Сценарий к м фильма И снова здравствуй, Вера!

                Юлия
                Петрова








                И СНОВА ЗДРАВСТВУЙ, ВЕРА!

                Сценарий
                короткометражного фильма







                tel: +79854923885
                e-mail: eve-j@mail.ru






                Москва
                2016





НАТ. ГОРОДСКОЙ ПЛЯЖ. УТРО

Панорама сверху городского пляжа у реки. Пляж – зеленый газон около 20 метров шириной, под углом спускающийся к заасфальтированной набережной реки, по которой ходят небольшие прогулочные катера. Выше полоски пляжа, тянущегося вдоль берега реки – дорога, на которой время от времени появляются прохожие, кто-то бежит в спортивном обмундировании, кто-то проезжает на велосипедах, скейтах и роликах. Вдоль дороги – лавочки с урнами и фонари. Через дорогу стоит несколько ларьков с вывесками на крышах «Фреш-бар», «Кофе-шоп», «Лимонад, мороженное», «Пян-се».

  На пляже – отдыхающие женщины и мужчины разных возрастов, кто-то лежит парами на разноцветных пледах и полотенцах, кто-то один, некоторые сидят, кто-то стоит, бегают дети. Мы видим  одну из отдыхающих – МАРИЮ (20), смуглая девушка стройного телосложения, блондинка с волнистыми волосами до плеч, темные глаза, в раздельном черном купальнике, лицо накрыто бежевой широкополой шляпой, на каждой руке – по несколько браслетов-фенечек из полудрагоценных камней, серебра и кожи.

Мария в расслабленной позе лежит на спине на полотенце: одна нога полусогнута, вторая вытянута, руки вдоль тела, одна рука слегка стучит по земле, отбивая ритм. Рядом лежит телефон, от него тянется черный шнур к голове Марии под шляпу, которая полностью закрывает ее лицо. Кожа Марии блестит на солнце от масла для загара. Мы слышим приглушенную ритмичную мелодию. Рядом с Марией – большая пляжная сумка, кожаные шлепанцы.

На шляпу Марии садится голубь с черно-белым оперением. Мария резко срывает шляпу с лица. В этот же момент голубь слетает с нее. Одновременно Мария рывком садится на землю, ее глаза широко открыты, на лице выражение испуга, она часто дышит с открытым ртом. Мария крутит головой из стороны в сторону, поднимает ее вверх, приложив одну руку к глазам, щурясь, смотрит в небо, замечает над собой невысоко кружащего голубя. Другой рукой Мария вытаскивает из ушей наушники, одновременно поворачивает голову за резко меняющим траекторию полета голубем. Голубь пролетает над несколькими отдыхающими и садится на спинку одной из лавочек возле прогулочной дорожки – в метрах 15-ти от Марии.

На лавочке сидит ГЕРМАН (67) – пожилой мужчина с седыми волосами, гладко зачесанными назад, светло-голубые глаза,
возле которых множество морщин, он одет в светлые льняные брюки и голубую хлопковую рубашку, поверх нее – расстёгнутая на две трети молнии светлая объемная ветровка, на ногах – серые мокасины. Герман сидит на лавочке, чуть наклонясь вперед. Левой рукой Герман опирается на сиденье лавочки. Кисть правой руки спрятана за левую полочку ветровки. Со скучающим видом он смотрит то вдаль на реку, то на отдыхающих пляжа.

Голубь ходит возле Германа по спинке лавочки. Мария переводит взгляд с голубя на Германа. В этот момент Герман быстрым движением достает правую руку из полурастегнутой ветровки, в ней – небольшой черный раритетный фотоаппарат Rolleiflex, выпрямляет спину и разворачивает корпус примерно на 30 градусов вправо. Держа обеими руками камеру на уровне пояса, смотрит вниз на экран вниз и нажимает на кнопку затвора. Так же стремительно снова прячет фотоаппарат за левой полочкой ветровки, одновременно разворачиваясь и откидываясь на спинку лавочки. Снова смотрит то на реку, то на отдыхающих.

