Современные диалектные особенности речи жителей Но

Тема исследования - "Современные диалектные особенности речи жителей
Новосокольнического района  Псковской области".


Автор - Филатова Снежана Алексеевна
Учащаяся МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники»

Руководитель:
Иванова Людмила Юрьевна
МБУДО «Центр дополнительного образования
Новосокольнического района Псковской области»

2016 год

Оглавление:
Аннотация
 I. Введение.
 1. Обзор литературных источников:
1.1 «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль.
1.2 «Очерк  русской диалектологии»  А.А. Шахматов
1.3 «Лекции по истории русского языка» А.И. Соболевский
1.4  «Псковский областной словарь с историческими данными»
1.5 Этнолингвистический словарь «Традиционный быт псковских крестьян» Большакова Н.В.

II. Основная  часть.
Описание  и результаты исследования.
Вывод к основной части.
III. Заключение.
Список источников информации.
Приложения (анкеты, интервью, график, таблица, фотографии).


Аннотация
В исследовательской работе «Диалектные особенности речи жителей Новосокольнического района Псковской области» мы изучили диалектные особенности речи современных новосокольничан. Выяснили, насколько часто употребляют в речи диалектные слова жители Новосокольников,  знают ли они значение диалектных слов. С этой целью мы провели анкетирование учащихся 6 -7 классов МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники» и взяли интервью  у взрослых жителей г. Новосокольники.


Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно  древнему Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мертвому языку, каким теперь является латинский язык.             
                Лев Владимирович Щерба


I. Введение.
Невозможно познать историю и культуру народа без познания языка. Язык сохраняет и передаёт накопленные людьми знания, позволяет многое распознать о народе; о его отношениях с другими народами.  Язык народа реализуется через его речь, значит,  каждый носитель языка через свою речь ответственен за судьбу всего языка.  Мы живем в окружении уникальных псковских  говоров, которые необходимо понимать, знать  и уметь передать потомкам, поэтому тема исследования псковских говоров актуальна в наше время.  В деревнях и маленьких городах нашего района все ещё можно услышать, как бабушки говорят внукам: «одень спотки»,  «сходи в пуню», «пойдем к прудке», «повязать хустку», «памжа какая»» и т.д. Всем ли понятна речь наших бабушек? Есть ли будущее у псковских говоров? Исходя из вышесказанного,  формулируем тему исследования: «Диалектные особенности речи жителей Новосокольнического района Псковской области».
Цель исследования: выявить современные диалектные особенности речи жителей Новосокольнического района Псковской области.
Задачи исследования:
1. Проанализировать печатную литературу и материалы Сети Интернет о наиболее известных работах  ученых-лингвистов, которые изучали  диалекты Псковской области.
2.Выяснить особенности, присущие говорам жителей Новосокольнического района Псковской области.
3. Узнать, используют ли в речи наши современники–земляки диалектизмы юга Псковской области.
Для решения поставленных задач мы применили следующие методы исследования:
• анкетирование (вид вопросов – открытый вопрос);
• интервьюирование;
• анализ;
• обобщение;
• метод визуализации данных (график).

Объект исследования – диалект жителей Новосокольнического района  Псковской области. Предмет исследования – особенности говоров жителей Новосокольнического района Псковской области.
Гипотеза:  речь жителей Новосокольнического района Псковской области имеет яркие индивидуальные черты.
Этапы исследования:
1) проанализировать печатные  и Интернет – источники;
2) провести опрос населения;
3) выполнить анкетирование учащихся школы;
4) обработать полученные в результате интервьюирования и анкетирования данные и сформулировать выводы;
5) оформить результаты исследования (подготовить презентацию и буклет).

