Пусть солнца станет больше у весны!

Вышел в свет третий поэтический сборник Павла Потёмина, литератора из Ахтубинска. Изданная в Волгограде, оформленная оригинальной графикой книга с красивым фото автора на титуле призывает эпиграфом:

Стань чем-то большим,
Чем весна для солнца,
И солнца станет больше
У весны.

Философичность и лаконизм – две составляющие творчества Павла. Наша первая встреча с тогда ещё совсем юным поэтом была и случайно, и нет. В 1999 году при Дворце творчества детей и молодёжи я открыла литературную студию «Подснежник» и в поисках талантливых ребят расклеивала объявления о наборе в творческое объединение по школам, колледжам и вузам. Конечно же, а приоритете были учебные заведения, связанные с искусством и культурой. Так в нашей студии появился Павел Потёмин – студент по классу тромбона музыкального училища имени М.П. Мусоргского. Именно в этом классе когда репетировал мой близкий друг, отбывший в дальнее зарубежье.

Переход на польку с перекати-польки.
Время замирает и подчас встаёт.
Хочется от скуки в пляс, да во все руки,
Плакать, да смеяться иль на оборот.
Прыгнуть в ваши души, главное послушать,
Что там происходит, глубоко внутри,
А потом закрыться, в чём-то раствориться.
Обернувшись птицей, и уж до зари,

А в демонах печали трубы отзвучали,
Всё, что было в сердце, в пламени сгори!

Они пришли в мой «Подснежник» первыми – Павел Потёмин, Михаил Крупкин, Максим Жуков и стали не просто учениками – друзьями. Не столь уж велика у нас разница в возрасте. Их называли «гвардейцами королевы». А Павел, поступив в астраханскую консерваторию, стал ещё и моим соседом, поселившись в старом доме в нашем дворе. В той комнате, с которой у меня немало связано. В этой комнате писалась потёминская книга «В огне потухшей свечки», изданная в самом начале XXI века.

Проснулся от истлевшей сигареты.
Мне пальцы обжигал огонь.
Воткнув в подставку благовонь,
Вдруг вспомнились твои сонеты,
А в тех сонетах - белый конь
Всё скачет в небе неустанно
По утренним восходам дня
Весь в вечных поисках огня,
Но приведёт его спонтанно
К огню дорога от меня.
Ну а потом, напившись вдоволь,
Из устья огненной реки
По берегам торчат клыки,
Где разъедает кости соль
Он встрепенётся от тоски
И вновь пойдёт искать огонь
Тот вечный странник, белый конь.

Годом ранее вышел поэтический сборник «Сумерки» - один на четверых, включавший стихи Павла Потёмина, Михаила Крупкина, Александра Смолькова и венок сонетов «Своей дорогой» Сергея Бендта. Мне особенно дорого стихотворение, ставшее песней и посвящённое светлой памяти моего безвременно ушедшего супруга:

Своей дорогой

Памяти Сергея Бендта

На страницах будущего лета,
Прочитав всё о судьбе,
Там, где лёг один венок сонета,
Прокричал всем о себе.
А я проходил довольно близко,
Не касаясь лишь рукавом.
Там срываясь, падали так низко,
Говорялишь об одном

Припев: Кому-то солнце открывает горизонты,
Кому-то ночь мешает спать,
Кому-то вместо парашютов – зонты,
Но всё ж не дай им Бог упасть.

Да, у каждого своя дорога,
Дорогая или нет.
А всё начиналось ведь с порога
Мотыльком на яркий свет
И летим, плюя на кривотолки
От друзей и от врагов,
Взяв венок сонетов с пыльной полки
от спокойных берегов.

Ещё я премного благодарна Паше за сохранённый в движении облик Шамиля Такташева - живописца, графика, педагога, знаковой фигуры в художественной жизни Астрахани. Благодарна за то, что прислал мне созданный Еленой Эльпериной фильм «Песочный замок», где Такташев пишет портрет Потёмина, а тот на заднем плане читает стихи, и за эти стихи, посвящённые памяти нашей гордости:

Шамилю Такташеву

Вечер раскуривал трубку,
смотря в серое окно
своими мутными глазами
словно пытаясь настроить
резкость зрения.
А рядом на диване,
задыхаясь от едкого дыма
лежал потускневший день
и не было никого
кто бы мог бы им чем-то помочь.

Павел закончил консерваторию и вернулся в родной Ахтубинск, обзавёлся семейством, растит дочку. Увы, мы редко теперь встречаемся, но перезваниваемся часто. Спасибо Интернету, всегда могу послушать новые аудиозаписи Потёмина.

Скоро у Павла выйдет страничка прозаических произведений в новом литературном сборнике «Астраханский самиздат», который в эти дни верстается под редакцией Наиля Баширова. Не в пример своим более предприимчивым и пробивным сверстникам Павел, отличающийся природной скромностью (считаю, что излишней), мало кому показывал свои произведения - как литературные, так и музыкальные. К примеру, недавно он с удивлением узнал о том, что подборка его стихов была включена в коллективный сборник поэтов Ахтубинска «Я тобой любуюсь, Родина!».

Мне остаётся лишь добавить, что пора бы Потёмину подать заявление в писательскую организацию. Как ни крути, а между произведениями, датированными 1997 и 2016 годами, минуло девятнадцать лет. Пусть солнца станет больше у весны!


Рецензии