Лошадиная сила

ЛОШАДИНАЯ СИЛА.

Джеймс Ватт сидел над паровым котлом,
Пытаясь его мощность оценить,
Для этого её, конечно, надо,
С чем-то знакомым было бы сравнить.

На копях угольных была одна лошадка,
Её работать заставляли без конца,
И Ватт подумал, вот она родная,
В ней сила лошадиная одна.

Так двести лет, всё той лошадкой измеряли,
Она уже давненько померла,
Но сила той лошадки бессловесной,
В систему СИ координат вошла.

Как звали ту лошадку неизвестно,
Таких немало было лошадей,
Теперь их сила измеряет мощность,
Всех новых механизмов  для людей.

А той лошадке,что таскала уголь,
Я запоздалое спасибо говорю,
Пусть с силою всего одной трудилась,
Но как измерить преданность твою?

И Джеймс, который Ватт, наверно,
Когда за той лошадкой наблюдал,
За труд её безропотный и тяжкий
К ней чувства состраданья испытал.

И он придумал много механизмов,
Что заменили труд людей и лошадей,
Когда наукой движет состраданье,
То возникает множество идей.

Среди математических расчётов,
Среди холодных непонятных цифр,
Когда услышишь вдруг о силе лошадиной,
То с ностальгией в прошлое глядишь.
*******************************************************
справочный материал из интернета.
Термин «лошадиная сила» впервые использовал английский изобретатель Джеймс Ватт для оценки мощности созданного им в 1784 году универсального парового двигателя. Существует легенда, что однажды Ватт наблюдал за работой лошадей на угольных копях, которые через систему блоков вытаскивали корзины с углем. При этом лошади, разумеется, развивали какую-то мощность. По наблюдениям изобретателя одна лошадь за одну минуту в среднем вытягивала 150 кг угля с глубины 30 м. Мощность, необходимая для выполнения этой работы, и была принята Ваттом за одну «лошадиную силу» («horse power», обозначается она HP или hp). Эта единица измерения стала «прародительницей» целого семейства разнообразных лошадиных сил. Золотой век для «лошадок» Ватта закончился в октябре 1960 года, когда на XI Генеральной конференции по мерам и весам была принята единая Международная система единиц СИ. В этой системе мощность выражается в ваттах в честь все того же Джеймса Ватта. Одна лошадиная сила – это 736 Ватт или 75 кг.м/с. И хотя после 1960 года лошадиные силы перешли в категорию «устаревших внесистемных единиц», этот термин по-прежнему с успехом применяют в ряде отраслей (главным образом, в автомобилестроении).

1 кВт = 1,35962 л. с. 1 л. с. = 0,735499 кВт

Надо заметить, что «обычными» лошадиными силами человеческая фантазия не ограничилась. Кроме традиционных hp (horse power), на территории Великобритании, Канады и США имеют хождение «котловые» лошадиные силы – bhp, «электрические» – ehp, «метрические» – mhp и «водяные» – whp. Но англичанам и этого показалось мало: они придумали еще британскую лошадиную силу (hpUK), которая составляет 1,014 от общепринятой (в связи с чем 1 hpUK=746 ватт, а не 736). Сколько же лошадиных сил развивает одна лошадь? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако очевидно, что реальная лошадь имеет не одну, а несколько теоретических лошадиных сил. То ли Ватт ошибся в расчетах, то ли лошади в XVIII веке были послабее, но факт остается фактом.


Краткая биография Джеймса Уатта Уатт Джеймс (1736—1819), английский физик и изобретатель.

Родился 19 января 1736 г. в шотландском городке Гринок (30 км от Глазго).

Стремление к знаниям Джеймс унаследовал от отца — кораблестроителя и деда — преподавателя математики. Никаких учебных заведений Уатт не посещал, но к 20 годам сумел получить всестороннее образование, а также приобрести специальности гравировщика, изготовителя оптических и навигационных приборов.

Вскоре он устроился механиком в Университет Глазго, где стал проводить опыты с паровыми машинами. «Все мои помыслы, — писал Уатт другу, — направлены на паровую машину: я не могу ни о чём думать».

Между 1764 и 1784 гг. Уатт работал над созданием теплового двигателя. Конструкция его была более совершенной по сравнению с изобретениями других европейских учёных. Машина действовала за счёт того, что пар из котла поступал в цилиндр и, расширяясь, заставлял двигаться поршень. Одновременно Уатт сумел повысить её мощность, предусмотрев для выхода пара специальное охлаждающее устройство — конденсатор.

Разработанный Уаттом шарнирный механизм превратил паровую машину в универсальный двигатель для прядильных и ткацких станков, позволил применять её на фабриках и заводах, в горном деле. Она заменяла труд десятков людей, которым раньше приходилось приводить станки в движение вручную. Это ускорило развитие английской промышленности.

Другие изобретения Уатта (в частности, копировальный пресс, приспособление для прокладки каналов) также принесли большую пользу.

Заслуги изобретателя оценили не только в Англии. В 1773 г. императрица Екатерина II пригласила его в Россию. Но он остался на родине до самой смерти.

Уатт занимался исследованием свойств воды и водяного пара, определением единицы мощности — лошадиной силы.

Умер 19 августа 1819 г. в Хитфилде. В честь учёного названа современная единица мощности — ватт.

************************************************
В городах невидимые пасутся табуны,
В силах лошадиных измеряны они,
Быстрые машины, сотни лошадей,
Сильные машины-создание людей.

Не в лугах пасутся, и не воду пьют,
В памяти лошадки добрые живут,
И водитель гладит железного коня,
Быструю лошадку сегодняшнего дня!

Пусть они другие, но в памяти всегда,
Преданность и сила верного коня


Рецензии