Память уснуть не даёт. 4

       А город жил. Жил своею неповторимой жизнью, как живут каждый из городов земного шара. Жизнь города приходится делить на предвоенную, военную и послевоенную первых лет.
       Предвоенная Алма - Ата это тихий провинциальный город, хотя и столица поднимающего голову самостоятельного Казахстана. Как вспышка, картинка мы с братом и тётей стоим поздно вечером на оживлённом перекрёстке трамвайных путей и смотрим на мерцающие разноцветные огоньки над лобовым стеклом трамвая, обозначающие номер маршрута.
       Война. И город зажил по законам военного времени. Абсолютное затемнение.
За узкую щёлочку в шторах очень заметный штраф. Это затемнение было на руку прежде всего преступным элементам. Военный комендант города, и соответственно комендантский час и ночные военные патрули. Учебные тревоги и даже появившиеся надписи со стрелками "Бомбоубежище". Скорее не приказу, а от рвения особо ретивых чиновников. О послевоенном я буду постепенно рассказывать в следующих главах.
       Но главное в городе этот его люди. А людской состав был уникальным, присущим только Алма - Ате того периода. Естественно коренное население, в котором преобладали русские.
       Необходимое отступление. Где - то с 1937 года вся интеллигенция Советского Союза  негласно была поделена на несколько категорий. Это "белые", которые полностью следовали за указаниями партийных органов, и их проводников типа академика Лысенко "чёрные", которые были круто против и пытались отстаивать своё мнение. Они были репрессированы, посажены или расстреляны. Но и была третья прослойка это "серые", которые молча примыкали к "чёрным" но без активных действий.
       Так вот "серых", а это цвет интеллигенции, учёных, педагогов, врачей, артистов ссылали в отдалённые места с разной степенью ограничения их деятельности. Порою доведённой до издевательства. Что это такое я расскажу позже.
       Одним, и самым большим местом ссылки был город Алма - Ата. Естественно в наших школах и ВУЗах работали лучшие педагоги Москвы и Ленинграда, а науку "двигали" академики низведённые до ранга научных сотрудников. В тоже время в далёкий тыл эвакуировались и многочисленные учреждения культуры, такие как например "Мосфильм". По улицам города одновременно ходили Любовь Орлова и Клавдия Шульженко, Вадим Козин и Оскар Строк. Список можно продолжать до бесконечности.
       Но тыловой город есть тыловой для всех. И сюда ринулись подпольные "корейки" говоря языком Ильфа и Петрова. А за ними поехали достаточно многочисленные "остапы бендеры". Но и это не всё. Вслед за ними поехал криминалитет от высших чинов до рядовых жуликов и бандитов, которым было всё равно кого грабить "кореек", "бендеров" или простых граждан.

       02.12.2016.     \Продолжение следует\
       











      
       


Рецензии
трагизм
и приспособленчество
и великолепие души человеческой

Симмона Михпетова   13.11.2017 09:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.