучно и не вызывало отторжения бредом либо примитивом - не так уж густо встречается.
Хорошие стихи в религиозной лирике это чрезвычайная редкость, и вы здесь умеете найти ту художественную и философскую меру, которая дает вашим стихом то самое ощущение медитативной лирики, просветленности духа и умственной ясности.
Это редко...Даже не знаю кого бы вы сами назвали в качестве хороших религиозных поэтов?

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:53   Заявить о нарушении
Вот именно а мера, что у Лермонтова, хотя ему прилепили кличку "демонического"поэта. Но ведь лермонтовскую "Молитву" записала в Дневник сама Императрица, а "Выхожу один я на дорогу?"...

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:56   Заявить о нарушении
Да и Мцыри, и поэма Демон - сильные страсти героев, борьба.


Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 21:58   Заявить о нарушении
Пожалуй, Лермонтов более религиозный поэт, а Пушкин более светский, я не знаю чтобы у Пушкина была такая сильная религиозная струя в творчестве.
Блок был религиозен, то опять же сектантски, будучи адептом учения Вл. Соловьева и пленясь демоническим образом Прекрасной Дамы(Незнакомки).

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:00   Заявить о нарушении
Прочитайте страницы о Блоке у Даниила Андреева в Розе мира. Поймете, что Блоковская Незнакомка не просто дама Серебряного века.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:02   Заявить о нарушении
Есенин наивно-религиозен, по крестьянски, в своей поэзии он не отошел далеко от своего титула, который еще Блок ему присвоил"хорошего крестьянского поэта". Здесь и причина его широкой популярности, Есенина. Он общедоступен, но не пошл.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:04   Заявить о нарушении
Маяковский... Думаете, атеист и только? Все сложнее, я там напишу. В новой статье о Маяковском. Здесь замечу лишь, что общенациональные поэты в чем-то религиозные лидеры, выражая душу народа в глубинных основах. Первым поэтом, сотворившим из Ленина Бога, был пожалуй Маяковский. См поэма Ленин.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:07   Заявить о нарушении
Рецензия пока не проходит из-за какого-то глюка, сохранил текст у себя, позже попробую заново.
Метанойя – это покаяние, а более широко и точно – перемена сознания, когда человек отвращается от прежнего греха и исправляется с Божьей помощью.

Про религиозных поэтов вопрос сложный, поскольку связь с высшими силами в той или иной степени, осознанно или не очень, свойственна практически всем настоящим поэтам. Иначе получается никому не интересная, циничная игра словами.
Даже у нелюбимого мной Маяковского есть по меньшей мере одно боговдохновенное стихотворение, которое мы все знаем и любим:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Когда ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ надо ради любимого человека, даже он побежит не к Ленину.:)

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:11   Заявить о нарушении
Ой, мы одновременно о Маяковском:).

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:12   Заявить о нарушении
Из тех, кто в творчестве взывает к Богу осознанно и благоговейного:
Из иностранцев могу сходу назвать Рильке и Поля Клоделя.

Из наших:
Ольга Седакова,
Олеся Емельянова,
Борис Пастернак,
Священник Сергей Круглов,
http://www.vavilon.ru/texts/kruglov0.html
Протоиерей Андрей Логвинов
http://www.stihi.ru/avtor/ierey10
Леонид Аронзон

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:18   Заявить о нарушении
Геннадий Алексеев

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:21   Заявить о нарушении
Понятно о метанойе, а как насчет этимологии слова, а не только смысла? Я просто не знаю этого термина, кто его употреблял, откуда вы его взяли?

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:22   Заявить о нарушении
Слово греческое, этимологии я тоже толком не знаю.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:23   Заявить о нарушении
Думаю, что приставка мета- тут не в значении "сверх", а в значении "перемена"

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:25   Заявить о нарушении
Вы любите этот стих Маяковского Если звезды зажигают... Часто упоминаете его, значит не такой уж нелюбимый у вас Маяковский. А я вот страшеклассницей однажды встретила при странных обстоятельствах стих Есенина, как листок. вырванный из книги. И до сих пор этот стих "твержу я наизусть", он потряс меня тогда. Я расскажу об этом в лирическом эссе. Если решусь написать...

