Книга Разговор с Природой

ОТ АВТОРА

 Карл Фриш - лауреат Нобелевской. Судьба улыбнула ему в 87. За что премия? За то, что «расшифровал» пчелиный язык. Сигнальные танцы пчёл. Основные открытия сделал он в 40 лет. Но это уже другая тема. А всего прожил знаменитый австриец 96 лет. Одной из следующих будет тема ПЧЕЛОВОДЫ – ДОЛГОЖИТЕЛИ. Крайне интересная и полезная тема. Не только из книжек, но и из жизни. Мой папа (1927г.р.; дай Бог ему здоровья) – участник ВОВ, инвалид труда. 20 лет он «отпахал» в шахте. И живёт он благодаря крылатым труженицам.
С 10-ти лет я в лесу.. Каждый год с мая по сентябрь мы кочуем с пчёлками. Избороздили все окрестности. А сколько интересных случаев? Встреч! Впечатлений!
Название рубрики – РАЗГОВОР С ПРИРОДОЙ. Именно, разговор! Фриш разгадал «разговоры» пчёл с пчёлами. А я буду рассказывать вам о разговоре «коренных» жителей тайги с человеком. Итак, с Богом…

СЛУЧАЙ #1 ПЧЕЛА СКАЗАЛА: "ВЫШЕЛ РОЙ"


В прошлом году, летом, работал я у себя в столярном цеху. В городе. Жара несусветная. Двойные ворота распахнуты настеж. Пилю. Опилок облако, пылища… Решил передохнуть. Только сел – залетает пчела. Покружила вокруг меня и стала биться в окно. Сижу. Опять подлетает ко мне. Летает прям рядышком. Я ни гу-гу. Потом опять к окну и «шасть» в ворота. Улетела.
Из трёх окон столярки она выбрала то окно, которое «смотрит» в сторону пасеки. А пасека в 17 км от города. Сижу я, кумекаю: «Куда ж звала меня «сестричка»-невиличка?». Первая мысль – на пасеку! Наверное, рой вышел. Как раз роевая  пора.
Что вы думаете? Минут через 15-20 звонит папа с лесной вахты и сообщает: «Рой вышел. Приезжай, снимать будешь.» Папе – 85 и своё он отлазил. Прыгаю в ОКУшку, «лечу» и думаю: «Пчелы летают на 5-7 км, максимум 9-10. Вот как лесные пчёлы передали городской «родственнице» информацию, что нужно звать меня на подмогу?» ответа я до сих пор не нашёл…

МОЖЕТ КТО ПОДСКАЖЕТ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС?
СКОРО, СЛУЧАЙ # 2. КАК МИХАЛ ПОТАПЫЧ БРАЛ С НАС «ОБРОК»  ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ
В прошлом году, летом, работал я у себя в столярном цеху. В городе. Жара несусветная. Двойные ворота распахнуты настеж. Пилю. Опилок облако, пылища… Решил передохнуть. Только сел – залетает пчела. Покружила вокруг меня и стала биться в окно. Сижу. Опять подлетает ко мне. Летает прям рядышком. Я ни гу-гу. Потом опять к окну и «шасть» в ворота. Улетела.
Из трёх окон столярки она выбрала то окно, которое «смотрит» в сторону пасеки. А пасека в 17 км от города. Сижу я, кумекаю: «Куда ж звала меня «сестричка»-невиличка?». Первая мысль – на пасеку! Наверное, рой вышел. Как раз роевая  пора.
Что вы думаете? Минут через 15-20 звонит папа с лесной вахты и сообщает: «Рой вышел. Приезжай, снимать будешь.» Папе – 85 и своё он отлазил. Прыгаю в ОКУшку, «лечу» и думаю: «Пчелы летают на 5-7 км, максимум 9-10. Вот как лесные пчёлы передали городской «родственнице» информацию, что нужно звать меня на подмогу?» ответа я до сих пор не нашёл…

МОЖЕТ КТО ПОДСКАЖЕТ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС?


СЛУЧАЙ #2 КАК МИХАЛ ПОТАПЫЧ ОБРОК БРАЛ


ЭПИГРАФ. Давно это было. Шёл зверь по лесу. Безымянный зверь. Услышал гул. Подошёл. Дупло с пчёлами! А аромат какой из дупла! Сунул лапу. Облизал. Да как завопит на весь лес: «Мёд! Мёд ведь!» С тех пор и стали величать зверя медведем…

40 лет наша семья занимается пчеловодством. Тайга подарила много встреч: лось, косуля, дикий козёл, лиса, норка, ондатра, рыжая и чёрная белка, бурундук, заяц-попрыгаец, лиса рыжая и огнёвка, рысь и, конечно, Хозяин тайги – Михаил Потапович. Россомаху коварную не видел и волков. «Волков» в городе хватает самой разной масти

Редко какой год обходится без медвежьего озорства. А шалят-то мишки не по-детски. В прошлом году  один улей разорили. 2010-й и 2011-й тачок был в заброшенной деревеньке, где пилорама и два дома. Бог миловал.  А вот в 2009-м году аж два улья слопал косолапый. Про эти два случая (2009 и 2012) я расскажу.