Место проведения исследования - г. Новосокольники Псковская область. Сроки:  апрель - июнь  2016 года.
Во введении к данной работе будет сделан обзорный анализ  литературы и интернет-источников, посвящённых  работам учёных лингвистов, занимающихся  изучением диалектов. В работе будем обращаться к таким понятиям, как диалект, говор,  диалектология, поэтому привожу ниже определения данных понятий.
В разных источниках встречаются разные понятия  определения диалекта.
Диалект - (греч. dialektos) местное наречие, говор.  (По словарю  Д.Н. Ушакова).
Диалект - местная или социальная разновидность языка. (По словарю  С.И. Ожегова).
Говор, или диалект, - это самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители нескольких близлежащих деревень, если речь в них отличается единообразием, или одной деревни. Диалекты характеризуются фонетическими, грамматическими особенностями, а также специфической лексикой.
Диалектология - наука, раздел лингвистики, предметом изучения которого является диалект как некоторое целое.
I. Обзор литературных источников.
В XIX веке в России учёными-лингвистами создаются словари разных жанров, в том числе и диалектные. Большое внимание  в них уделяется и Псковским говорам.
1.1 «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль.
Широко известен  в нашей стране и за её пределами знаменитый  «Толковый  словарь живого великорусского языка», составленный  Владимиром  Ивановичем Далем.  1819 год можно считать началом работы  В.И. Даля над  словарём. Проезжая по Новгородской губернии он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать» («пасмурнеть, клониться к ненастью»). С тех пор, странствуя по просторам России, учёный не расставался со своими записями, пополнял их новыми словами, пословицами, поговорками.
1.2 «Очерк  русской диалектологии»  А.А. Шахматов.
Научные труды в области диалектологии в конце XIX века созданы  русским филологом и историком  Алексеем Александровичем Шахматовым.   Ученый уделял внимание к современным ему говорам, в том числе, на примере псковского региона.   В 1897 году Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. При инициативном участии А. А. Шахматова была создана Московская диалектологическая  комиссия, которая организовала сбор записей речи крестьян, в том числе и на территории современной Псковской земли (Гдовский район). Созданная  МДК «Диалектологическая карта русского языка в Европе» (Птг., 1914)  и  опубликованный  в  приложении  «Очерк  русской диалектологии» (М., 1915) отражают данные о таких ярких псковских  диалектных  особенностях,  как  цоканье,  второе полногласие и др.
1.3 «Лекции по истории русского языка» А.И. Соболевский.
  «Открытие» псковских говоров, как отмечают исследователи, принадлежит А.И. Соболевскому, опубликовавшему в 1888 году свой труд        «Лекции по истории русского языка».  Автор работ в области истории русского и   старославянского языков, русской диалектологии, палеографии, этнографии,     топонимики, ономастики,  лексики, словообразования, этимологии.  В 1888 году он выпустил исторический труд «Лекции по истории русского языка», который вскоре приобрёл заслуженное одобрение среди научного сообщества и при его жизни переиздавался три раза. Большое внимание уделял Соболевский изучению церковнославянского языка. В 1891 году вышла его книга «Древний церковнославянский язык».
1.4 Большой материал по Псковским говорам содержится в  «Псковском областном словаре с историческими данными. По материалам только южнопсковских районов Словарь содержит более 200 часов аудиозаписей и сотни тетрадей рукописного фонда как результат фольклорных экспедиций,  которые систематически  организуются в  Псковском  государственном  университете  с  1977  года.  Один из составителей статей  Псковского областного словаря - Алекса;ндр Серге;евич Герд (р. 23 июня 1936 года) — советский и российский учёный, доктор филологических наук, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий кафедрой математической лингвистики филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
1.5 Этнолингвистический словарь «Традиционный быт псковских крестьян» Большакова Н.В.
Наталья Валентиновна Большакова - доцент кафедры русского языка и русского языка как иностранного Псковского государственного университета.  Являлась инициатором, составителем и редактором научных изданий: этнолингвистического словаря «Традиционный быт псковских крестьян» (2012 г.), библиографического указателя «Псковские народные говоры в их истории и современном состоянии» (2013 г.), коллективной монографии «Псковская Масленица: образы, символы, коммуникация (с аудиоприложением)» (2015 г.), «Народные сказки Псковского края» (2014-2016 гг.).

II. Основная часть.
«К  северу  от Пустошки живут
 скобари, к югу —  поляки и  кацапы».
Александр Сергеевич Герд
2.1 Описание и результаты исследования.
Анализ вышеуказанных литературы и Интернет-ресурсов позволил сделать выводы: Псковские говоры не являются монолитными, есть различия по ряду районов в области. Наталья Валентиновна Большакова в работе «Южнопсковские говоры в контексте лингвогеографических и этнолингвистических проблем» отмечает: «При самом общем подходе к выделению диалектных зон Псковской области противопоставляются север, центр и юг». 
Великолукский, Куньинский, Новосокольнический районы входят в юго-восточную зону говоров. В Великолукском районе  употребляется -  «галочье» (собирательное слову галка), «медведёнок» - медвежонок, «гадина» - змея, «бойка» - прибор для сбивания масла, «картошница» - картофельное пюре. В Великолукском и Новосокольническом районах распространено собирательное слово «курье» (куры).
С целью изучения употребления диалектных слов в современной речи школьников, мы применили  метод анкетирования. Учащимся 6 - 7 классов МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники» были  предложены анкеты (приложение №1) , в которых перечислялись  диалектные слова, которые, судя по изученным мной источникам и беседам со взрослыми, употреблялись в речи новосокольничан. Были сформулированы такие вопросы:

