Экспертный обзор от Лилии Газизовой

Шорт-лист Осеннего сезона 2016

1. Змей Горыныч 3 «Шима Онейда» http://www.stihi.ru/2016/07/13/5927

Старая Шима Онейда теряет вес,
Косточки птичьи, по-птичьему шаг неверен.
Значит, пора собираться в дремучий лес,
Чтобы оставить природе комочек перьев.

В племени так повелось – не она одна…
Лишний кусок для детей никогда не лишний.
Много охотников нынче взяла война.
Годы минуют, пока подрастут мальчишки.

Нож и кремень – так ли долго собрать свое?
В тонкой руке индюшачьей – дорожный посох…
Вслед сыновьям, что охотятся в снах ее,
Тихо бредет по рассветным апрельским росам.

Старая женщина тонет в цветах лугов,
Выцветшим взглядом по-детски вбирает краски,
Духов не ждет, не считает своих шагов
И про себя потихоньку поет от счастья.

Но улыбается ласковый Маниту
В облаке, в быстром ручье, в беспокойных листьях…
Сладкие клубни на каждом шагу растут,
Волки готовы добычей своей делиться,

Пчелы на блеклые губы приносят мед,
Точатся камни, собой не желая ранить,
Даже, доколе она не вернется в род,
Не наступает зима, не ложится заметь.

Чтобы и дальше был выверен путь небес,
Осенью поздней приходит она обратно.
Старую женщину не забирает лес,
Только по темени гладит сосновой лапой.

Шима Онейда уложит букеты трав
В типи, вблизи очага возмужавших внуков.
Рады ей – будут сказания до утра,
Песни, покуда огонь согревает руки.

Так до весны, что старухе шепнет – пришла
Снова пора отправляться в чертоги солнца…
Правнучка Кими стоит на краю села,
Смотрит ей в спину и знает – она вернется.

_________
Шима – мать.
Онейда – предсказательница.
Кими – тайна.
Типи – переносное индейское жилье конической формы из жердей, покрытых шкурами; наиболее древнее, а в более позднее время – ритуальное.

В современной поэзии жанр баллады практически не встречается. Это стихотворение без натяжки можно назвать балладой. Неторопливое, сдержанное  повествование. О вещах драматических говорится ровным голосом. Замечательное владение словом. Чужие быт и нрав  выглядят органично и убедительно.

2. Юлия Долгановских «Дудочка» http://www.stihi.ru/2016/08/05/4133

Всё сущее предвосхищает вдох —
и слово, и выдох, и смерть.
Когда б мою душу из дудочки Бог
выдохнул — стала б я петь.

Когда б стеклодув из цветного стекла
выдышал тело моё,
прозрачную хрупкость бы я берегла,
растила бы имя твоё

в тиши и покое живительных вод —
по капле, по букве, чтоб ты,
уплыв, не оставил соломенных вдов,
смеющихся до хрипоты,

скользящих по кругу, где выдох и смерть
плывущих застанут врасплох —
и слово растает, и выдохнет Бог.
Нет дудочки. Некому петь.

Странным образом хочется, чтобы повествование шло от мужского лица. Тогда и соломенные вдовы по-новому «заиграли» бы. Да и фонетически: «стал бы я петь» звучит лучше «стала б я петь». Вообще, мужской род придал бы бОльшую значительность тексту.
Возможно, не хватает каких-то деталей бытия. Но в стихотворении такого рода – метафизическом и отстранённом  – они вполне могут быть опущены.

3. Ольга Домрачева «дождливое» http://www.stihi.ru/2016/07/10/4852

ангелы ли вчера на небе играли
или в реке плескались два карася
вода сегодня цвета дюраля
а в ней река и небо
и улица вся

дождь, долговязый, громкий,
чинно читал псалтырь.
день уходил сторонкой
каяться в монастырь.

ты рисовал горгулью –
пальцем давил стекло.
били секунды-пули –
в ноги, под дых и в лоб.

вечер с дырой в кармане
топает налегке.
крылья полощет ангел
в чёрной большой реке.

Долговязый и громкий дождь, естественно, обращают на себя внимание. Как и «вечер с дыркой в кармане», уходящий в монастырь день и т.д. Стихотворение-зарисовка, образная и точная. 

