Устал я быть любви острожником

Ефим Ташлицкий

Устал я быть любви острожником,
По нервам раненым ходить,
Как дед, работал бы сапожником,
Весь день красиву обувь шить...
Вбивать размашисто набойки
Фигурным, ладным молотком,
Лепить заплатки клеем стойким,
Хлеб запивая молоком...
Не забивать мозги сердечной
И романтической трухой,
Любовь, увы, она не вечна...
Волненья, страсти непокой,
Нежнейшей радости оправа,
Изобретение стихов...
Любовь - извечная отрава,
Обитель лести и грехов...
Вот - то ли дело, задубевший,
Беспечной жизни гражданин,
В коробке-будочке сидевший
Сапожник... он всегда один,
На мир глядящий узколобо,
Пред ним текущей жизни бред,
Снующих по делам убого
Людишек и природы тренд...
Стучи себе по лапке туго,
Осваивая ритм иной,
Кому нужна любви подруга,
К чему быть вечно под пятой...
К чему сомнения и склоки,
И ревность, ну, скажи, к чему,
По сердцу раны - те уроки,
Любить - сродни, как сесть в тюрьму...
Сапожник, любопытный зритель,
Другие пусть в любви горят...
"Каблук сломался, вот, смотрите..."
Глаза поднял - прекрасный взгляд,
Лицо мадонны... ножки - чудо...
Забилось сердце... боже мой...
Ко мне, красавица... откуда...
Быть может послана судьбой...
"Садитесь... мы сейчас... в два счёта..."
Растаял равнодушья смог...
Готов сапожник для полёта...
Сражён, влюбился, занемог,
Болезнью всех времён... отныне,
Он побеждён... душа велит...
И на устах её лишь имя,
Во имя счастья и любви...

28.11.16.


Рецензии
Очень интересные стихи , очень ! Вечная тема любви раскрывается с помощью оригинального сюжета.Кстати , очень жизненного.
А сколько здесь аналогий , сколько скрытого смысла !
Поэт соединил вместе два мира : мир вещей и мир идей.

Стихотворение написано разностопным размером по схеме 9-8-9-8 с перекрёстной рифмовкой , кроме первого четверостишия. Его схема 10-8-10-8. Да это и понятно. Так передаёт поэт чувство усталости.
Читатель , настроенный эмпатически , с первой же строки проникается эмоциональным состоянием лирического героя.
А лирический герой в данном случае сам поэт. Исповедальный характер стихотворения усиливается благодаря биографическому факту : дед поэта Ефима Ташлицкого работал сапожником.

Но как срифмовались эти два слова : " сапожник" и " острожник" ! Не только по суффиксам (-ник-ник) и по частям корней(-ож-ож) , но и по общему замыслу раскрытия темы.
Ведь кто такой острожник ? Всем известно , что это пленник , арестант. Те , кому доводилось влюбляться , испытывали чувство пленения. Это может быть и сладостный плен , и плен , подобный липкой паутине.
Но сладостный плен не может длиться вечно. Ведь мы не обитатели рая. Всегда наступает момент боли от разлуки , ревности , страха потери. И тогда приходится , как пишет поэт , "по нервам раненым ходить".

Какие же вырисовываются общности у острожника-пленника и сапожника-мастера ? Да самые очевидные и прозаические. И тот и другой "привязаны" к месту нахождения.
И вот тут-то , после первого четверостишия - своеобразного вступления , повествование продолжилось с чётким размером 9-8-9-8 - и так до самого конца.

И эта ритмичная мысль поэта , согретая его чувствами , очень точно передаёт обстановку , окружающую сапожника ; мастерски переплетает , согласно законам символизма , означаемое и означающее.
Простыми словами , обозначающими действия сапожника , поэт создаёт эффект присутствия в маленькой сапожной будке. Запах кожи , резинового клея , постукивание " фигурного ладного молотка"... Как мне всё это знакомо ! Ведь мой дед тоже был сапожником. И я знаю не понаслышке , что молоток действительно фигурный , а набойки прибиваются размашисто. Подкладку обувную клеили самодельным клейстером , а подошву , посадив на клей , прибивали деревянными гвоздиками из осины или калины.
А сколько у сапожника инструментов ! Это разные ножи , пробойчики, рашпили , кусачки , колодки , лапки...и много вспомогательных материалов.
К чему я делаю такой экскурс в сапожную мастерскую ? Я об этом скажу чуть позже.