1. Встречались ли тебе в речи слова, приведенные ниже?
2. Объясни, если можешь,  значение этих слов:
Пуня - ….
Спотки- ……
Хустка - …….
Прудка - ……
         Памжа- …….
В анкетировании приняли участие 56 человек.  Данные анкет позволяют сделать выводы, о том, что большинство школьников (67,8%) в своей речи не сталкивались с диалектными словами.  32,1% учащихся  встречались в разговорах такие слова. Из 18 ребят,  ответивших «да» на вопрос анкеты «Встречались ли вам в речи слова: хустка, пуня, спотки, памжа, прудка», от 48,8% до 100%  смогли дать правильное (или близкое к правильному) объяснение значения диалектных слов. Результаты исследования мы оформили в виде таблицы (приложение №2) и представили с помощью метода визуализации данных - на графике (приложение №3).
Решая задачи исследования, мы провели  интервьюирование взрослых жителей города Новосокольники (люди от 40до 70 лет). Мы предположили, что взрослые  новосокольничане  должны знать больше диалектных слов и их значения. Были опрошены 10 случайно встреченных человек.  Результаты оказались близки к результатам анкетирования школьников, что не подтвердило наши предположения. Все опрошенные жители согласны с утверждением, что в нашем районе, как и в других районах Псковской области,  говор имеет свои яркие отличительные черты.  Большинство опрошенных не смогли дать определение диалектным словам,  хотя некоторые слова (прудка, памжа) продолжают активно использоваться в речи, и их значение известно и понятно участникам интервью.  Результаты интервьюирования позволяют сделать вывод, что в разговорной речи взрослых новосокольничан сохранились остатки диалектных явлений. Такая речь часто встречается у людей в малых городах.
С мнением горожан можно познакомиться, просмотрев фрагменты интервью (приложение №4).
Богатый материал для исследования мы получили  из воспоминаний Натальи Ивановны Титовец, жительницы д. Захарино Новосокольнического района:
1. Даси – даст.
2. Семисвет – выдумщик.
3. Кулья – остров.
4. Тенетина – тенёта.
5. Чапельник -  сковородник.
6. Дощан (досчан) – большая бочка, чан.
7. Окстись -  перекрестись.
8. Схомянись -  одумайся.
9. Недолугий -  хилый, хворый, плохой. Мать сокрушается о сыне: «И в кого он такой, недолугий, ничуть к учёбе не тянется».
10. Комоница -  кобылица.
Покупатель говорит продавщице комплимент: «Да, ты сама, как комоница». Женщина улыбается
11. Свирибая –  задумчивая.
12. Ветлая -  приветливая, ласковая, обходительная.
 Разговаривают две кумушки: «У наших новых соседей две дочки. Обе работящие, красивые, но такие разные. Старшая, какая-то  свирибая. А вот младшая - хорошая, ветлая.
13. Упадливая -  предупредительная, сочувствующая, готовая прийти на помощь. Пример: Наталье Ивановне 16 лет. Навстречу ей идёт маленькая бабушка, несёт за плечами мерку (два ведра по десять литров) картошки в мешке. Бабушка тяжело дышит. Наталья Ивановна бросается ей на помощь. Бабушка хвалит девушку: «Ай, молодца, ай, спасибо тебе, дай Бог здоровья. Я в молодости тоже была упадливая».
14. Стодонит корова – непрерывно ревёт.
15. Долгой – длинный.
16. Торба – мешок, сума.
17. Обозерщина - острова на Псковском озере.
18. Откаснись – отстань.
Старый анекдот:
- Где зубы потерял? Где выбили?
- На хорошей ярмарке ни драк, ничего такого, только какой-то разирот на возу заехал оглоблей прямо в рот.
19. Алтын – 3 копейки.
20. Пятиалтынный – 15 копеек.
Пример: «Ты чаво сияешь, как советский пятиалтынный?»
21.   Ляхи (лехи) – грядки.
22. Качки – утки.
23. Черногуз – аист.
24. Летось – прошлым летом.
25. Масничина (мостничина) – кладка.
Старушка соседка рассказывает:
- «Вот, летось, было. Прихожу домой, а в палисаднике качки по ляхам шлепают. На масничине черногуз стоит и в прудку смотрит.
Жителям деревень давались меткие прозвища. О жителях деревни Островки говорили: «безгнёздые вороны». Они часто уходили в город и на станцию на заработки. О жителях деревни Качаново – качановские еники (веники). Почему-то, не произносили первую букву в словах. О деревне Федотково – федотковские торбочки. Земля в деревне была скудной, хлеба на всех детей не хватало, поэтому весной ребятишки  ходили с торбочками попрошайничать – «собираться».

