Лабиринты истории- Мольер

Их узнаЁм лишь после смерти.
И то, конечно, не всегда.
"Шпиона" Купера, поверьте-
ГБ "гостайной"- коль могла...


ИЗ ИНТЕРНЕТА

http://ymorno.ru/index.php?showtopic=55202&hl=*
25.07.2012 - 11:05

Автор Володин

5 июля 1943 года. 2:59. Немецкое командование полно решимости нанести советским войскам сокрушительный удар в районе образовавшегося выступа под Курском в ходе операции «Цитадель». Тем самым Гитлер не только планировал переломить ход войны, но и дать своим войскам почувствовать не локальную победу, а победу такого масштаба, которая могла бы стать равновесной победе Красной армии в Сталинграде.



Монумент на Прохоровском поле. Звонница из 4-х пилонов украшена горельефами, изображающими 4 года войны. Каждые 20 минут трижды бьет колокол в память о трёх полях воинской славы России – Куликовом, Бородинском и Прохоровском.


По замыслу командования вермахта, объединенная группировка немецких войск численностью до 900 тысяч военнослужащих при активной поддержке авиации и бронетанковых частей должна была взять в кольцо войска Центрального и Воронежского фронтов под командованием К.К.Рокоссовского и Н.Ф.Ватутина соответственно. Для атаки со стороны гитлеровских войск были избраны три главных направления, которые должны были превратить образовавшуюся территориальную дугу в самый настоящий котел, способный поглотить до 1,3 миллиона советских воинов. Эти направления выглядели следующим образом: ольховатское направление, гнилецкое и малоархангельское. Конечная цель – соединение северного и южного направлений в непосредственной близости от Курска и разгром Красной армии.

Однако всем этим грандиозным планам, в подготовке которых принимал участие сам Гитлер, как мы все прекрасно знаем, не суждено было сбыться. Тотальный разгром немецко-фашистских войск в величайшем сражении под Курском имел много причин, главная из которых, безусловно, заключается в безмерном мужестве и героизме советских солдат, в кропотливом разборе оперативно-тактической ситуации на фронте со стороны высшего командования.

Но был кузнецом этой победы и еще, по крайней мере, один человек, имя которого долгое время оставалось в исторических анналах, что называется, за семью печатями. Человека этого звали Джон Кернкросс. Шотландец по национальности, он прожил долгую жизнь, определенную часть которой посвятил своей личной борьбе с коричневой чумой, которая была способна повергнуть весь мир в грандиозный хаос. Кернкросса называют одним из тех, кто ковал победу Советского Союза над фашистской Германией. А кроме того, за ним закрепилось весьма высокое звание самого эффективного разведчика Второй мировой войны. И наша большая удача в том, что этот разведчик работал на стороне СССР.

Джон Кернкросс

Казалось бы, что может быть общего у высокообразованного британского молодого человека, с успехом закончившего Кембриджский университет, и Советского Союза, который мало того, что находился за тысячи километров от его родной Шотландии, так еще и большинство граждан Страны Советов исповедовали далеко не ту идеологию, которая была общепринята среди подданных британской короны…

Но Кернкросс не был таким, как большинство его соотечественников. Все дело в том, что еще во время своего обучения в Кембриджском университете Кернкросс увлекся коммунистической идеей, а в 1937 году вступил в коммунистическую партию Великобритании. Именно в то время и начала формироваться знаменитая впоследствии «Кембриджская пятерка», в которую помимо самого Джона Кернкросса входили четверо других высочайшего уровня разведчика: Гай Бёрджес, Дональд Маклин, Энтони Блант и Ким Филби.

Все без исключения советские спецагенты, которым выпала честь сотрудничать с Кернкроссом, уже через много лет после войны заявляли, что этот британец сделал для Советского Союза столько, что его именем вполне могли бы называть улицы в городах Союза и ставить памятники. Но в чем же заключаются достижения Кернкросса, и чем он принципиально отличается от многих других разведчиков, работавших во время войны на СССР?

Дело в том, что благодаря своему образованию, он, как и остальные члены той самой «Кембриджской пятёрки», получал право работать непосредственно в британской властной системе. В частности, Кернкросс успел поработать в британском МИДе, а также в МИ-6, где ему была доверена святая святых – место, в котором располагалась немецкая шифровальная машина «Энигма». Место это называлось Блетчли Парк. Во время Второй Мировой именно здесь находилась сверхсекретная лаборатория, в которой велась расшифровка информации, используемой для стратегического планирования военных действий немецкими генералами и непосредственно Гитлером.

Доступ к «Энигме» в Блетчли Парке был настолько избирательным, что помимо самого Кернкросса, которому от советской разведки было присвоено кодовое имя «Мольер» в честь его особой любви к творчеству французского писателя, входить в комнату, где располагался этот шифровальный и дешифровальный монстр (речь об «Энигме»), было разрешено не более чем полудюжине человек.