2009-й. Июль. Около десяти часов утра. Папин звонок, голос невесёлый: « Приходил медведь. Улей разорил.» Выезжаю. В дороге второй звонок: «Два улья. Не один…»
Уточнение. В день, предшествующий погромной ночи, мы откачивали мёд. Крутишь медогонку – мёд разбрызгивается из сот. И такой медовый запах стоит по всему лесу! Вот и дуреет медведь от этого аромата. Закончили работу в 1-м часу ночи. А хочешь - не хочешь, нужно откачанные рамки поставить опять в улей. Темнота кромешная. Я и Валера (помощник) с фонарём подставили магазины с рамками в ульи. Дождик начал накрапывать. На машину – и домой. Люблю ездить ночью по лесу. Ночь – время лесных мышей. Да совы дорогу «фарят» - «сторожат», у каждой своя территория.
 
Приезжаю. Идём с дедом делать осмотр. Первый улей за ложком. В 15-ти метрах от лесного жилья! Эта пчелосемья отделалась лёгким испугом. Миша ударил по улью. Один колышек сломался, а три уцелело. Улей не упал, а скользнул меж трёх колышек. Наклонился, но выстоял. На улье был магазин с пустыми (откачанными) рамками. Когда мы их подставляли, Миша лежал в 20-метрах от нас. «Стопудово»! Я потом лёжку нашёл. За тремя сросшимися берёзками. Идеальная конспирация – в контрразведку можно брать. Озорник сорвал с улья магазин и вытащил рамки. А они-то пустые. «Обломасов»! Пока он "чухался" Покусали, видать, крепко - семья справная,  средней силы. В улей побоялся лезть, ретировался . Зашёл с другой стороны.  Шёл в 15-ти метрах от навеса, где беззаботно спал дед и дворняга Шарик.

Почему собака не чуяла и не слышала зверя? Мишаня то не лох! Он знает, когда приходить. Всю ночь моросил дождь и дул ветерок.  В такие ночи осиновая листва «поёт» свои звонкие «песни». Нежно и завораживающе. Другие звуки гаснут. А дождь забивает сильный запах зверя.

Другой улей он «покоцал» крепко. Удалённость где-то 30 метров. Сшиб улей, оттащил в высокую траву и выдернул центральные рамки. Штук 5-6. Это был ранний рой, который успел развиться и отстроить рамок десять. Паразит! Выбирает рамки с деткой (расплодом) и мёдом по краям. И первое и второе блюда, одним словом! Мы подставили пару рамок с расплодом и мёдом из другого улья и сократили гнездо. Погибла почти вся пчела, часть зверь подавил лапой, часть дождём забило.  Осталась горстка. Не помню дальнейшую судьбу улья, но сдаётся мне, что он так и не выправился до осени…

Дополню, что в том году не получилось поставить будку пчеловода. И дед спал , можно сказать, под открытым небом. С двух сторон навес был обшит картоном от ветра, а двух других – просто не было. Лесные люди – сильные люди. И если ты не делаешь зла обитателям леса, любишь, лелеешь их, то никогда! никакой зверь не причинит тебе вреда! Лесная братва не раз выручала меня в беде и даже спасала от смерти. Нужно только сердце и душу беречь от грязи и зла! Тогда ты начнёшь понимать их язык. Позже я вернусь к этой теме.
 
Знаете, как ловят барсука на «самолов»?  Находят нору. Закрепляют специальный острозаточенный штырь на шарнире. Немного над землёй. Навстречу движению из норы. Барсук начинает вылазить и натыкается на штырь. Думая, что это незначительное препятствие, он тужится и лезет дальше. Штырь всё дальше и дальше протыкает живот. «Тямы» - то не хватает «включить заднюю скорость». Так он и ползёт навстречу своей смерти, пока не умрёт от потери крови или заражения. Яйца надо отрывать таким браконьерам. Вместе с корнем. Гестаповцы и те не додумались бы до такого(
 
2012-й год. Пасека в лесу. Не глухомань, но относительно тихое место. Июнь-июль. Жара. Лесные пожары. Горят сильно леса в Томской области, горят торфяники где-то под Тёплой Речкой. Медведи пошли к нам, в Кузбасс.
Покупает у меня два улья-роя давний приятель Вадим. Пока пчёлы сели, пока оббили, пока погрузили. Часу в 11-м вечера мы уехали . Уехал дед. На пасеке оставили другого человека. Плюс четвероногие сторожа - Даша-обезбаша и Шарик-пустобрёх.  Дашку, к слову, надо шашлыками кормить. С барбекю!? Только благодаря её "обезбашенности" в прошлом году мы потеряли всего один улей, а в соседней деревне – 8 пчелосемей.

