Симонетта

Иллюстрация: один из вероятных портретов Симонетты Веспуччи. Художник
Сандро Боттичелли. Дата создания ок. 1476 - 1480 гг.
(Экспонируется как «Портрет молодой женщины». Берлинская картинная галерея).

***

Красива, и не просто – совершенна.
Но золотые волосы, змеясь,
Как будто бы строки выводят вязь,
Глаголющей о ранней жертве тлена.

Явилась Афродитой в брызгах пенных;
Оставив позади разлуки час,
Взошла звездой – сияющий алмаз
В просторах неизведанных Вселенной.

Земная жизнь была столь коротка,
Но краткой жизни эхо – на века,
На все века, что после пролетели.

Хранят её присутствия следы –
Прозрачность глаз, осанку и черты –
Творенья кисти Сандро Боттичелли.

***
               
Симонетта Веспуччи (годы жизни: 1453 - 1476) – знатная дама эпохи Ренессанса.
Она была родом из Генуи, из семьи Каттанео, в 1469 году вышла замуж за своего ровесника Марко Веспуччи и переехала с ним в его родной город, Флоренцию, где стала украшением двора правителя Лоренцо Медичи (Лоренцо ди Пьеро де Медичи по прозвищу Великолепный). Современники восхищались ее красотой и благонравием. 

В 1475 году 28 января (возможный день рождения Симонетты) на площади Санта-Кроче была устроена джостра – рыцарский турнир, причем его участник, младший брат Лоренцо Медичи, Джулиано (1453 — 1478), согласно правилам куртуазности, избрал своей дамой сердца Симонетту. На его штандарте она была изображена в образе античной богини. 

Через год с небольшим, 26 апреля 1476 года, Симонетта, заболевшая туберкулезом, умерла, в возрасте 23-х лет. По словам Лоренцо Медичи, никто не удивился бы, узнав, что эта красавица, покинув земную юдоль, превратилась в сияющую небесную звезду.

Ровно через два года после этой утраты, в 1478 году, также 26 апреля, Джулиано Медичи был убит заговорщиками из семьи Пацци, ставившими целью свержение Медичи, - во время пасхальной мессы, в главном соборе Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо). В заговоре участвовал муж Симонетты, Марко Веспуччи.

Симонетте посвящали стихи поэты, ее красоту стремились увековечить художники. Однако самые знаменитые изображения написаны годы спустя после смерти оригинала.

Среди них - портрет кисти Пьеро ди Козимо, очень интересный и эффектный, где Симонетта представлена в образе Клеопатры, – по ее обнаженной груди вокруг ожерелья вьется змейка. Заказчиком этой картины, созданной в 1480-90гг., по одной из версий, был родственник герцога Лоренцо Медичи, имевший своей эмблемой уробороса, которого напоминает змейка. Надпись под портретом гласит: «SIMONETTA IANVENSIS VESPUCCIA - Симонетта Генуэзка Веспуччи». В качестве образца художник, возможно, использовал портрет в профиль, написанный при жизни Симонетты, о котором упоминает Джорджо Вазари.   

Кисти Боттичелли принадлежат четыре портрета Симонетты, причем все они тоже посмертные, один в три четверти (что было новаторством), три другие в профиль, по старой традиции, берущей начало от античных барельефов (к сожалению, художник не подписывал свои работы, в связи с чем возникла проблема идентификации). Кроме того, черты Симонетты приданы им облику богинь и нимф, изображенных на картинах «Рождение Венеры», «Весна» и других.  Возможно, ранний уход этой юной прелестной женщины стал для художника слишком сильным потрясением, и отныне ее образ не покидал его.

Боттичелли намного пережил свой идеал (годы его жизни 1445-1510, 65 лет), никогда не был женат и завещал похоронить его во Флоренции в церкви Оньиссанти (Всех Святых), в капелле рода Веспуччи, рядом с гробом Симонетты, упокоенной именно там. Поскольку художник был близок к семье Веспуччи, его желание исполнили.

***

Прекрасной славословье воздаётся:
- «Сей несравненный лик
Затмить собой способен даже солнце».

Ей рукоплещет пышная столица.
Одежды чистоты белы, как снег.
Где доблесть правит пир – она царица.
Гремит копье о рыцарский доспех,
Наградой для героя озарится
Сей несравненный лик,
Как будто улыбнётся в небе солнце.

Весёлый праздник в прошлом, песня спета,
Дождь лепестков усыпал прах земной.
Её чело ещё в сиянье света,
Но бледною объято синевой.
Беззвучно поглощают воды Леты            
Сей несравненный лик –
В безбрежность ночи так нисходит солнце.