Как можно понять, оказаться на работе в такой лаборатории мог только по-настоящему выдающийся человек. Люди, которые становились кандидатами на работу в Блетчли Парке, проходили строжайший отбор. Они должны были великолепно владеть языками, у них должно было быть прекрасно развито логическое мышление (проверка логики кандидата проводилась в шахматных поединках с лучшими британскими шахматистами того времени). Кроме того, эти люди должны были отлично разбираться в технике и использовании криптографии. Со всеми требованиями у кандидата Кернкросса все было просто великолепно, кроме технической подкованности. Один из советских агентов в Британии рассказывает, что когда Кернкроссу решено было купить машину, чтобы он поспевал на встречи по передаче информации вовремя, тот несколько раз не мог сдать экзамен на получение водительских прав, и даже когда Кернкросс права получил, то водил автомобиль так, что от него можно было ожидать чего угодно, только не уверенной езды… Однако такая техническая неуверенность, как ни странно, не послужила преградой, для того чтобы Кернкросс («Мольер») оказался в Блетчли Парк, где ему и доверили расшифровку немецких закодированных материалов.



Набор буквенных барабанов к дешифровальной машине "Энигма"


В это время он уже активно сотрудничал с советской разведкой, и через сеть агентов передавал декодированную информацию в Москву.

За несколько месяцев до начала Курской битвы Джон Кернкросс передает Москве сверхважные сведения о том, что немецкие производственные цеха (цеха фирмы «Хеншель») выпустили новый модифицированный вариант танка «Тигр», который обладал феноменальной по тем временам броней и массой почти в 57 тонн. И хотя первые «Тигры» были использованы немцами еще в августе 1942 года под Ленинградом, но их усовершенствованные версии планировались как весомый контраргумент силам Красной армии именно в Курской битве. Сведения о модернизированных танках «Тигр», полученные из Блетчли Парка, позволили отдать приказ на создание вооружений, способных поражать эти немецкие машины. На советских заводах стали производить бронебойные снаряды, которые могли вскрыть, казалось бы, неуязвимую броню «Тигров». Модернизировались и советские танки.

Кстати, надо сказать, что и о Курской битве до появления сведений от Кернкросса в Москве мало что знали. Именно «Мольер», благодаря полученным и дешифрованным через «Энигму» данным, сообщил не только точные дату и время начала немецкого контрнаступления, но и координаты расположения всех без исключения базисных аэродромов Люфтваффе на территории, примыкающих к Курско-Орловскому территориальному выступу. Точность передаваемых Кернкроссом сведений в Советский Союз была поразительной. Оставалось этими сведениями умело распорядиться, что и было сделано советским командованием.

В то время, когда гитлеровские генералы только готовились отдать приказ на наступление по трем направлениям, артиллерия Красной Армии обрушила на противника настоящий шквал из артиллерийских орудий и реактивных установок. Этот упреждающий удар привел немецко-фашистские войска в некий ступор, после которого гитлеровцы бросились атаковать, что называется, вслепую, чего до этого момента в истории вермахта в таком масштабе не было никогда. Кроме того, советские летчики на своих крылатых машинах эффектно «прошлись» по тем самым аэродромам, которые были указаны в разведданных от «Мольера», что не позволило многим немецким самолетам даже подняться в небо. Это был своеобразный реванш СССР за уничтоженные на аэродромах советские самолеты в первые дни войны.

Немало было удивлены гитлеровцы во время масштабного танкового сражения под Прохоровкой, когда вдруг неожиданно для себя узнали, что броня тех самых «неуязвимых» «Тигров» без особого труда пробивается советскими снарядами. В тот момент и предположить никто не мог, что пробивается эта броня, в том числе, и благодаря выпускнику Кембриджского университета Джону Кернкроссу...

Кернкросс умер в 1995 году, и в течение второй половины своей жизни неоднократно подвергался нападкам британских властей и прессы за то, что в свое время активно сотрудничал с Советским Союзом. Видимо, для критиков Кернкросса именно его сотрудничество с НКГБ СССР затмевало и затмевает неоценимый вклад этого человека в дело общей борьбы с фашизмом…

Автор Володин


Рецензии
Светлая память этим отважным людям.

Фёкла   03.12.2016 17:40     Заявить о нарушении
да, не посмотри Хрущёв зарубежный фильм- кто б слышал о каком-то "дезинформаторе" Зорге?

Эдуард Кукуй   03.12.2016 18:16   Заявить о нарушении
Самое главное в этих людях - они думали о судьбах мира, а не о себе.
"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей" Н.Тихонов

Фёкла   03.12.2016 18:39   Заявить о нарушении