Поговорки:
Дураки не рОдятся, а рЯдятся. (Рядятся -  соглашаются, отказываются от борьбы).
Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.
Так привели домок, что не нужен замок.
Материал предоставлен жительницей д. Насва Новосокольнического района:

•Спотки /др. вариант  испотки - варежки. В Порховском районе   - дьеницы.
•Пуня – сарай.
•Хустка –  толстый шерстяной платок.
•Бураки -  свекла.
•Малец -  мальчик, подросток.

Материал предоставлен жителем г.  Новосокольники:

•Загнётка –  место в русской печке.
•Сочить -  искать.
•Квёлый – больной, понурый.

Выводы к основной части.
Большое влияние на говоры юга Псковской области оказал фактор географического положения, близость границы с Белоруссией. Как отмечает Большакова Н.В., «граница, отделяющая сейчас южнопсковские говоры от центральных, собственно псковских, говоров формировалась на протяжении длительного периода как культурноисторический рубеж, и до сих пор память местных жителей хранит отголоски давней истории».

III. Заключение.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Речь жителей Новосокольнического района имеет яркие индивидуальные черты, присущие говорам юга Псковской области. Южнопсковские говоры являются переходными говорами. Большое влияние на южнопсковские говоры оказывает географическое положение Псковской области.
2. Изучению южнопсковских говоров уделяли и уделяют большое внимание ученые диалектологи. Среди них такие известные лингвисты, как  В.И. Даль, А.А. Шахматов и наши современники: А.С. Герд, Н.В. Большакова и др.
3. Анкетирование среди учащихся 6-7 классов МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники»,  позволяет сделать выводы, о том, что большинство школьников (67,8%) в своей речи не сталкивались с диалектными словами. Слышали диалектные слова в речи всего 32,1% учащихся. Результаты  интервьюирования жителей г. Новосокольники близки к результатам анкетирования школьников. Все опрошенные жители согласны с утверждением, что в нашем районе, как и в других районах Псковской области,  говор имеет свои особенности. Однако, большинство опрошенных не смогли дать определение предложенным диалектным словам.  Из чего можно сделать вывод, что речь горожан Новосокольнического района постепенно теряет свои диалектные особенности, делается близкой к  общероссийским лексическим нормам.


Список Интернет-источников и литературы:

1. Большакова Н.В. Южнопсковские говоры в контексте лингвогеографических и этнолингвистических проблем. Вестник Псковского государственного университета, 2013
2. Герд А. С. Язык и речь населения Псковского края // Историко-этнографические очерки Псковского  края / Под ред. А. В. Гадло. Псков: ПОИПКРО, 1998.
3. Диалектологическая карта русского языка в Европе.
4. Псковские говоры.
5. Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. - М.: Едиториал УРСС, 2005. – 328 с.
6. Толковый словарь живаго Великорусскаго языка. В.И. Даль. http://slovardalya.ru/

Приложение №1
Анкета.
1.Встречались ли тебе в речи слова, приведенные ниже?
Объясни, если можешь,  значение этих слов:
Пуня - ….
Спотки- ……
Хустка - …….
Прудка - ……
Памжа- …….

Приложение №2
Таблица результатов анкетирования школьников.
Анкета
  Вопросы Ответили "Да" Ответили "Да"% Ответили "Нет" Ответили "Нет" %
1. Встречались ли слова? 38 67,8 18 32,1
2. Пуня 3 5,3 53 94,6
3. Спотки 0 0 56 100
4. Хустка 3 5,3 53 94,6
5. Прудка 32 57,1 24 48,8
6. Памжа 5 8,9 51 91


Приложение №3
График, отражающий результаты анкетирования школьников.

 
Приложение №4 – диск с записями интервью.
Приложение №5 - буклет.
Приложение №6 – презентация.

ссылки на интервью:





Работа с анкетами. Учащиеся МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники»


Рецензии