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:27   Заявить о нарушении
С Маяковским сложно. У него есть несколько шедевров и куча ловко подрифмованных однодневок.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:28   Заявить о нарушении
Свищет ветер, серебряный ветер
В шелковом шелесте снежного шума
В первый раз я в себе заметил
Так я еще никогда не думал...

Продолжите?

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:28   Заявить о нарушении
Филипп, я хочу у вас спросить. Я скажу здесь и стеру, ок?

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:31   Заявить о нарушении
Продолжить не продолжу. Есенина года два назад прочёл скопом, чтобы разобраться, с досадой отметил, что поэт всё-таки не мой и даже, по-моему, переоценённый даже среди поэтов своего круга. Но вот приведённое вами стихотворение хорошо, его я вполне мог проглядеть.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:33   Заявить о нарушении
Конечно, спрашивайте.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:33   Заявить о нарушении
Вот так история:). На собственном опыте не могу судить, но думаю, что всё возможно.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:44   Заявить о нарушении
Смерть – это относительное понятие. С христианской точки зрения их вообще 2 (смерть тела и смерть души) и второй можно и нужно избежать упованием на Бога, а первую Христос отменит во время Второго пришествия (все воскреснут для Страшного суда в теле, но при этом совершенными).

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:48   Заявить о нарушении
Кстати, фабула у меня отсюда с некоторым переосмыслением:
http://www.nikoladarino.ru/sunday_reading/691.php

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:51   Заявить о нарушении
Вот именно это... Что воскресение в полном здравии и обновлении, разве не сказки...НО история моей подруги и этих снов встреч с ней здоровой и веселой после тяжелой болезни, которая унесла ее, заставляет задуматься..
Стираю, для меня это тяжелое воспоминание, со дна души, простите.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 22:54   Заявить о нарушении
Да не за что, это живое свидетельство, очень ценно.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 22:57   Заявить о нарушении
Ключевое слово - СОЗНАТЕЛЬНОЙ.
"знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! "
Откровение Иоанна Богослова, глава 3, стих 14.
Просто большинство людей держатся более-менее в зоне комфорта и не хотят оттуда вылезать.
Про конфеты понимаю, как-то стрёмно их есть по серьёзному поводу.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:03   Заявить о нарушении
Апостол Павел до обращения ко Христу состоял на римской госслужбе и был гонителем христиан, а святой Киприан поклонялся Сатане.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:09   Заявить о нарушении
Воспитание - штука хитрая. У меня родители и не крещены, и стихов не пишут. Наши наклонности и возможности напрямую не всегда объясняются:).

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:11   Заявить о нарушении
Весть: не страдайте, мне хорошо. Она хотела нам это сказать. Она светилась и радость была на ее челе каждый раз. И меня это поражало во снах.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:19   Заявить о нарушении
Апухтин-Чайковский, послушайте в исп Елены Образцовой.

О, не грусти по мне! Я там, где нет страданий.
Забудь былых скорбей мучительные сны.
Пусть будут обо мне твои воспоминанья
Светлей, чем первый день весны.

О, не тоскуй по мне! Меж нами нет разлуки,
Я так же, как и встарь, душе твоей близка.
Меня по-прежнему твои волнуют муки,
Меня гнетет твоя тоска.

Живи! ты должен жить! И если силой чуда
Ты здесь найдёшь отраду и покой,
То знай, что это я откликнулась оттуда
На зов души твоей больной.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:22   Заявить о нарушении
Боже мой. Как точно строки Апухтина о том что я бессильно пытаюсь донести, рассказать об этом вытащенном со дна души..

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:23   Заявить о нарушении
Спасибо, что выслушали.. сама не ожидала... но ваш стих так живо напомнил..
Да, живое свидетельсвто. Если вам нужно свидетельство атеиста-то вот оно. Что как минимум все это глубже и сложнее чем мы думаем, как верующие, так и неверующие. Все сложнее...

