Духовный шкаф

"Таинственны законы отражений в магическом кристалле бытия" (Ю. Шишина). Нельзя не согласиться: таинственны и непредсказуемы. Впрочем, отражается ведь только то, что есть, что существует? Или ещё и то, что не существует, но может существовать? А в отражении только ли тот предмет отражается, который непосредственно "захвачен" кристаллом, или ещё и тот, невидимый, что стоит за ним и над ним, а то и вместо него? И не рождается ли в самом процессе отражения некая "добавленная реальность", а мы принимаем всё за чистую монету? "А посмотри, Иван, кажется, у меня на носу как будто прыщик, - сказал он и между тем думал: "Вот беда, как Иван скажет: да нет, судырь, не только прыщика, но и самого носа нет!" (Н. Гоголь. "Нос") Нет носа... этак, может, и Гоголя нет и не было? Отражение...
На первый взгляд, человек всё менее существует в предметном мире и всё более - в мире непредметном. Интернет, телевидение, радио - наш мир переместился из предмета в отражение предмета, а человек играет роль зеркала. Но отражение так же принадлежит предметному миру, как и диван. Непредметный мир - это мир духов, а к нему человек не принадлежит и не может принадлежать. Духовный мир невозможно познать, но возможно ощутить его присутствие. Само это ощущение и есть познание, если речь идёт о мире, где все иные виды познания невозможны.
Герой "Золотого телёнка" Васисуалий Лоханкин любил "духовно расти" рядом с книжным шкафом. Он делался чище рядом "с этой сокровищницей мысли". При всей юмористической очевидности шаржированного представителя "русского либерализма", и в этом кривом отражении есть здравое зерно. Не зря и не просто так рекомендуется иметь дома Библию или Коран, даже не читать, а просто держать на полке (хотя, лучше всё-таки и читать). Это также вводит в предметную жизнь отражение непредметного мира. Не говорю уже об иконах, которые живут в доме как полноправные и авторитетные "отражения".
Само признание духовного мира, как бы прикосновение к его границам делает прикоснувшегося чуточку иным. Чтение духовных книг, молитва, размышления о Боге раздвигают границы познаваемого. И хотя нигде и никогда не способен человек перейти эти границы, но и часовой на посту - это другой человек, он иначе настроен, он ведёт себя не так, как другие. Он обременён тайной, которой имени не знает, но она знает и его имя, и всё, что, может быть, неизвестно или непонятно ему самому.


10 декабря 2016 г.


Рецензии