Статья Три Иерусалима!

Белоснежной каменной стеной,
С изумрудным цветом в куполах
Нас встречает просто с неземной,
А с небесной красотой, в крестах -
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь,
Что построен в Истре под Москвой.
Был когда-то там большой пустырь,
И холмы омытые рекой.
Патриарх наш Никон увидал
Землю там Святую и Фавор,
Гроб Господень в храме воссоздал,
В изразцах невиданный узор.
Красоту нам ту не описать,
Лучше уж увидеть хоть разок,
Душу красотой той наполнять,
И воды святой хлебнуть глоток.
Фото 1
 Новый Иерусалим, так называется монастырь в городе Истре, что неподалеку от Москвы. Уже на подъезде к нему вы охватываете взглядом весь монастырский комплекс. Его расположение на возвышенности дает ощущение легкости, как на облаке стоит. Белокаменные стены подчеркивают красоту и гармонию необыкновенно красивого храмового ансамбля с изумрудными куполами, которые увенчаны золочеными маковками и крестами.
Совсем недавно монастырь возродился заново из «руин и пепла» во всем величии и красоте как снаружи, так и внутри и думается, что если можно такую красоту сделать на земле, то какой же Иерусалим Небесный!!! Смотришь на все это, и ликует душа с верой и упованием на жизнь вечную.
«Воскресенская обитель, на территории которой расположен музей, является уникальным сооружением. Ее основоположник патриарх Никон хотел сотворить под Москвой на реке Истра трехмерную икону Святой Земли. Это произошло в 1656 году. При создании монастыря ближние к нему окрестности стали его частью и получили палестинские наименования: Вифания и Сион, Фавор и Елеон, Гефсиманский сад и Кедронский поток.
Посему обитель в свою очередь именуют "Подмосковной Палестиной". Главная святыня собора храм Воскресения Христова - был построен по образу храма Воскресения Христова в Иерусалиме, возведенного над Гробом Господним».
Каменный комплекс, построенный позднее был построен подобно иерусалимскому, правда,  со своими дополнениями. По поручению Никона келарь Троице - Сергиевого монастыря старец Арсений Суханов, знающий  греческий и другие восточные языки, ездил в Палестину, в «старый» Иерусалим. Он сделал обмер тамошней великой церкви Гроба Господня на Голгофе и привез документы, по которым и воспроизведена нынешняя церковь как уменьшенная копия храма в Иерусалиме XVII века. В данный момент в Иерусалиме настоящем, храм перестроен из-за землетрясений, которые приводили его неоднократно к разрушению.
Какая же красота воссоздана в самом храме в Новом Иерусалиме. Это торжество красок, небесная палитра и расцветшие огромные белоснежные цветы из гипса, необыкновенно красивая роспись и величественный иконостас. Все в храме славит Бога и как бы говорит о грядущем Царстве Небесном в Его красоте и великолепии.
Иерусалим «старый», что в Израиле, производит совершенно другое впечатление.  Город построен из иерусалимского камня — розовато-желтого песчаника, который в лучах заходящего солнца выглядит совершенно золотым. Поскольку из других материалов в Иерусалиме запрещалось строить, то все выдержано в одном цвете и стиле. Кажется, что ты попал в далекое прошлое и время будто остановилось. Нет ничего, что могло бы выделиться своей яркостью кроме неба, зелени и золотого купола. Во всем мире это единственный город, имя которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного цвета кожи. Единственный город мира, у которого более семидесяти названий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей, наверное, это самое загадочное место на планете Земля. Тысячи людей сюда приезжают со всех концов мира. Центром притяжения, конечно же, является Гроб Господень, где каждый год на Пасху снисходит Благодатный огонь, в пламени которого можно купаться и не обжечься.
Здесь, кажется, что все, что происходило 2000 лет назад на самом деле очень рядом и за это время мало что изменилось. Все здесь напоминает Евангельские сюжеты и можно этот город сравнить с живой книгой, которая нам демонстрирует все события, лишь включи свое воображение. Я бы сказала, что в этом городе у храма ты испытываешь трепет, страх Божественный, печаль о происшедших событиях и тебе некогда вспомнить, да и ничто не напоминает ради чего все это…, здесь тайна прошедших испытаний, смерть и Воскрешение!
Фото 2
Но есть еще Новый Иерусалим - Небесный! Удивительно, но и о нем нам оставлены впечатления самой Церковью, святыми людьми один из которых Григорий тайновидец, восхищенный на Небо. Все его впечатления можно прочесть в книге «Будущий Суд и вечное воздаяние»:  - «…Уйдя оттуда, мы пошли на восток и увидели впереди чудеснейший град, о котором если я начну что-то рассказывать, окажется, что болтаю пустое, поддаваясь обманчивым чувствам. И все же я не умолчу о нем совершенно, но попробую, при содействии и помощи благодати Божией, сказать и про этот град. Так вот, когда я увидел этот чудесный и восхитительный город, строитель и архитектор которого – Бог, я надолго впал в изумление от этого страшного и ввергающего в трепет зрелища и потерял дар речи. Потому, что какой язык человеческий может рассказать или описать его красу и благолепие?
Сей величественный град был словно круг тверди небесной. Построен он был не из извести, или мрамора, или стекла, или какого-либо земного материала, но из солнечных лучей и ярчайшего и чистейшего золотого света. Вид его украшался формами всех цветов, серебристыми отблесками всех оттенков, разноцветных, как определил Господь; отделка его была из драгоценного топаза, с узорами, и другого драгоценного камня, изумруда, сверкающего всевозможными лучами, и из драгоценного багряного гиацинта, и из лихнита, сияющего, как солнце, и из камня селевк, сверкающего, как свет, и из всех прочих драгоценных камней, каждый из которых имел свой особенный цвет. Рассказ об этом сочетании драгоценных камней и других материалов, которыми был украшен этот город, выглядит темным, и многие не поверят ему. Общий вид был составлен и взаимосвязан очень красиво, и один цвет чудесным образом сочетался с другим. И таким образом все цвета представляли на вид зрелище, доставляющее великое ликование.

