Черный квадрат

 
       Руки висели, как плети.
   Он устал, как никто, никогда.
   Улыбался ему Ангел Смерти.
    И смотрел в пустоту холста.

Что там "Черный квадрат" Малевича?
   Неизвестный Художник всех Вех.
   Написал чистоту души девичьей.
      Искупив первородный грех.

   И ни Древа, ни Змия, ни яблока, -
       На холсте белизна еще та...
 Ну, а всмотришься - тень от облика.
       Той, которая носит Христа.

                Ilja Tokow

   При изучении энергетики "Черного квадрата" Казимира Малевича один из ученых... потерял сознание. "Это один большой сгусток темной силы и энергии. Будто в преисподней картину рисовали", - признался ученый, когда его привели в чувство.
   О картине Малевича "Черный квадрат" говорили раньше и говорят сегодня. И не только для того, чтобы набить цену. До сих пор никто не знает, что означает этот квадрат, и что хотел им выразить Малевич. Одно можно сказать - художником при написании картины руководил отнюдь не Бог. "Черный квадрат" - это "черная дыра" в живописи, всасывающая положительную, а выбрасывающая отрицательную энергетику, которая не только поражает психику зрителя, но иногда и убивает. Однако дискуссии вокруг '"Черного квадрата"' не затихают.
   Художник Жилинский так отзывался о картине Малевича: «С точки зрения профессионального понимания, работы с цветом '"Черный квадрат"' - картина. Ее историческая ценность в том, что художник показал как бы первооснову языка искусства, чистую древнюю форму. Это тупиковое открытие. Дальше которого хода нет. Все, что создается после Малевича в этом направлении, теряет значение новаторства, уже не имеет смысла. Тот же пример с Гагариным. Он - первый. Этим все сказано».
   Александр Бенуа, проповедовавший свободу творчества, космополит по убеждению, вдруг резко выступил против космополитизма Малевича, назвав его '"Черный квадрат"' той иконой, которую предлагают взамен Мадонны. Малевич проснулся знаменитым в 1915 году, когда выставил на выставке '0.10' последнюю картину "черно-белой магии" - "Черный квадрат" - последнюю картину в мире, как он сам ее назвал. На этом искусство закончилось. Умер Малевич в 1935 году от рака. Когда гроб везли на грузовике в народе говорили: наверное, иностранец. Слишком вычурно и непонятно. Урну с прахом установили в чистом поле около дачи в Немчиновке. На могиле - поставили куб с черным квадратом. Прорывы во Вселенную закончились растворением в ней: "Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое: за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну...

   Малевич Казимир Северинович
Черный супрематический квадрат
1915
Холст, масло
79,5 х 79,5


   P.S. Черный квадрат стал символом нового понимания творчества в ХХ веке. Словно черным экраном закрыл Малевич историю фигуративного искусства. Мастер мечтал о живописи, которая творит, а не повторяет. Он считал, что произведения, основанные на натуре, «напоминают о живом столько, сколько юбки о женщине». Малевич представляет первооснову формы (квадрат) и первооснову цвета (белое и черное). Черное – отсутствие цвета, а белое – слияние всех цветов. Такое решение содержит в себе потенциальную возможность любой картины. «Квадрат не образ, как кнопка или штепсель – не ток», – писал Малевич. Невозможно подойти к этому произведению с привычными для зрителя критериями: красиво – некрасиво, жизненно – нежизненно, нравится – не нравится. На первый план выходит не эстетическое переживание действительности, а ценность самой идеи. «Черный квадрат» явился своеобразным манифестом супрематизма – направления в искусстве, созданного Малевичем.
      
         


Рецензии