Горюющий о ней сомкнет ресницы,
Омоченные щедрой влагой слёз.
На крыльях сна душа его стремится
В страну Морфея – царство дивных грёз.
Утешив в скорби, пусть ему приснится
Сей несравненный лик,
Пока ещё не встало в небе солнце.

***

Первый из посмертных портретов Симонетты был написан Боттичелли, скорее всего, сразу после ее кончины, в 1476 году (на сегодняшний день экспонируется в Берлине). Этот портрет представляется наиболее символичным из всех.

Симонетта изображена на нем в красном платье на черном фоне; локоны волос, перевитых черными шнурами, отливают золотом; через плечо переброшена длинная накладная коса, попарно украшенная жемчужинами (этот аксессуар – коса с жемчугом - присутствует в составе сложных причесок Симонетты на всех ее портретах кисти Боттичелли).

Верхняя часть лица женщины, пребывающей в состоянии глубокой сосредоточенной задумчивости, находится напротив оконного проема и освещена бледным голубоватым светом, нижняя словно погружена во мрак. Примечательно, что на посмертном портрете Джулиано Медичи он изображен Боттичелли на фоне приоткрытой двери, за створкой которой виден тот же безжизненный синеватый свет.

Современники называли Симонетту «Несравненной».
Поэт Анджело Полициано написал после джостры 1475 года поэму «Стансы на турнир»,  где образы героев памятного праздника – Симонетты и Джулиано – приобрели аллегорические черты. «Она чиста, одежды белоснежны», - сказано им о Симонетте.

Праздник оказался недолог. Вероятно, недаром в одной из веселых и задорных карнавальных песен, сочиненных Лоренцо Медичи (он ведь и сам был прекрасным поэтом), звучали тревожные нотки:

Даль грядущего темна. 
Скажет кто, что будет завтра?
Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто хочет счастья!
И на завтра не надейся!

«… пока Не встало солнце: верь, Амур, что сниться Ее лицо и голос будут мне», - говорится в одном из сонетов, написанных Лоренцо Медичи на смерть Симонетты, глубоко опечалившей всех, кто ее знал.

***

Синеет бездна – бездна пустоты
За строгостью оконного проёма.
Погружена в раздумье, отрешённо
В пространство пред собой взираешь ты.

Отточенно-спокойные черты 
Напоминают вод стоячих лоно:
Не угадать по глади водоёма
Глубинных тайн придонной темноты.

Роскошен траур - бархатный наряд
На чёрном красный, золотом горят
Извивы кос, слезами жемчуг стынет.

Теперь ты перед вечностью одна,
Минута наступила, но она
Не истекла – через века – доныне.

***

В свое время Боттичелли (настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) пользовался заслуженной славой. Затем Возрождение кануло в прошлое, за его блеском последовали разруха войн, эпидемии и взрывы религиозного фанатизма. А далее – уже другие эпохи.

О Боттичелли практически забыли, значение его творчества было известно лишь узкому кругу знатоков. Его новым «первооткрывателем» для широкой общественности в середине 19-того века стал англичанин Джон Рёскин, писатель, художник, критик, разделявший взгляды художников-прерафаэлитов, обратившихся за вдохновением к искусству Средних веков и Ренессанса. И к нам вернулась Симонетта.
09.12.2016

***

Интернет-ресурсы:

http://www.liveinternet.ru/users/5031314/post373418804/
«ШЕДЕВРЫ В ДЕТАЛЯХ. СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ (SIMONETTA VESPUCCI, 1453-1476, ITALIAN) - ПЕРВАЯ КРАСАВИЦА ФЛОРЕНТИЙСКОГО РЕНЕССАНСА».
     Симонетта Веспуччи, галерея портретов.

http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post129988353
«СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ, ДЖУЛИАНО МЕДИЧИ, САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. МЫСЛИ ВСЛУХ».
     Галерея изображений Джулиано Медичи.

http://blog.i.ua/community/1952/763341/?p=3
«Семейство Медичи. Подборка портретов и не только».
     Семейный портрет Медичи работы Боттичелли – картина «Поклонение волхвов».
     Галерея портретов семейства Медичи.

http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-1042.htm
Биографическая справка. Анджело Полициано (Амброджини), поэт, секретарь Лоренцо Великолепного.

http://e-libra.ru/read/190802-lorenco-velikolepnyj.html
Иван Клулас. «Лоренцо Великолепный».


Рецензии
Интересно и волнующе.
Спасибо!

Надежда Грищук   10.12.2016 15:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Наденька. )))
Кажется, меня снова затянуло во времена Ренессанса. Там столько интересного.

Ирина Воропаева   12.12.2016 11:07   Заявить о нарушении