Готфрид Вильгельм Лейбниц

* * *
1. И так же, как слушая или сочиняя музыку, душа подсознательно упражняется в
математике, так и, слушая или сочиняя стихи, она подсознательно упражняется в
физике. Музыка и поэзия соотносятся, как математика и физика. Музыка (как и
математика) более эфемерна, а поэзия (как физика) более предметна – в связи с
большей "материальностью" слов по сравнению с музыкальными звуками.

Эту идею давным-давно высказал Лейбниц: «Музыка есть таинственная арифметика души;
Она вычисляет, сама того не подозревая». Тот самый Лейбниц, который "независимо от
Ньютона создал математический анализ – дифференциальное и интегральное исчисления
основанные на бесконечно малых величинах".

Нам не очень хорошо объяснили в школе тему "производные и интегралы". Возможно,
виной всему использование заимствованных греческих и латинских терминов. Само слово
"математика" (мать-и-матика, мать-и-мачеха), которое у нас прижилось и не вызывает
протеста, можно было бы заменить словом "числование". Тогда монстр по имени
"математический анализ" превратится бы в мирное домашнее животное по имени
"числовой разбор".

Математика – от др.-греч. "изучение, наука".
Анализ – др.-греч. "разложение, расчленение".

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ – это "неодинаковый, разный при разных условиях", от лат.
differentia – разность, различие. Тогда "дифференциальное исчисление" это
"исчисление разностей", а ещё лучше – "подсчет различностей". И наоборот,
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ – это "неразрывно связанный, цельный, единый".
Значит интегральное исчисление – это "подсчет цельностей".

И вот этими самыми "подсчетами различностей и цельностей" класса с седьмого начинают
пугать детей, которые к тому времени отлично знают, что такое скорость, например,
при езде на велосипеде, и как она изменяется, если врезаться в дерево.

Детей, виртуозно владеющих не только понятием "ускорение", которое означает
"скорость изменения скорости" (1-я производная скорости), но и практическими
навыками изменения этого самого ускорения (то есть, 1-й производной ускорения,
которая является 2-й производной скорости и 3-й производной местоположения, которое
для пущей важности называют координатой). Эх!.. "Была ни в чём не виновата твоя,
Марусь, координата!.."

Координата – лат. [< co(n) «с» + ordinatus упорядоченный] – величина, определяющая
положение точки в пространстве. Проще говоря, место, СО-УПОРЯДОЧЕННОЕ,
СО-ОТНЕСЕННОЕ с каким-то другим местом, которое считается началом.

"Как безнадёжно мы увязли в латинизмах/! Избыточных и втайне чуждых нам". Ведь даже
"центр" означает острие (из лат. centrum от греч. «острие (циркуля)»), а циркуль
происходит от лат circulus – окружность.

Круг, окружность, сердцевина (центр), круговик (циркуль), местоположение
(координата). Всё это придется объяснить детям, если мы хотим, чтобы иноязычные
названия не заслонили собой суть простых, ясных и очень интересных понятий,
"с младенчества знакомых нам".

Раскрашивая мелками рисунки на асфальте или вытирая тряпкой школьную доску, чья
поверхность является "неразрывно связанной, цельной и единой", дети подсознательно
упражняются в "подсчёте цельностей" (с ужасным названием "интегральное исчисление").

2. Давайте, рассуждать логически. Если человек может быть одержим многими демонами,
то он может быть "одержим" и многими ангелами. Вполне вероятно, что какой-то один из
них сопутствует человеку всю жизнь или значительную её часть.

Но как с течением жизни меняются соблазны и вызывающие их демоны, так меняется и
численный и качественный состав команды ангелов-хранителей. Нет никакого смысла
приковывать ангела к человеку, которому именно этот ангел на данном отрезке жизни не
нужен. Ангел имеет право покинуть человека так же, как человек – ангела. "И ангелы
служили ему" (т.е. Иисусу Христу после периода искушений в пустыне) означает служили
из огромной любви, а не по рабскому принуждению.

Примерно до семи лет ребенок представляет из себя существо, почти полностью живущее
сердцем. В этот период он не умеет и не любит обманывать (и его, зрячего сердцем,
невозможно обмануть), потому что обман – это изобретение ума, который начинает
активно развиваться с началом отрочества.

В жизни каждого живого существа есть повторяющиеся циклы, как [весна-
лето-осень-зима] в году или [цветение-созревание-плодоношение-увядание-спячка] у
деревьев. Возможно, у некоторых он семилетний, но очевидно, что каждый цикл
происходит на новом уровне. Поэтому в каждом шести- или семилетнем цикле (круге)
нужен немного другой ангел(посланник)-хранитель.

Считаю (вслед за Эммануилом Сведенборгом), что все ангелы и демоны происходят из
людей и имеют равные с ними права. Поэтому пожизненный ангел-хранитель – это,
скорее, исключение, чем правило.

(2016)


Рецензии