13. Юлия Александровна Михайлова «Соседи» http://www.stihi.ru/2016/08/21/1930

Однажды мир до лестничной площадки
Сожмётся, и, незнамо чем больна,
Я стану день-деньской на стуле шатком
Заучивать соседей имена.

Я выучу их шорохи и тени,
Я предскажу движенья наперёд,
Вышагивая мысленно за теми,
Кто со двора уйдёт за поворот.

Уже на небесах наполовину,
Я с ночи стану думать лишь о том,
Чтоб незнакомцев маленькие спины
Перекрестить за пасмурным окном.

И вдруг пойму, съезжая по перилам
Соседу восьмилетнему вослед,
Что бабочкой седою воспарила,
Как не бывало много-много лет.

Начало стихотворение не предвещает ничего особенного. Да, соседи. Да, их привычки и настроение. Всем близко  и понятно. Можно было так и закончить на этой ровной интонации. Но последняя строфа – делает это стихотворение настоящей поэзией. Неожиданно, образно и запоминающе.

15. Дмитрий Близнюк «стрела в траве» http://www.stihi.ru/2016/09/01/1730

летний вечер… так хорошо дышать,
точно погружаешься на теплую глубину
и видишь очертания затонувшего мира,
туши подводных чудовищ, мачты мертвых кораблей,
изломы, детали неизведанного материка.
и скамья – надломленная стрела в черной траве;
и лунный свет зеленым жеребенком
слизывает вкусный мазут с трамвайных рельсов
в свете фонарей:
журчат и переливаются ожерелья огней…
но вот бесшумно рвется влажная нить тьмы,
и огненные жемчужины ловко соскальзывают
автомобильным светом.
так в мерцающих сумерках террариума
отыскиваешь взглядом притаившуюся ящерицу
или змею, загримированную под ветку.
я дышу глубиной – значит, душа еще со мной.
есть такая примета
у ловцов за жемчужинами
и поэтов.
___

я выхожу на веранду в халате
и натыкаюсь на старое кресло-качалку –
мумию из полуистлевшего дерева.
для ковчега все формы памяти хороши,
даже самые нелепые.
когда-то мы дурачились на кресле под ливнем,
раскачивались, задыхались, по-рыбьи раскрыв рты.
и молнии над головой хлопали в железные ладони;
я представлял, что мы на корабле –
накренился посреди свирепого шторма, –
и нас заливают потоки взбесившейся воды…
и вдруг мы опрокинулись,
упали на мокрые плиты под виноградником,
испугались и рассмеялись.
я смотрю вверх и улыбаюсь...
чуть-чуть звездное небо –
прыщики на широких скулах
молодой африканки...

Не знаю, как выглядят «прыщики на широких скулах молодой африканки», но в этом контексте автору веришь. Зримый верлибр. Динамичное стихотворение. В нём много энергии, что свойственно немногим современным верлибрам.

18. Светлана Илларионова «Наташина каша» http://www.stihi.ru/2016/07/04/5251

В голове у Наташи – каша.
Свекровь, муж, сынишки,
кот, наглеющий слишком
во время приёма пищи, –
мало ему, всё "мяу"!
Так ещё и вот эта,
ничего не понимающая в личном,
старший научный сотрудник
(за глаза "педантичкой" кличут),
докторскую она, видите ли, пишет!

– Наташа, что-то суммы не бьются.
Будьте добры, переснимите эталоны. –
"педантичка" Вера Ивановна хочет выпить чаю,
берёт чашку, рассматривает внимательно,
припоминая, при каких купила обстоятельствах.
– Эталоны… талоны… представляете,
даже лампочек без них не продавали,
ни бюстгальтеров с трусами,
и очереди за книгами и мебелью – месяцами.
Простите, милая, что  загружаю.
Понимаю, времена сейчас другие.
Хотя некоторые до сих пор живут в коммуналках.

– Времена всегда одинаковые… – думает Наташа,
но становится себя на чуточку меньше жалко.
И где-то глубоко в душе начинает верить,
что пока есть такие,
с приветами от науки, Вер Иванны,
её, Наташу, переведут на первую категорию.
Наташа подождёт, она не гордая.
Три года честно ждала выполнения обещания
кого-то там из правительства
про увеличение зарплаты вдвое.
И проcтила этого кого-то
к четвёртому Новому году,
бранным словом не кроя,
только вздохнула:
– Детишек-то – трое, до ипотеки ли.

