Музыкальный очерк 4. Высокое барокко

«ВЫСОКОЕ  БАРОККО»
В рамках цикла «Согласие струн»


  …Холода, плотно обосновавшиеся в городе уже больше недели царствовали на малопраздных пустынных улицах, в иссушенном морозами и, казалось бы, лишенного всякой жизни небосводе, в снежных безмолвных вечерах, когда сквозь силуэты дымящихся труб струится свет бледноликой широкой луны со впалыми от холода глазницами. И даже в том, как это мнимое затишье разрезают сирены скорой помощи и пронзительные гудки, доносящиеся с пожарной части, – во всем этом чувствовалось дикое уныние и безысходность. Подходящая к своему завершению несчастливая осень твердила лишь об одном: дальше нас ждет зима. Этот удушливый холод царил повсюду, но только не в сердцах и умах людей, рискнувших попытать удачу и прийти 22 ноября на концерт «Filarmonica»–квартета. Как свидетель тому и автор нижеизложенной хроники чувств, смею предположить, что в душах людей Музыка приняла благородный образ отчаянной надежды на волшебство, которого все ждали и которое стало по сути еще одной подсказкой к разгадке великой тайны – эпохи Барокко – «Жемчужины с пороком» Великого Архитектора – спящего Бога, облагораживающего механизм жизни разумом, обособлением музыки от слова.
  Прелюдией вечера, заставившей публику замереть стала Пассакалия для скрипки и альта из седьмой сюиты Георга Фридриха Генделя в исполнении Заслуженной артистки России Оксаны Анисимовой и Ильи Тарасенко. Удивительная стройность музыкальной архитектоники с таящейся в глубинах патетикой, раскрытая в идеальном ансамбле – подарили ощущение безоговорочной аутентичности, а необыкновенное звучание, даже на «ррр», воздействовало на слушателей не только самым благородным образом, но и, не побоюсь этого слова, – исцеляющим, насквозь пропитанным великолепием и слышимой изысканностью. Драматическая окраска маршеобразной Пассакалии, заложенная в вариационной форме, приобрела очертания первозданного философского диалога с Вечностью, обращенного как к слушателю и самому себе, так и к Высшему, божественному, непостижимому. Мы погрузились в таинственный мир единения с Музыкой, не ведающий законов времени реальности и пребывания в ней, – мир, бесконечно прекрасного, уносящего на своих мелодичных волнах все муки и страдания, боль и тоску.
  Сонаты для двух скрипок Антонио Вивальди в исполнении Народного артиста России Валерия Карчагина и Оксаны Анисимовой завораживали естественной искренностью, совершенно неземной красотой и живописным очарованием ярких, сочных и темпераментных образов, наполненных трепетным дыханием жизни и чувством бесконечного Совершенства… солнечная тетива в лепестках полевых цветов, густые белые облака, отражающиеся в зеркальной глади озера, маленькие уютные беседки, где среди незатейливых разговоров и смеха в воздухе реют древесно-пряные ароматы… фантазии не хватит, чтобы передать словами острые ощущения вызванные Музыкой, но их можно охарактеризовать возможно обыденным, но наиболее точным, единственным словом – ощущением Счастья. Творения Вивальди – это непрекращающийся музыкальный поток, олицетворяющий единство природы и человека. И именно скрипка у Вивальди выступает струнным апостолом, миссионером, которому позволено воплотить в звуках самые трепетные движения души, самые пылкие и тонкие человеческие мысли о мире и о себе.
  Какая восхитительная гармония кроется в сердце мрачной действительности нашего существования... мир не идеален, но лишь человек способен наделить его теми качествами и смыслом, которые помогут обрести ему идеальную форму, названную Искусством. И артисты «Filarmonica»–квартета это прекрасно знают. Сегодняшним вечером их самоотверженность, достойная уважения, наряду с потрясающим техническим мастерством, а также с феноменальным владением звуком – подарили те переживания и эмоции, после которых трудно вернуться в прежнюю жизнь, начатую когда-то задолго до встречи с «Филармоникой».
  Завершением, грандиозной кульминацией с невероятной магнитудой, искрой, воспламенившей зал круглой сцены до эмоциональной точки, подобной огненной магме стала соната для скрипки и альта «La Folia» Арканджело Корелли в исполнении Валерия Карчагина и Ильи Тарасенко. Произведение необычайно сложное, полное чувственного томления и трагической неуклонности; и живое его звучание есть ошеломляющее откровение само по себе. Человеческий голос – то вскрикивающий, то тяжело вздыхающий и изнывающий, то молящий о снисхождении и прощении, подобно возгласу, издаваемому при последней стадии предсмертной агонии – не то жалоба, не то протест... В этот момент ты отчетливо видишь и понимаешь, что вся окружающая тебя суета уже совершенно неважна, мир столько же пуст, сколь полон скорби. И от этого он становится лишь прекраснее. И сила воздействия такой музыки оттого колоссальна.
  Рассказать жизнь, показать ее пленительную безукоризненность божественной, потаенной «жемчужины» и, в то же время, ужасающее своей силой несовершенство мира, червоточащее «пороком» – вот что может искусство эпохи Барокко – той самой «жемчужины с пороком» – истины в земном обличии. И передать это под силу лишь избранным, единицам музыкантов, чье кредо – неустанный труд, чрез годы ставший эталонным исполнительским мастерством.

  Добавлю лишь, что на следующее утро после концерта, вопреки всем прогнозам и обещаниям, холода внезапно стали отступать. Должно быть, до прихода настоящей зимы.




М. Мендель. Ноябрь, 2016 г.


Рецензии
Восхитительно, Маргарита! Вы как всегда лучше всех.
Спасибо за удовольствие послевкусия от прочтения. Ваш стиль и язык невероятно прекрасны.

Константин Воронович   03.12.2016 09:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.