Мария смотрит на Германа, хмурит лоб, прищуривая глаза. Смотрит на отдыхающих в ту же сторону, куда разворачивался Герман. Снова смотрит на Германа. Отводит взгляд, переворачивается  и ложится на живот, кладет голову на скрещенные перед собой руки, повернув ее в сторону Германа влево. Заинтересованно смотрит то на его стремительно делающую очередной снимок камеру, то на отдыхающих, в сторону которых Герман направляет фотоаппарат. Крупно: мы видим поочередно несколько женщин, отдыхающих на пляже, все они примерно одного типажа – стройного телосложения, со светлыми волосами и смуглой кожей. Мария снова переводит взгляд на Германа и встречается глазами с объективом его камеры, который направлен прямо на нее. Герман держит камеру двумя руками, быстро поднимает голову от экрана камеры и в растерянности смотрит на Марию, приоткрыв рот. Одновременно Мария так же быстро переводит взгляд от объектива камеры в глаза Герману. Сжимает губы, сводит брови. Стремительным движением Герман снова прячет камеру за полочку ветровки, встает с лавочки, одновременно с которой взлетает голубь. Герман разворачивается спиной к Марии и быстрым шагом идет по прогулочной дорожке с пляжа.
 
В этот момент Мария так же стремительно встает с пледа, достает из своей пляжной сумки сарафан-бандо. Быстро недевая его через ноги, поднимает голову и смотрит вслед уходящему с пляжа Германа. Надев сарафан, Мария быстрыми
движениями закидывает в сумку шляпу, телефон и плед, обувает шлепанцы.

НАТ. ПРОГУЛОЧНАЯ ДОРОЖКА ПАРКА. УТРО

Быстрым шагом Герман идет по прогулочной дорожке. Одной рукой он придерживает камеру за полурастегнутой ветровкой, другой – двигает вперед-назад в ритм своего шага. Позади него  - в метрах 30-ти появляется Мария. Навстречу Марии и Герману едет велосипедист. Герман делает шаг в сторону от него и оборачивается назад, с испугом смотрит на Марию. Велосипедист обруливает Марию. Мария смотрит на Германа и ускоряет шаг. Герман отворачивается, снова идет по дорожке, тоже прибавляя в темпе. Начинает открывать рот, дыша через него. Дистанция между Марией и Германом сокращается – между ними примерно 15 метров.

 МАРИЯ
(Герману громко)
Эй! Стойте!

В этот момент Герман вздрагивает, зажмуривает и снова открывает глаза, прибавляя в темпе.

МАРИЯ
(переходя легкий бег)
Мужчина! Я к вам обращаюсь! Стойте!

Герман тяжело дышит, оборачивается на Марию. В этот момент навстречу ему едет подросток на скейте, который пытается объехать Германа. Герман делает несколько шагов спиной к нему, смотря в сторону Марии, резко разворачивается и делает шаг навстречу подростку на скейте. Подросток делает маневр финтом и успевает обрулить Германа. Герман с испугом закрывает глаза, замедляет шаг и идет в направлении ближайшей лавочки. Мария в паре метров от него. Герман садится на лавочку. Его волосы немного растрепаны. Тяжело дыша, Герман откидывается на спинку, запрокинув голову назад.

В этот момент Мария добегает до лавочки, где сидит Герман

МАРИЯ
Ну, что ж вы под ноги-то совсем не смотрите?

Мария садится рядом с Германом по другую сторону лавочки.
Герман продолжает тяжело дышать, закрывает глаза, опускает голову на грудь.

МАРИЯ
Вы, конечно, еще тот бегун, я смотрю!

В этот момент рядом с лавочкой приземляется черно-белый голубь, и начинает ходить взад-вперед возле нее. Мария достает из сумки воду, откручивает крышку.


МАРИЯ
(Продолжая)

Только б бежали уж тогда от меня по другой стороне.
(беря бутылку в одну руку и  поднося ее ко рту)

Мария пьет воду. Одновременно Герман снова откидывается на лавочку, его открывает глаза, тяжело дышит. Достает правую руку с камерой из ветровки, кладет ее между собой и Марией на лавочку. Мария убирает бутылку ото рта. Поворачивается к Герману, смотрит на камеру между ними. Герман кладет правую руку на ветровку слева на уровне груди, зажмуривая глаза, рот приоткрыт, на лице появляется гримаса боли.

МАРИЯ
(переводя взгляд от камеры на Германа, немного обеспокоенно)
Что с вами? Сердце, да?

Герман открывает глаза. Мария подвигается ближе к Герману, протягивает ему бутылку с водой. Герман поворачивает голову в сторону Марии, смотрит на бутылку, берет ее чуть дрожащей рукой. Подносит ко рту. Пьет.