Со слов сторожа, собаки лаяли пол-ночи и рвались к тому месту, где нашли раскуроченный улей. Улей был крайним, от будки метров 100. Схема стандартная. Повалил улей. Отнёс в кусты. Выдернул рамки с расплодом и мёдом – «схавал».

Теперь поясню, чем меня удивил этот случай. Рядом стояли три улья. Один – очень сильный –улей плюс корпус. Второй средний – улей плюс магазин. И третий слабый. Это был слабенький рой, вышедший недели полторы назад. За это время пчёлы успели отстроить лишь три рамки. Вопрос ребром: почему медведь разорил слабый улей? Когда рядом лакомый кусочек – средний улей. Сильный он , конечно, трогать бы не стал. Звери редко ошибаются. Они по гулу в улье, силе аромата нектара из летка и внешним размерам чётко выбирают жертву. Может Миша ошибся. Но, скорее всего, думаю, что он пожалел нас с дедом. Мы не бракоши, не вандалы, с корнем выдирающие всё живое… Он просто взял «оброк». Он не мог не взять. Законы леса схожи с людскими законами. Иначе потерял бы авторитет в лесной «бригаде». А роёк-то выжил. Охранник утром, до нашего приезда собрал оставшуюся горстку пчёл и ссыпал. Я потом подсилил его одной рамкой с расплодом и одной медовой рамкой. Матка зачервила. Смотрел на днях в омшанике – живы пока. Дотянут ли до весны? Не знаю. На всё воля Божия. Напишу потом, когда пчёл выставим на облёт.

               
ИСТОРИЯ #3   МЕДВЕЖЬЯ ЛЮБОВЬ


Прошлым летом «похозяйничал» Михал Потапыч на нашей пасеке. Улей разорил. А в соседней заброшенной деревушке аж целых восемь! Хозяин пасеки жил в городе. К пчёлам наведывался нечасто. Домишко его был крайним.  Огород плавно «уходил» в лес.  Вот Миша и распоясался.
Обратился пчеловод к охотникам. Убытки-то большие.  «Профи» дело знают. Посидели пару ночей на лабазе. Один меткий выстрел и всё! Ночью никто не рискнул подойти к Хозяину тайги. Больно коварен зверь. Позже я приведу примеры. Не все они, к сожалению, закончились «хэппи эндом»…

Утро. Развиднело. Охотники смотрят «что и как». Нету Мишки! Пошли по следу. След вывел к реке, что неподалёку.  На берегу и нашли. Прям возле воды. И не Михал Потапыч оказывается это был, а «Настасья Петровна». Положила медведица крупную голову на крепкие лапы, будто заснула. Так и ушла она в небесное лесное царство…
Разгорелся «сыр-бор» промеж мужиков. Зверь не подранок. Возраст не старый.  Что заставило зверя идти на смертельную опасность? Медведи хитры. Осмотрительны. Ступят шаг по ночной тропе и замрут.  Выбирают место, куда поставить другую лапу. Чтоб не хрустнуло. Я видел медвежьи тропы. Видел их «поилки» у реки. Лёжки дневные видел, где зверь отдыхает… Аккуратно ходит Миша, зачастую след в след. А возле ручейка, за нашей пасекой, я нашёл один из водопоев, где любила пить Настасья Петровна. Так она обе передние лапы ставила в одно и тоже место. Даже ямочки  остались. От длиннющих когтей…
Разные версии были. Сошлись на том, что больно по вкусу пришёлся медведице медок. Пахучий кипрейный. Что, дескать, из-за пожаров и обилия медведей, пришлых к нам из Томской области, труднее стало прокормиться.

Частично я согласился, частично нет. Что корму стало не хватать, это вероятно. Но чтобы за три-четыре ночи разорить восемь (!) ульев. Причём подряд?! Одной? Маловероятно.
Моя версия: медвежонок у неё был, переросток. Полуторагодовалый. Но в силу каких-то обстоятельств он не мог прокормить себя сам. Возможно травма была или после болезни ослаб. Может подранок или в петлю попадал. И материнский инстинкт победил страх перед смертельной опасностью. Сама бы она столько не съела. Он или рядом был или рамки медовые она ему таскала. Уже после этого случая, в подтверждение, нашёл я медвежью «горку». За ложком, метрах в 250-ти от пасеки. Пошёл за опятами и вышел на полянку, прячущуюся за деревьями.  Среди полутора и более метровых стеблей иван-чая, пижмы и дягиля нашел полоску земли с примятой травой. Даже укатанной. Будто асфальтоукладчик прошёл. Полоска эта имела естественный уклон. И трава была примята сверху вниз. Наедятся мёду – наступит эйфория, и начинают кувыркаться через голову. Любая собака, откушав  мёда, поступает аналогично. Падает на спину и начинает кататься. Прошёл я чуть дальше и под огромным кустом рябины обнаружил лёжку медвежью. Как же звери умеют выбирать место для отдыха! Рябина укрывает от солнца. А огромные кусты пижмы прячут лежанку от непрошенных гостей.
 
