Картины убийцы. Айвазовский

Айвазовский
  Российские ученые,
исследуя "фантомные" образы картин,
пришли к выводу,
что мощной отрицательной аурой обладают также
"Девятый Вал" Айвазовского.

   Проживая у моря и общаясь с матросами, маринист довольно часто слышал о суеверных приметах. У него возникает мысль изобразить это старинное поверье о несущей неминуемую гибель девятой волне. Суеверие имело несколько вариантов. Например, греки называли погибельной третью волну, древние римляне - десятую, но моряки, прибывшие в город из дальних стран, рассказывали, что самая сокрушающая все на своем пути – это девятая волна. Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1850 году он создает картину «Девятый вал». Он решил изобразить противостояние человека и грозной морской стихии, выбирая самый драматический миг.
   Вздымающееся до небес море и низкое небо, сливающееся с необыкновенно высокими волнами, а посреди этого буйства - моряки,  потерпевшие страшное кораблекрушение и пытающиеся спастись на разбитых мачтах и бревнах.
. . .Вот-вот их накроет приближающаяся огромная вспененная волна. Кучка людей на грани отчаяния борется с неукротимой стихией, но как им противостоять ей, смогут ли… Ответа нет…
   Живописец изображает крайнее отчаяние людей, застигнутых морской бурей, но не смирение или панику, а борьбу со стихией.
И, стоя у этого полотна в Государственном русском музее Санкт-Петербурга, нам очень хочется верить, что, несмотря на чудовищный шторм, люди смогут спастись.
   Картина Айвазовского Девятый вал просто завораживает, очаровывает и в тоже время ужасает неумолимой морской стихией. Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. Возможно, это лучи восходящего солнца и светлая дорожка посреди грозно вздымающихся гигантских волн. Хотя название картины говорит о том, что неистовый девятый вал может уничтожить и погубить горстку людей, которые чудом спаслись после того, как их парусник пошел ко дну. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других. За обломок мачты, все что осталось от корабля, крепко уцепились четверо моряков в непривычной одежде. Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека.
   Непревзойденный талант Айвазовского смог найти точные краски и композицию, чтобы изобразить величие, мощь и  мистическую красоту морской стихии. Сквозь драматизм сюжета просматривается оптимизм автора картины. Это колористический характер полотна. Через просвет грозы волны переливаются, словно радужный символ надежды.
   Полотно было продемонстрировано в Москве и с самой первой публичной выставки стало непререкаемым шедевром. О нем рассказывали всем родным, друзьям и просто знакомым, складывали легенды. По числу «паломников» ее можно сравнить, например с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.
   Некоторые биографы Айвазовского предполагают, что живописец в этом произведении изобразил свое путешествие, когда он оказался в штормовых водах, в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль, попавший в этот страшный шторм, посчитали погибшим. Газеты Петербурга и некоторых стран Европы поместили сообщение об этой трагической гибели талантливого русского художника, имя которого уже тогда пользовалось известностью. К счастью, корабль сумел выйти из схватки со стихией почти невредимым.
   Существует мнение, что Айвазовский рисовал не с натуры, а воображал ситуацию и вспоминал виденное им ранее, а затем гениально соединял их в своих картинах. Но ведь действительно невозможно, хотя бы на миг представить, что такой шторм возможно написать с натуры.
   Картина «Девятый вал» И. Айвазовского стала наиболее известным и по сей день непревзойденным живописным шедевром. После создания полотна в 1850 году его приобрел император Николай I для Эрмитажа, а в 1897 г. передал в Русский музей.

 

   
      


Рецензии