МАРИЯ
(громче, разозлившись)
А вот нечего девушек на пляже фотографировать без их согласия, а потом убегать! Вы что – маньяк?

Герман резко наклоняется вперед, поперхнувшись водой, закашливается. Мария подвигается еще ближе, пододвигается ближе к Герману. Хлопает Германа по спине.

МАРИЯ
(хлопая Германа по спине, смягчая тон)
А точнее - горе-маньяк! Куда вам в вашем возрасте и с таким здоровьем вообще маньяки-то?

Герман перестает кашлять. Достает из левого кармана ветровки платок. В этот момент Мария резко отодвигается от него на край лавочки и складывает руки на груди. Хмурит брови, смотрит широко открытыми глазами на Германа.

МАРИЯ
Ну, чего вы молчите-то?

Герман вытирает лицо и рот платком. Убирает платок назад в тот же карман.

МАРИЯ
(продолжая)
Маньяк вы или не маньяк в конце концов?

Мария берет в руки камеру, которая стоит между ней и Германом.

МАРИЯ
(крутя в руках и разглядывая камеру)
Зачем меня и других девушек фотографировали, как папарацци? да еще и на такое ретро…

Герман поворачивает голову в сторону Марии, смотрит на камеру у нее в руках. Мария нажимает на одну из кнопок на камере, та издает звук похожий на журчание.

МАРИЯ
Ой…

Герман резко выхватывает камеру из рук Марии, подносит ее ближе к глазам. Опускает камеру от уровня глаз вниз на колени. Вздыхает.

ГЕРМАН
(что-то подкручивает на камере)
Ну, вот… Теперь на это «ретро» придется деталь искать по аукционам…

Герман резко наклоняется вперед, одной рукой придерживая камеру, другой хватаясь за сердце. На лице – гримаса боли. Мария наклоняется к нему, кладет левую руку Герману на плечо.

МАРИЯ
Опять? Может, скорую?

Герман откидывается на лавочку, часто дышит, глаза закрыты.

ГЕРМАН
(прерывисто)
Нет… Таблетки… Дома… Мои… остались…

МАРИЯ
(убирая руку с плеча Германа)
Ну, что ж вы на такое дело и без своих таблеток?

Герман, убирая руку с сердца, медленно встает с лавочки. Голубь, что все это время ходил возле лавочки, взлетает.

ГЕРМАН
(прерывисто)
Домой… надо…

Прячет руку с камерой за полочку ветровки.

ГЕРМАН
(продолжая)
Простите…, что так… получилось…

МАРИЯ
(резко вставая с лавочки)
Ага! Так я вас и отпустила! Уж позвольте проводить вас, мистер Папарацци…

Мария встает рядом с Германом и берет его под руку.

МАРИЯ
(продолжая, с усмешкой)
А вдруг вы по дороге еще чего-нибудь наманьячите?

Мы видим сверху, как Герман и Мария уходят по прогулочной дорожке к центральному входу в парк.

МАРИЯ
Меня Маша, кстати, зовут. То есть – Мария.



ГЕРМАН
А меня, Герман Викторович. Можно просто – Герман.

В небе над ними парит черно-белый голубь.

ИНТ. ГОСТИНАЯ КВАРТИРЫ ГЕРМАНА. ДЕНЬ

Просторная гостиная с высоким потолком и большими проемами окон. На противоположной стороне от входа в комнату – дверь на балкон и два окна по бокам от него. Обстановка в стиле советской эпохи квартиры академика. Под потолком - массивная хрустальная люстра. Вдоль одной стены – велюровый диван в серо-зеленую полоску с невысокой спинкой. Возле него - квадратный журнальный стол из полированного дерева, на нем  - ажурная салфетка, на ней по центру стоит разнос с хрустальным графином с водой и несколько невысоких хрустальных стаканов.

Возле стены напротив - стеклянная горка, на полках которой стоят статуэтки различных форм и небольшие кубки под золото и серебро, покрытые пылью, грамоты и почетные листы в рамочках, некоторые - с профилем Ленина.  Ближе к окну в углу по этой же стене стоит массивное зеркало на ножках, занавешенное темной тканью. Между зеркалом и горкой почти от самого пола до потолка – более 100 фотографий в основном в черно-белом цвете в рамочках от 9 на 15 см., до метра в высоту из дерева и металла. На всех снимках: одна и та же женщина в разные годы своей жизни и самых различных образах – ВЕРА (67), блондинка с большими карими глазами, худощавого телосложения.