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:27   Заявить о нарушении
Хорошо. Кстати, и Владимир Соловьёв – хороший поэт и писатель, хотя со временем из веры соскользнул в какой-то мистицизм.
На его стихи:
http://youtu.be/poEsQkfAmMo

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:27   Заявить о нарушении
Да...Все. Удаляю. Теперь о поэзии. Еще раз извините.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:30   Заявить о нарушении
Всё сложнее, да, а нам даются намёки с учётом нашего ограниченного восприятия.

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:34   Заявить о нарушении
Намеки с учетом нашего ограниченного восприятия... Все-таки вы и поэт, и философ, словно много-много старше, не как студент мыслите, но как зрелый много поживший и очень много передумавший. Меня это неизменно удивляет.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:39   Заявить о нарушении
Поставлю чайник и найду романс Апухтина, а то вы найдите и дайте ссылку.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:40   Заявить о нарушении
Ещё по возможности послушайте о том же евангельскими словами. Рахманинов:
http://youtu.be/9c8arUgsvtQ

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:40   Заявить о нарушении
В чьем исполнении вам понравится. Немного не новогодний разговор вышел, но.. рождественский в подлинном смысле этого понятия. Рождество...

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:41   Заявить о нарушении
Рахманинов, да... люблю его, спасибо, послушаю.

Зера Черкесова Новеллы   30.12.2016 23:41   Заявить о нарушении
Кстати, теоретически Бог приходит не только через Евангелие. Святая Мария Египетская, как говорит предание, его не читала, а всего достигла покаянием, и в итоге, не читая Писания, говорила цитатами из него от сердца:
http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon55.htm?id=55

Филипп Андреевич Хаустов   30.12.2016 23:50   Заявить о нарушении
И важная оговорка, если будете слушать песню на стихи Соловьёва по моей ссылке. Есть небольшое отступление от текста: поётся "правда земная" вместо "правда ЖИВАЯ" (обычно Андрей Сапунов в песнях очень бережно и умно обращается со стихами, возможно, и тут изменение сознательное).

Вот текст стихотворения:

Если желанья бегут, словно тени,
Если обеты - пустые слова,-
Стоит ли жить в этой тьме заблуждений,
Стоит ли жить, если правда мертва?

Вечность нужна ли для праздных стремлений,
Вечность нужна ль для обманчивых слов?
Что жить достойно, живет без сомнений,
Высшая сила не знает оков.

Высшую силу в себе сознавая,
Что ж толковать о ребяческих снах?
Жизнь только подвиг,- и правда живая
Светит бессмертьем в истлевших гробах.

Филипп Андреевич Хаустов   31.12.2016 00:00   Заявить о нарушении
Вот вы намного более моего начитаны в таких сферах. Вспоминаете из библейских историй аналоги, из истории вообще.

Вот и хотела вас просить, отчего мне было послан такой духовный опыт, я же неверующая. А о Марии Египетской не знаю.

Зера Черкесова Новеллы   31.12.2016 00:04   Заявить о нарушении
Если бы духовный опыт посылался только изначально верующим, они бы давно вымерли:).

Филипп Андреевич Хаустов   31.12.2016 00:07   Заявить о нарушении
Интересный стих, сложный по идейной и образной наполненности, с фразами,могущими вызвать протест:Стоит ли жить, если правда мертва?

Этот катрен очень хорош:

Вечность нужна ли для праздных стремлений,
Вечность нужна ль для обманчивых слов?
Что жить достойно, живет без сомнений,
Высшая сила не знает оков.

Зера Черкесова Новеллы   31.12.2016 00:08   Заявить о нарушении
Но я вас утомила. А уже 31 декабря и скоро новогодняя ночь, нужно отдохнуть. Спасибо. С вами всегда так обильно мысле-словотворчество, всегда трудно сказать вам: доброй ночи.

Зера Черкесова Новеллы   31.12.2016 00:11   Заявить о нарушении
Это, по-моему перекликается с:
"Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша."
Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 15.

Филипп Андреевич Хаустов   31.12.2016 00:12   Заявить о нарушении
За рецензию отдельное спасибо, отвечу чуть позже, а сейчас отдыхать, а то скоро бой кремлевских курантов возвестят новый год.

Доброй ночи.

Зера Черкесова Новеллы   31.12.2016 00:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.