Вспомнил случай в тему. Азартнейший охотник – профессионал рассказывал. У него лайки – медвежатники. Бродил он по тайге летом.  Рядом лайка трётся. Трава в человеческий рост. Надумал он «пи-пи» сделать. Только начал,  рядом в пяти(!) метрах с рявканьем как вскочит Миша в полный рост (два метра с гаком). Рявкнул ещё раз, упал на четвереньки и резкий скачок в противоположную  сторону от охотника.  Так всегда они поступают при «форс-мажоре».  «Шок – это по-нашему!». Охотник очухался, да как заорёт: «Я тоже тебя не боюсь!» Палить в кусты, правда не стал. Я не уточнял детали, но думаю, что памперсы для взрослых ему бы тогда в самый раз!) И лайка не учуяла зверя.

Вернёмся к нашей истории-трагедии. Вот что делает материнская любовь! Медвежья ли, волчья ли, заячья ли… На смертельную опасность шла Настасья Петровна, лишь бы сыночка своего медком побаловать! Интересно, о чём она думала в последние минуты? Наверное, о медвежонке: «Прощай, сыночек. Прощай, родненький. Я и там, в другом мире, буду помнить о тебе…»


ИСТОРИЯ #4   ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА -2013



ЭПИГРАФ. «Старость начинается тогда, когда человек начинает жить одним прошлым» - говорил Николай Амосов. «Старость начинается тогда, когда человек перестаёт удивляться» - говорил кто-то из великих. Что город? Суета. Толчея. Шум-гам. Некогда остановиться, не то что рассмотреть что-то интересное, необычное…То ли дело, Природа – матушка! Сколько ярких пейзажей и интересных встреч подарила она мне. Расскажу один случай.

Август прошлого года. Пасека. Пошли мы с сынишкой за опятами. Перелески, прилегающие к пасеке, все «прочесали». Остался ложок с чистым ручейком посредине. Шаг за шагом осматривали мы валёжины и кусты… Как – то незаметно вдоль ручья стали попадаться камни-валуны. Откуда? Сначала маленькие. Потом всё больше и больше. Берега ручья становились всё круче. Кусты ивы (талины) уступили место деревьям. Справа пошёл ельник – молодые деревца плотно жались друг к дружке. Слева – берёзы вперемежку с елями. Но тоже – рядышком…

Так, шагая по камням, словно по дну каньона,  мы оказались в дремучей долине. Деревья с боков заслоняли солнце. На крутых берегах, вымытых весенними паводками, проступали камни не то гранита, не то базальта. Местами – норы. Кругом , и в норах тоже, мягкая опавшая хвоя… Сухо, без ветра. Идеальное место для зимовки зверья лесного. Но даже не это удивило. Растительность удивила! Отсутствие растительности. Привычной растительности. Только хвощи и папоротники. Причём гигантских размеров. Сынишка глядел восторженно вокруг. Даже я, прожженный лесной «волк», присел на «пятую точку». Сидел и любовался первозданной природой…

- … там, за поворотом, - говорю – живут динозавры), а в норах – ископаемые тритоны и «сколопендры»)…
Смотрю, сынишка, привыкший к моим фантазиям, в замешательстве. То ли верить мне, то ли нет…
- Ты ведь шутишь, пап?
 - Шучу – то, шучу, а ведь в норах кто-то живёт?

Некогда было провести лесное «расследование» , чтобы «вычислить» жильцов долины Парка Юрского периода. Пофотографировали мы и отправились назад. Опят набрали мало. Но зато впечатлениями запаслись!!!
Фотографии сжимать ещё не научился. Обрезать умею, но содержимое фотки обедняется. Как только научусь сжимать, сразу заменю фотку – на оригинале видны заросли огромного хвоща и папоротника…
 


Рецензии
Жить в природе и с природой -это счастье. Спасибо за рассказы.

Александр Джумов   12.04.2020 11:52     Заявить о нарушении
Благодарю сердечно

Юрий Ильин Сибирь   13.04.2020 02:07   Заявить о нарушении