мы беседовали

Я свой край полюбил,
где родился и рос,
где пахать научился землю,
пас коней и коров
и ходил на покос,
где под ласковый шум
белоствольных берез
первый раз прошептал:
"Я люблю".

... Эти, им написанные в 60-е годы стихи, мой папа,Виктор Михайлович, читал мне несколько раз,в том числе и назадолго до своего внезапного ухода в то недавнее недоброе  октябрьское хмурое утро.
     Папа болел уже несколько месяцев,почти не выходил на улицу,и мы с ним урывками между сном,процедурами и другими отвлекающими болящего восьмидесятивосьмилетнего человека моментами просто общались,он что-то мне рассказывал,спрашивал, я что-то ему отвечал,читал ,- поэзию, прозу, статьи... Он много знал наизусть из Некрасова, Пушкина, Есенина, Лермонтова,Твардовского и, когда я начинал только читать что-то, он подхватывал и  продолжал. При этом часто повторял: "Что-то память стала подводить".
    Телевизор он уже не смотрел, зрение подводило да и передачи старого человека раздражали.А вот циклы воспоминаний,чтение "по заявкам" - это было много раз...
    Поколение моих родителей ,пройдя через военные годы,послевоенное восстановление жизни, полное ночных обысков,бандитских налетов, стремления молодежи к учебе, прожило свою жизнь (при желании,конечно!) с поэзией, театром, танцами под гармошку и патефон, телевизором от первого(!) массового телевизора до цветной плазмы,от телефона с коммутатором ("Аллё,девушка,дайте 3-65,пожалуйста!") до мобильника, от запрещенного поэта Есенина до откровенного мата на сцене и экране, от полета Гагарина до МКС...
    В его жизни самую большую роль в познании литературы сыграли стихи Некрасова и Пушкина, читанные им ,когда пас коров и коней, по книгам , взятым незаметно (это же крестьянский мальчишка!)из обоза, направляемого немцами из белорусских Горок в Германию, с библиотекой Горецкой сельхозакадемии, о чем красноречиво говорили штампы на первой и семнадцатой страницах. А ещё рукописная тетрадь стихов запрещенного Сергея Есенина,продиктованных учительницей.А ещё, конечно же, влияние жены, Александры Максимовны,нашей мамы, учительницы русского языка и литературы, поддерживавшей папины знания в современной литературе и поэзии, отвечавшей ему на любые вопросы об авторстве стихов, о литературных героях. 
    Папа написал в 60-е две толстые общие тетради ,переписанных на-чистовую, стихов, тонких,лиричных...Большая часть их были написаны на посту или на отдыхе в армии в войсках ПВО, куда папа попал уже молодым отцом и чувств на лирику у него было с избытком.
     Мне довелось однажды прочесть ,точнее, пролистать (я тогда был пяти- или шестиклассником) папины тетради, полные высоких слов в адрес жены, сына, Родины, родного края... Потом он написал письмо в "Правду" и послал им несколько стихов.Вскоре пришел ответ, где говорилось, что стихи слабоваты, корявы, надо больше читать классиков и учиться. Папа в итоге уничтожил свои тетради и перестал сочинять, углубившись в свою стихию - стройку коровников,жилых домов,школ,дворцов культуры, райисполкомов,больниц,храмов...
    Несколько раз он предлагал мне послушать начало своего нового стихотворения, последнего:
     " Люди, добрые,милые люди!
       Давайте жить в мире и дружбе будем!
       Кому нужны это горе и войны?
       Такой ли жизни мы с вами достойны?!
       Какою бы стала прекрасной планета,
       Когда бы войну объявить под запретом!"

     - Вот ты мне скажи, Володя, почему на Земле столько языков и религий, ведь, Бог в мире всё равно один, это понятно каждому человеку!
     - Согласен, папа, значит, Бог посылает нам испытание, чтобы мы нашли пути прийти к пониманию, и договориться о мирной, дружной жизни, о свободе вероисповедания, уважении прав другого человека... Пока ещё за много тысяч лет известной нам истории мы не продвинулись в этих вопросах ни на микрон, а даже еще и усложнили во многом...
    - А простые люди, наверное, во всем мире  имеют одинаковые надежды и цели: семья, работа, дети, внуки, радоваться жизни, жить в мире с другими народами...
Что сделаешь, входит, - всё определяют те , у кого деньги, это они всё поделить не могут планету?! ...А что мы можем изменить?
     Так мы с папой рассуждали за месяц до его ухода. И права была мама, которая нас всегда критиковала, что мы с папой только о политике и думаем, а не о делах семейных.
     Вот такие я должен был сказать слова на страницах Стихиры о моём поэте-шестидесятнике, нашем папе Викторе Михайловиче, новопреставленном рабе Божьем Викторе, прости ему,Боже, все прегрешения вольные и невольные и даруй Царствие Небесное.


декабрь 2016 


Рецензии
Достойно, что помнишь и пишешь об этом!

Вадим Константинов 2   13.12.2016 15:03     Заявить о нарушении
Спасибо,Вадим!

Владимир Нехаев   15.12.2016 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.