Картины убийцы. II. Репин

    Репин

   Портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
   Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом. Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника...
   2 июля 1909 года Саратовская городская дума единогласно постановила сделать нашего земляка Петра Столыпина почетным гражданином города «за его постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета» – так звучало в официальном документе. Кроме этого, в знак благодарности депутаты решили «поместить его портрет в зале городской думы». Портрет был заказан величайшему русскому художнику. Это было фатальное решение…
  К тому моменту Илья Репин был не просто известен – он был живой легендой! Из-под его кисти уже вышли «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын» (которую часто неправильно называют «Иван Грозный убивает своего сына») и «Запорожцы» (те самые, что пишут письмо турецкому султану). Кстати, последний шедевр принес автору невероятное богатство: на юбилейной выставке художника в 1891 году картина была продана за… 35000 рублей! Баснословная по тем временам сумма (ведро водки тогда стоило около одного рубля, и если, исходя из этого, переводить на современные деньги, цена полотна получится порядка 35 миллионов рублей). Даже тогдашний «олигарх» Третьяков, который скупал картины Репина для своей галереи, не смог выложить столько. Работу приобрел император Александр III.
   И вот спустя 19 лет Саратовская городская дума заказала знаменитому художнику портрет Столыпина. Сколько денег выложили за эту картину и из каких фондов – история умалчивает. Но известны другие факты. 
 
      Зловещая сила

   На тот момент художник написал множество портретов: Толстого, Мусоргского, Тургенева, Маяковского, Сурикова, Менделеева, Лескова, Горького, Шишкина, Короленко… Быть увековеченным самим Репиным считалось большой удачей. До поры до времени. А потом настал период, когда знаменитости наотрез отказывались позировать гению. Тому была веская причина.
«Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть -чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, – вспоминал позже писатель Корней Чуковский, – потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель -юморист О. Л. д'Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».
 
 
 


Рецензии