Когда приходит осознание того , что "любовь , увы , она не вечна...", спадает с глаз любовная пелена. "Волненья , страсти непокой" - всё видится "романтической трухой". И сама любовь - это уже не "нежнейшая радость" , а "обитель лести и грехов...".
В такой сложный период разочарования хочется одиночества и спокойствия : "Сапожник...он всегда один..."
Кажется , что жизнь сапожника течёт размеренно , подобно неспешному прошиванию подошвы дратвой.

Неожиданно поэт применяет такой оборот , который , на первый взгляд , может вызвать недоумение : "...на мир глядящий узколобо..."
Узколобый , в привычном понимании , - это не только особенность физиономии , но и в переносном смысле недалёкий , ограниченный человек.
С чего бы поэт называл сапожника недалёким ? Конечно , он не это имел в виду. "Узколобо" в данном контексте означает ограниченный не КРУГОЗОР , а ОБЗОР из сапожной будки небольшой части улицы : "...пред ним текущей жизни бред , /Снующих по делам убого /Людишек и природы тренд..."
Но , ограниченный в обзоре , сапожник вовсе не лишён способности подмечать мелкие частности. И по состоянию обуви он может судить о характере владельца.
Вот и ещё одна аналогия ! Что поэт , что сапожник - это очень наблюдательные люди.

Как поэт в своём творчестве использует различные приёмы стихосложения , так и сапожник пользуется разными материалами и инструментами.
Как настоящий Поэт - Мастер слова , а не рифмоплёт и графоман , так и у настоящего Сапожника есть профессиональная гордость и умение , позволяющее называться Мастером сапожного дела.

И один и другой - это творческие личности , стремящиеся в уединении предаваться размышлениям.
Пройдя через все превратности жизни , оба они приходят к одному невесёлому выводу : "Любить - сродни , как сесть в тюрьму..."
Действительно , какой это здравомыслящий мужчина захочет "быть вечно под пятой", уподобившись сапожной "лапке"?
Да чтобы по ней каждый день стучал "молоток" "любви подруги", пусть даже "фигурный и ладный"?

Хоть и говорят различные духовные учителя , что наши ошибки надо воспринимать как уроки , но ведь "сомнения и склоки , /И ревность..." - это ведь "по сердцу раны", а раны всегда болят.
И вот, решив залечить свои душевные травмы , один " заштопав " дратвой , другой - стихами , и превратившись просто в "любопытного зрителя" ("другие пусть в любви горят..."), неожиданно встречаются с новым любовным испытанием : "Глаза поднял - прекрасный взгляд , /Лицо мадонны...ножки - чудо ...".
Какой же сапожник , какой же поэт устоит перед чудесными женскими ножками ?
Ведь что взгляд , что ножки женщины - это источник вдохновения для любого мужчины , а не только для поэта или сапожника.

Так что , дорогие мужчины , не зарекайтесь быть просто зрителями. Ведь даже находясь в зрительном зале , вы не знаете , какая "мадонна" окажется рядом. И чей каблучок вы с удовольствием почините , и свою "лапку" под него подставите.

Поэт Ефим Ташлицкий называет любовь "болезнью всех времён" , можно добавить , и всех народов тоже : "...сражён , влюбился , занемог..."
Но помимо таких болезненных симптомов , есть ещё два очень позитивных момента : "растаял равнодушья смог..." и ощущение окрылённости.
Так пусть же всем мужчинам судьба посылает таких женщин , которые "не забивают мозги" , а дарят желанные крылья для полёта души.

Елена Зигаленко   06.12.2016 14:45     Заявить о нарушении