– А знаете, Вер Иванна, зима будет долгой.
Хотите, я свяжу вам варежки
из тёплой пряжи?
Ну а пока – поехали!
Сейчас мы им покажем,
выведем ваши суммочки на чистую воду,
как миленьких,
каждую!


Улыбаясь глазами,
Вер Иванна смотрит на Наташу поверх чашки:
ничего, девочка, горшочек справится с кашей.
Ведь варит, варит же!

Прекрасная песнь быту и современной женщине, точнее, быту и бытию современной женщины. Быть счастливой сегодня намного сложнее, чем много лет назад. Мягкий юмор, лёгкость, нежность, точность.

19. Алекс Трудлер «Записки из нирваны» http://www.stihi.ru/2011/11/24/4953

Как только проснутся земляне,
в нирвану открыв третий глаз,
паяц у меня в подсознаньи
выходит наружу, кривясь.

И, съёжившись в маленький шарик,
он прыгает в голом ничто,
и возраст решительно старит
рисованный мир шапито.

Он нервно смеётся над прошлым
из мрака грядущего. С ним
вползает облезлая кошка
с пронзающим взглядом худым.

Здоровье внезапно робеет
под натиском прожитых лет,
и катятся потом по шее
отчаянья тридцать монет...

Ловко закрученное стихотворение. Не сразу и разберёшь, о чём. Но, может, и не надо разбираться. Есть стихи, которые волокут тебя куда-то и говорят-говорят о чём-то своём. Это тот самый случай.

25. Наталья Крофтс «Анубис едет в отпуск» http://www.stihi.ru/2016/05/29/566

Он ждёт и ждёт. А их всё нет и нет.
Он потирает лапки и зевает.
И время, у порога в кабинет
жужжавшее так зло, заболевает –
завравшись и зарвавшись – застывает
безмозглой мухой, влипшей в аллингит.

Анубис дремлет. Наконец, шаги –
нетвёрдые. И робкий стук. И скрип
тяжёлой двери. «Здравствуйте, голубчик.
Входите» – зверь листает манускрипт.

А посетитель, немощный старик,
бледнеет, разглядев его получше –
сидит шакал, чудовище, посредник
страны загробной, мук на много лет.
И жалкий, грязный, тощий как скелет,
старик тоскливо шепчет:
«Я – последний».

На радостях шакал вильнёт хвостом –
«Дописан каталог – вся желчь и сплетни,
людские дрязги, вой тысячелетний…
Какой, однако, препротивный том –
подробная и тщательная опись.
…А вам, голубчик, в третий каземат,
там ждёт вас белозубая Амат».

Закроет опус.
И уедет в отпуск
на опустевший Крит – гонять котов,
искать волчицу на руинах Рима…
В наряде из несорванных цветов
земля прекрасна и необозрима.
Ни войн, ни смут, ни жертвенных костров.
До новых рас. До новых катастроф.

Стихотворение о чём-то напоминает и предупреждает. Каждый домыслит, видимо, своё. Запоминается: «В наряде из несорванных цветов / земля прекрасна и необозрима». Стихотворение-предчувствие.  Стихотворение-утопия.   

27. Забирохина Марина «Последнее лето» http://www.stihi.ru/2016/09/01/9457

Скажи мне, Лебедев, ты одинок?
Когда я слышу утренний звонок,
Или дневной звонок велосипеда,
Или читаю книгу за обедом -
Я думаю о Лебедеве, да...
Когда морозом пахнет лебеда
И свежестью с оттенком гуталина,
Или малина... спелая малина
Лежит на сливках, словно на снегу,
Я думаю о нём, я не могу
Не думать, не придумывать ответы
На свой вопрос, на утренний звонок:
Скажи, мой дорогой, ты одинок?..

Монолог лирической героини не тривиален. Хотя типичен для женщины, не ведающего уюта. Подобные рефлексии знакомы почти каждой женщине. Но не каждая осознаёт, тем более озвучивает.  Рождающиеся ассоциации, связанные с поэтами предыдущей эпохи, придают стихотворению убедительность, и, как ни странно прозвучит, преемственность.


