О феномене математика Григория Перельмана

Для всех загадка Перельман,
Но более - его карман:
Конечно, “псих”, и болен он -
Чудак, презревший миллион!

Ситуацию с математическим аспектом знаменитой Проблемы Пуанкаре кратко, ясно и популярно изложил профессор МГУ Владимир Успенский в лекции "О математике, как части культуры, и проблеме Пуанкаре", прочитанной в ГЦСИ "Арсенал" в Нижнем Новгороде: https://vimeo.com/25978092
В частности, Успенский, сказал: "...проблему Пуанкаре решил наш современник,  наш соотечественник, великий математик Григорий Перельман. Одна из причин, почему он не взял свой миллион, была та, что это не он придумал, а его предшественники, которых он назвал, и нечестно давать ему за это миллион. Он вообще человек исключительных моральных качеств."
Здесь требуются некоторые пояснения.
Существует старое правило в математическом сообществе: решил задачу не тот           (в данном случае, Richard Hamilton), кто пытался её решить и при этом даже добрался до середины, придумав оригинальный подход к решению, а тот кто сумел, даже используя чью-то идею, получить окончательное и безукоризненно правильное решение и первым пересёк финишную линию, сообщив миру о своей победе над проблемой. Такая ситуация возможна не только в математике. Многие формулы Специальной Теории Относительности (СТО) были известны и даже плучены Лоренцом и Пуанкаре до Эйнштейна. Но создателем этой теории справедливо считается Эйнштейн, поскольку именно он осознал и дал полную интерпретацию СТО с точки зрения физики.
Этот принцип атрибуции первенства и авторства в науке не совершенен и повидимому нуждается в модификации, как и многие другие принципы прошлого. Недаром сказано: "Мы видим так далеко, потому что стоим на плечах гигантов".
Перельман - человек исключительно высокого чувства справедливости, самоуважения и достоинства, и отнюдь не чудак, страдающий синдромом Аспергера, как писала о нём Маша Гессен (Masha Gessen, Perfect Rigor: a genius and the mathematical breakthrough of  the century, 2009). 
Он не мог (психологически)  и не желал принять лавры победителя в этой эстафетной гонке,  хотя и пришёл первым к финишу.
Вторая причина - принцип бескорыстия: "Не оскверняйте храм науки деляческим звоном монет!"  В наше время этот принцип кажется устаревшим, чрезмерным и шизофренически идеалистическим, так как наука стала массовой профессией и учёным нужны средства для жизни и научной деятельности. Вместе с тем, звон монет всегда притягивает людей аморальных - жадных, бесчестных и беспринципных.  Так же как и в здравоохранении, истинный врач должен прежде всего думать о здоровье пациента, и меньше всего о возможном гонораре, так и в науке, учёный должен быть одержим поиском истины, а не денежного вознаграждения. Увы, в реальном мире коммерческой медицины  и коммерциализованной науки, это далеко не так.
Григорий Перельман, очевидно, категорически против коммерциализации математики, так же как и легендарный Иисус выступал против коммерциализации религии и богослужения.
Эти мысли я частично пытался отразить в приводимим ниже стихотворении,

 ВСПЫШКА ИСТИНЫ
(Посвящается Григорию Перельману)
*********************************

В трудных думах  – ни звука
И компьютер молчит.
То ль наука, то ль мука
Мыслью смутной кричит.
И терзают догадки,
И от них не сбежать
Сонм идей в беспорядке
и им вместе лежать.
Кто тут прав, кто виновен,
Никогда не найдёшь:
Коль ты гению вровень,
так ступай на правёж.
А судьба уж рассудит,
глядя в смутную даль:
Бог решит, а не люди,
кто получит медаль.
Как бревно расчленяет
распилом пила,
так мораль отделяет
добродетель от зла.
Где расчёта нет – промах,
где неправда – там ложь.
В уравненьи искомых
днём с огнём не найдёшь.
И чем больше в  задаче
переменных число,
тем всё дальше удача
и трудней ремесло.
Не спасёт подстановка,
хоть она и в чести.
Никакая сноровка
здесь не в силах спасти.
Может в мистику прыгнуть
Достигая высот,
Чтоб в Зоаре постигнуть
Мудрость древних сфирот?
Энтропия потоков
Разомкнёт мыслей круг.
В озареньи высоком
Вмиг исчезнет испуг,
И придёт откровенье
после тяжкого сна.
И готово решенье,
и проблема  ясна.
Трудно жгучую радость
в одиночку нести.
Этой радостью надо
поделиться в сети.
Сразу весело станет
на душе и легко.
Только сеть ведь обманет:
в ней полно пауков.
А они липкой нитью
твою мысль оплетут,
к себе в логово стянут,
весь твой высосут труд.
Боже правердный, Боже,
упаси от  беды.
Не позволь уничтожит
наглой кражи следы.
Что же Бог? - Он услышал
и беззвучно изрёк:
кто решил, тот и  выше,
а воришкам – намёк.
Ведь у краденой славы
очень краток разбег,
привкус горькой отравы
и позора навек.
А тебя пусть не слепит
вспышкой истины свет.
Чем открытия  трепет -
Выше радости нет.

02.28.16 - 12.07.16


Рецензии