Аленушка... и вопросы власти и любви

Вопрос власти и любви – один из доминирующих воросов жизни. Отношение к власти – суть воспитания детей. Даже сказка про Аленушку и ее братца хороший пример в этом отношении. Хотя рассказ течет мягко, местами невыразительно..., но с этой задачей справился. А вот - учить любить – это сложнее!

Главные герои – Аленушка и Иванушка - дети царя и царицы. Все мы – дети в жизни. А дети теряют надежные опоры, приходит время самому идти в мир, искать свое место... хождение по миру – возможность созревания человека. Поэтому очевидно, что возраст героев – только психологическая, а не физическая величина – иначе, не поженилась бы Аленушка так скоро, да еще после смерти родителей.

Интересно, что имена героев, и не только этой сказки – простонародные, т.е. рассказчик придает значимость простому человеку, хозяину своей жизни. А гениальный иллюстратор Билибин нарисовал их даже босыми. Так, никому не странно, что умирает не простая, а царская семья, но дети не превращаются в счастливых наследников, а идут по белу свету одни.

Вопрос власти (авторитета) и отношения к ней представлен в разных моделях: власть родителей, власть старшего, власть царя, власть магий, власть стихии.

Власть родителей действует даже после их смерти – и отражается в четком структурировании мира – не только физического, но и духовного: дети принимают происходящее, как будто к нему готовы заранее, они не возражают, не переживают. И пока братец слушается старшей сестры, все хорошо. Если не слушается, превращение братца в козленка неизбежно. Почему в козленка? – ассоциации с невинностью, но и непокорностью животного, да и дьявола чем-то напоминает.

Власть царя абсолютная - слуги докладывают царю, даже когда козленок нарушил границы огорода. Но мирская власть неглубокая, она не дает понимания настоящего – царь не отличает колдунью от своей супруги. И это вопреки, казалось бы, любви к ней.

А есть ли любовь на самом деле? Или девочка должна ожидать, что получит Власть царицы в доме, но не любовь. Ведь, болезнь царицы не помешала царю на следующий же день снова пойти на охоту. Да, все-таки делается реверанс хозяйке, и с ее желаниями считаются, хотя это может стоить жизнь козленка-братца. Если сказочник и показывает любовь, то в виде сестринской заботы и братского долга.

Отсутствие власти (царь – на охоте) дает возможность появлению темных сил. Царица доверяет им. Женщины вообще более доверчивые и склонны встречаться и входить в договорные отношения с магическим. Но в этом также содержится внушение о нечистой роли женщины, и это не меняется ее социальным положением.

Обычно в сказках испытания повторяются трижды. И тут козленок трижды просил разрешения у сестры о такой простой вещи, как напиться воды, трижды бегал к морю звать сестрицу, стараясь привлечь внимание царю. Хотя и приговорен, за козленком не следят на этот раз, и это не от доброго сердца или халатности власти – просто козленок не нарушает границ, не покушается на власть царя.

Условность времени и ролей отражается на условность состояний героев – даже с камнем на шее Аленушка живет в море и разговаривает. Но истина не может остаться скрытой. Она „всплывает” на поверхность и торжествует. Темные силы сожжены.

Огонь – власть стихии, он очищает, а также – символ семейного очага... А вода - источник неожиданных метаморфоз в жизни, независимо пить ее, купаться или погружаться в нее, принимая крещение и очищаясь.

Итак, почитали незатейливый рассказ о том, что нужно уважать и доверять старшим, чтобы не быть наказанным. Доминирует дистанцированная роль отца.

Как часто случается, и эта сказка ориентирована на девочек. Создателям сказок – мужчинам – нужно, чтобы будущая хозяйка знала свое место в доме, и носителя власти в нем. А на любовь не надеялась. Разве что на сочувствие сестры или брата. Все, что может получить - это защита...

Мальчик понимает, что ему предстоит пройти множество превращений, но он - царь по факту своего рождения.


Рецензии