38. Елена Албул "Пережить ноябрь" http://www.stihi.ru/2013/11/06/7096

Уже не осень.
Ещё не зима.
Ноябрь любого сведёт с ума.
Кого ни встретишь, в глазах одно:
В клубок свернуться.
Залечь на дно.

Ещё не шуба.
Уже не пальто.
Что ни наденешь – всё  будет не то.
Что ни наметишь – всё не идёт.
Уходишь – лужи.
Приходишь – лёд.

На небо глянешь –
А неба и нет!
Вам тут не светит, читаешь в ответ.
Но луч внезапный прорежет муть –
Ещё не вечер.
Ещё чуть-чуть…

Читать в ноябре подобное стихотворение вдвойне интересно.  Чем отличается ноябрь автора от ноября читателя. А вдруг читающий не согласен с авторским видением ноября. Да нет. В моём случае согласен. Всё так:
Ещё не шуба.
Уже не пальто.
Что ни наденешь – всё  будет не то.
Что ни наметишь – всё не идёт.
Уходишь – лужи.
Приходишь – лёд.


Итак, десятка лучших по версии Лилии Газизовой:

1. Змей Горыныч 3 «Шима Онейда» http://www.stihi.ru/2016/07/13/5927
2. Юлия Долгановских «Дудочка» http://www.stihi.ru/2016/08/05/4133
3. Ольга Домрачева «дождливое» http://www.stihi.ru/2016/07/10/4852
13. Юлия Александровна Михайлова «Соседи» http://www.stihi.ru/2016/08/21/1930
15. Дмитрий Близнюк «стрела в траве» http://www.stihi.ru/2016/09/01/1730
18. Светлана Илларионова «Наташина каша» http://www.stihi.ru/2016/07/04/5251
19. Алекс Трудлер «Записки из нирваны» http://www.stihi.ru/2011/11/24/4953
25. Наталья Крофтс «Анубис едет в отпуск» http://www.stihi.ru/2016/05/29/566
27. Забирохина Марина «Последнее лето» http://www.stihi.ru/2016/09/01/9457
38. Елена Албул "Пережить ноябрь" http://www.stihi.ru/2013/11/06/7096

Лилия Газизова – поэт, эссеист, переводчик.
Публикации в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Арион», «Октябрь», «Интерпоэзия». Автор тринадцати книг стихотворений,  вышедших в Москве, Казани, Польше, Румынии, Молдове.
Предисловие к первому сборнику написала Анастасия Цветаева.
Ответсекретарь журнала «Интерпоэзия» (Нью-Йорк).
Стихи переведены на двенадцать европейских языков.
Лауреат многих международных и российских литературных премий. Известна и как переводчик татарской поэзии на русский язык, составитель ряда антологий русской и татарской поэзии.
Основатель  и организатор  Международных поэтических фестивалей имени Н. Лобачевского и Хлебникова ЛАДОМИР в Казани.


Рецензии
Спасибо Лилии за обзор, точный и доброжелательный.

Очень проницательным показалось мне замечание по стихотворению Юлии Долгановских - у меня тоже есть стихотворение, которое написано от мужского лица (в моём случае - от лица мальчика), а для книжки была необходимость поставить в центр девочку. Всего пара изменённых окончаний - а картина совершенно другая.

Стихотворение Юлии Михайловой "Соседи" совершенно замечательное. Очень рада высокой оценке Лилии.

И отдельное спасибо за мой "Ноябрь" - по мнению предыдущего эксперта Игоря Брена, автору "места надо знать", чтобы не клеветать на невинный месяц, а вот Лилия эксперт более разносторонний - знает не только правильные места, но и такой ноябрь. Приятно, ничего не скажешь!

Елена Албул   05.12.2016 09:00     Заявить о нарушении
Лена, хоть и запоздало, но совершенно согласна с Вашими словами)

С Наступающим! Пусть Новый год будет светлым и радостным! :-)

Светлана Илларионова   30.12.2016 10:15   Заявить о нарушении
Света, спасибо за такой неожиданный и приятный отклик!

Елена Албул   30.12.2016 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.