У окна справа от балкона стоит большая деревянная кадка с карликовой пальмой, многие из ее листьев на половину желтые и сухие. Окна и балкон закрыты. Портьеры из тяжелой бархатной ткани изумрудного цвета с серым налетом, тюль светлый, непрозрачный, пыльный.

Мария медленно проходит в гостиную, крутя головой по сторонам, рассматривает комнату. Подходит к стеклянной горке. В этот момент в комнату заходит Герман, садится на диван.
ГЕРМАН
Нашел, слава Богу…

Герман подносит ко рту правую руку, кисть сложена «черпаком», резко закидывает голову назад. Наливает из хрустального графина воду в один из стаканов. Мария рассматривает содержимое горки. Мы видим некоторые из поздравительных надписей на грамотах и статуэтках: «… участнику всесоюзной выставки фотоискусства 1970 года…», «Лауреату международного конкурса среди фотохудожников Европы 1986 года…», «Победителю конкурса Фото-охота-80…» - «Крыжновскому Г.В.»

МАРИЯ
Я смотрю, фото-охотой-то вы давно занимаетесь… При чем весьма успешно…

Герман пьет воду из стакана. Мария продвигается дальше вдоль стены напротив дивана, где сидит Герман. Мария поднимает голову снизу вверх, рассматривая фотографии в рамках.

МАРИЯ
Кто это? На всех этих снимках…

Герман ставит пустой стакан на стол и откидывается на спинку дивана, смотрит на фотографии в рамках.

ГЕРМАН
Вера – жена моя… И главная…, нет, единственная моя модель...

Мария медленно двигается вдоль стены, рассматривая Веру на снимках.

МАРИЯ
Какая красивая…, но везде разная…

Мария останавливается возле снимка, где Вере примерно 20 лет: она сидит у моря в полосатом закрытом купальнике и смотрит в камеру с широкой улыбкой.

МАРИЯ
(показывая пальцем на снимок, громко)
Ой! Так все же они были похожи не нее – те девушки с пляжа, которых вы…


Мария опускает руку вниз.
МАРИЯ
(тише и медленнее)
И я тоже… похожа…

Мария поворачивается к Германа с удивлением смотрит на Германа. Герман отводит взгляд в сторону окна.


ГЕРМАН
(вздыхая)
Только если цветом волос…

Герман снова с грустью смотрит на портреты.

ГЕРМАН
(сначала тихо, потом громче)
Нет, нет такой больше, как моя Вера… И не будет!

Герман наклоняется вперед, ставит локти на колени, поддерживая голову руками. Смотрит в пол.

ГЕРМАН
А я – просто старый дурак! А не маньяк… Никого так не любила моя камера, как ее.. И я тоже… А теперь…

Герман закрывает глаза руками и плачет. Мария с удивлением, переходящим в сочувствие смотрит на Германа. Быстро подходит к дивану, садится рядом, кладет одну руку ему на плечо

МАРИЯ
Герман… Ну, что вы… Я же не знала…

Герман вытирает руками глаза. Мария убирает руку с его плеча, Наливает воду из хрустального графина в стакан возле Германа.

МАРИЯ
Вот. Выпейте водички.

Мария протягивает стакан с водой Герману. Герман смотрит на стакан с водой, потом на Марию, глаза блестят от слез,  начинает улыбаться.

ГЕРМАН
А, может, лучше чаю? За знакомство с фото-маньяком

Мария ставит стакан на стол, снова смотрит на Германа, тоже начинает улыбаться.

МАРИЯ
Почему бы и нет? Раз уж я уже у него в логове…
Герман хлопает себя по коленям и встает.

ГЕРМАН
(громче и веселее)
С чабрецом и вареньем апельсиновым!