И вот, таково было сияние сего исконного свечения, сего дивного и чудного града, насколько мог я понять и рассказать вкратце о великих сих чудесах: луч на луче, цвет на цвете. Все было исполнено величия и чуда. Таково было благолепие устроения града сего, гармония и сочетание тех камней. Кто может рассказать об увиденном? Ибо было это то, чего не видел глаз человеческий, не слышало ухо, как говорит апостол Павел, и не приходило то на сердце человеку[2 - См.: 1 Кор. 2, 9.].
Таким было устройство его. А высота его стен была неизмерима, и не мог ее охватить человеческий взор. Врата его были весьма чудесны. Их было двенадцать, по числу апостолов, и были они плотно и крепко заперты. Каждые врата имели цвет и форму по виду двенадцати драгоценных камней. Таков был град снаружи. А то, что было внутри, ум человеческий содрогается уразуметь, а язык – вымолвить, сердце восхищается и недоумевает, а мысли рассеиваются от ужаса; только взгляд радуется этому. Уста умолкают, ибо плоть и кровь не могут описать Царствие Небесное.
Видя все это в этом неизреченном зрелище, я решился спросить своего провожатого обо всем этом. И сказал ему:
– Умоляю тебя, господин мой, что это за грозный и дивный град, чудный и громадный? Что за народ обитает в нем? Что за царь царствует сейчас над ним и кто построил его стены и чудесные башни? Кто соорудил его чудесные и дивные врата и замки на них и кто устроил столь чудесное благолепие? И как он называется? И что это за страна, и что это за чудесный и необъяснимый мир? И как и зачем пришли мы сюда? Объясни мне это, прошу тебя.
В ответ провожатый сказал мне:
– Сей град, который ты видишь, – град Великого Царя, как написано в Писании; ведает им Бог и говорит о нем пророк Давид: Славное возвещается о тебе, град БожийI[3 - Пс. 86, 3.]. Построил же его Господь наш Иисус Христос после вознесения Своего на небо, по воле Отца и при содействии Святого Духа, для упокоения святых мучеников Его, апостолов и всех, уверовавших в проповедь Его, как сказал Сам Христос: В доме Отца Моего обителей много[4 - Ин. 14, 2.].
Это – многочудная скиния, обитель и жилище, которое уготовил Господь для рабов Своих. Название же его чудесно и многоименно. Ибо именуется он Новый Иерусалим, град христианский, горняя столица. Первое и последнее его название – Новый Иерусалим. А если ты желаешь узнать о населении его, подожди немного, и увидишь его. Увидишь и Царя его – Бога, находящегося среди богов по благодати. Однако, кажется, ты забыл, с какой целью ты пришел сюда: о ней ты недавно узнал из моих слов. Впрочем, вскоре ты узнаешь об этом на деле. Поскольку каждый, кто будет держаться правой веры в Бога, воспеваемого в Троице, и в дело искупления рода человеческого, совершенное Сыном Божииим, как учили святые апостолы и отцы и передает Святая и Кафолическая Церковь Христова, тот будет жить вовек. Если же кто верует иначе, чем заповедали апостолы и Божественный Учитель, тот не будет жить вовек, но будет предан в пламя огня».

Конечно, я не была в Раю, из книг я все читаю.
Кто был у жизни на краю, с их слов я представляю.
Нельзя конечно описать Небесную Обитель,
Где всюду только Благодать и Сам наш Вседержитель.

Там ночи нет, а только день в сияющем величье,
Там не бывает даже тень и все в ином обличье.
Там все красиво и легко, в цветах все утопает,
Там нет жары, а лишь свежо и души отдыхают.

Там колокольчик как хрусталь с серебряной тычинкой,
Звенит и манит взгляд всех вдаль, увенчанный росинкой.
Трава зеленая как шелк следов не оставляет,
Душа там чувствует полет и с Ангелом летает.

Там много ангельских чинов в блистающих одеждах,
Летят стремглав на Божий зов в молитвенных надеждах.
Одежды их меняют цвет, сверкают в переливах
И неземной струится свет в их белоснежных крыльях.

Там Матерь Божия к Кресту по радуге шагает,
С Богомладенцем на руках и в Славе вся сияет.
Там тоже есть Иерусалим с крестами в куполах.
Все устлано в нем хрусталем, в камнях и в жемчугах.

Простых камней там вовсе нет, там всюду бриллианты,
Алмазы, изумруд, гранат, сапфир, рубин, агаты…
Там все сверкает в чистоте, там Свет невероятный,
Там трубный Глас на высоте и вид во всем приятный.

Сады цветут там много раз, их запах восхищает,
И человека ТО не видел глаз, что Бог приготовляет.

Вместе с вами училась православию Людмила Черкашина.


Рецензии