Мария смотрит на Германа, кивает головой. Герман разворачивается и выходит их комнаты.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ГЕРМАНА. ДЕНЬ

Слышен стук по стеклу. Мария поворачивает голову в сторону окон. Мы видим какое-то мельтешение перед дверью балкона со стороны улицы. Мария встает с дивана. Подходит к двери балкона. Отдергивает тюль. В стекло бьется черно-белый голубь. Мария открывает дверь балкона. В комнату влетает голубь, начинает кружить под потолком. Мария в недоумении следит за его полетом глазами. Голубь садится на зеркало, что стоит у окна, перебирает лапами, клюет в ткань. Ткань
начинает понемногу сползать вниз. Мария с удивлением смотрит на голубя, приоткрыв рот. Медленно подходит к зеркалу. Берется за ткань и сдергивает ее с зеркала на пол. Одновременно с этим голубь слетает с зеркала.

Мария стоит перед зеркалом. Мы видим ее отражение, а за ним Веру в пожилом возрасте. Они смотрят друг другу в глаза через отражение.

ГЕРМАН
(из кухни громко)
С сахаром или без?

МАРИЯ
(шепотом)
С сахаром…

Одновременно с ответом Мария кладет руку на отражение Веры, глядя на ее отражение.

ИНТ. ГОСТИННАЯ ГЕРМАНА. ДЕНЬ

В гостиную медленно заходит Герман, у него в руках разнос, на котором стоит белый фарфоровый чайник, две чашки, пиала с кубиками сахара, две чайные ложки, пиала с вареньем. Он смотрит на разнос.

ГЕРМАН
Ну, вот и чаек… С чабрецом, как…


ВЕРА
(подхватывая фразу Германа)
… как я люблю… любила…

Герман поднимает глаза. Широко открывает глаза и рот. Разнос падает из его рук на пол. У стены с фотографиями полубоком к Герману стоит Вера, не ней белое легкое платье в пол, седые распущенные волосы до плечи. Она смотрит на один из своих снимков в раме.

ВЕРА
А я и вправду у тебя красавица…

Вера кладет правую руку на одно из своих фото.

ВЕРА
…была…

Фото исчезает. Остается пустая рамка. Герман стоит, не двигаясь, на лице – крайнее удивление. Он смотрит, не моргая, на Веру.

ГЕРМАН
(заикаясь)
Здравствуй, Вера… Это ты?

Вера переводит взгляд на другое свое фото и кладет на него руку.

ВЕРА
Скорее, мое ожившее фото… Но совсем ненадолго.

Фото под рукой Веры снова исчезает. Остается пустая рамка.
Герман бросается к Вере, падает перед ней на колени, обнимает ее за ноги, закрывает глаза.

ГЕРМАН
(сквозь плач, громко и быстро)
Нет! Нет! Не отпущу! Больше не отдам… Вера! Верочка моя…

Вера разворачивается, кладет руки на голову Германа и опускается на колени возле него. Трясущимися руками Герман держит Веру за лицо, смотрит ей в глаза.




ГЕРМАН
(шепотом)
40 дней… а как сорок лет без тебя прошло…

Вера наклоняет голову, закрывает глаза и упирается лбом в лоб Германа, кладет свои руки по бокам от его лица.

ВЕРА
(шепотом, быстро)
Я знаю…, знаю, Гермаша… Мне самой непросто… Но уже нестрашно… И пора… Теперь совсем… Отпусти… Пойми, так надо.

Герман, закрыв глаза, плачет, его плечи вздрагивают.

ГЕРМАН
Кому? Зачем? Мне нужна ты, Вера!

Вера кладет одну руку на фото, которое оказывается рядом с ней.

ВЕРА
Ты просто привык так думать… А душе человека для счастья ничего не нужно! Нужно просто быть! Поверь…

Вспышка. Все оставшиеся фотографии Веры исчезают, остаются пустые рамки.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ГЕРМАНА. ДЕНЬ

Герман стоит на коленях, упираясь головой в голову Марии, держит руки по бокам от ее лица, его трясет, глаза закрыты, по щекам текут слезы. Мария стоит на коленях, одна ее рука – на пустой настенной фоторамке, вторая – сбоку от лица Германа.

ГЕРМАН
(шепотом)
Вера, Вера, Вера, Вера…

Мария на вдохе резко открывает глаза, из которых проступают слезы. Убирает свою голову от головы Германа, опуская обе руки. Герман перестает повторять имя жены, постепенно открывая глаза. Видя, перед собой Марию широко их открывает. Мария закрывает глаза и крепко обнимает Германа. Герман обнимает Марию. Он плачет. Камера отъезжает от Марии и Германа к двери балкона и за него. За развивающимся тюлем мы видим чистое голубое небо и удаляющийся силуэт птицы.


Рецензии