Z-мир. 10. Цель выдачи информации 1из2

 
В редких случаях выдавая информацию, люди задумываются, почему и для чего они это делают. Или хотя бы задаться вопросом: стоит ли это сказать или промолчать? А без этого невозможно знать, имеет ли смысл это действо (выдача) или она лишь для того, чтобы брякнуть.

По Рябову, информация есть специальная форма энергии, управляющая внутренней энергией кибернетической системы. Конечно, это только намётка к пониманию загадочного явления информации, над сутью которой надо еще размышлять и размышлять. Но кое-что проясняется. Так, символы, буквы и даже «текст» сами по себе еще не есть информация (вербальная, разумная). Вот лишь когда некоторая СИСТЕМА слов будет с большой степенью вероятности ПОНИМАТЬСЯ кибернетической системой, то есть последняя будет наделена свойством «читать» информацию и управлять своей макроэнергией, только тогда текст станет информацией.

Следовательно, когда человек потребляет информацию, то он либо тут же использует ее для освобождения некоторой энергии (например, для эмоционального переживания), причем значительно большей, нежели чисто информационной, либо готовится к освобождению такой энергии в будущем (например, использовать свою мускульную силу для осуществления какой-либо физической работы).

Однако гораздо важнее, как мы вскоре увидим, обратный вопрос: с какой ЦЕЛЬЮ человек может выдавать (распространять) информацию во вне и какие цели он может при этом преследовать? (Вопрос о происхождении информации здесь пока не рассматривается.)

В своей жизни я встречал не так уж много людей, которые четко различали бы такие виды информации (и цели ее передачи), как:

1. Нейтральное сообщение (выдать в свет).
2. Мнение, или оценка какой-либо вещи или явления, в котором заинтересован слушатель.
3. Критика.
4. Выплескивание своих переживаний.
5. Совет
6. Предостережение
7. Пожелание.
8. Утешение.
9. Развлечение.
10. Предложение (реклама).
11. Агитация.
12. Пропаганда.
13. Навязывание определенной точки зрения.
14. Внушение.
15. Гипноз.
16. Просьба.
17. Уговор.
18. Приказ.
19. Угроза.
20. Психическое насилие (в частности оскорбление).
21. Сознательная дезинформация.
(Возможно, перечень неполный.)

В обществе с высокой степенью агрессивности человек при получении информации от конкретного лица чаще всего усматривает в ней, прежде всего, попытку оказать на него в той или иной форме давление – обман, оскорбление, унижение человеческого достоинства, обиду, и лишь убедившись в отсутствии недоброго намерения, готов рассмотреть информацию с иной точки зрения, допустить, что собеседник имеет иные цели. Однако уже сама априорная подозрительность к источнику информации нередко делает общение невозможным: от греха подальше.

За всю свою жизнь я ни разу не столкнулся со случаем, чтобы общающиеся договаривались о приемлемых правилах общения или хотя бы обсуждали такие правила. В результате даже нормальный диалог – явление исключительно редкое. Многим, наверное, известны случаи, когда сообщение человеку любой информации воспринимается им как насилие, ограничение его свободы. Такого человека ничему нельзя научить (он и так всё знает!), такому человеку нельзя помочь (в помощи он видит злой умысел и потому ее отвергает), такому человеку нельзя давать отрицательную оценку его работы (для него эти оценки равнозначны оскорблению его как личности). Поэтому, чтобы повысить качество общения, не мешает хотя бы вкратце рассмотреть различные виды информации по ЦЕЛИ их источника. (Конечно, мы можем несколько расходиться в определениях конкретных видов информации; важно лишь, чтобы мы сами четко понимали различие между ними.)

1. Нейтральное сообщение.
Источник (информации) выдает информацию потребителю исключительно в целях увеличения циркулируемой в обществе информации (т.е. просто для информирования) и оставляет за потребителем полную свободу в ее использовании.

2. Мнение, или оценка источником какой-либо вещи или явления.
Мнение в чистом виде есть субъективное измерение характеристик вещи (или явления), отношения между данной вещью (или явлением) и другими вещами (или явлениями) и прогнозирование их развития.

3. Критика/похвала.
Источник показывает отрицательные/положительные стороны результата сознательной деятельности человека (результатов труда, самого процесса труда, выбранной системы ценностей и т.п.). Отрицательная характеристика результатов труда очень часто – чаще, чем какой-либо другой вид информации, – отождествляют с негативной оценкой самой личности, с ее оскорблением и унижением. Но человек, не желающий слышать критику в свой адрес, обрекает себя на лишение обратной связи с миром, с обществом и, тем самым, возможности получать извне своевременную помощь.

4. Излияние источником своих переживаний.
Источник хочет, чтобы его, по меньшей мере, слушали (а услышат ли – дело уже второстепенное). Есть люди, которые готовы говорить часами о пустом.

5. Совет. Источник показывает лучшее решение рассматриваемого вопроса и оставляет за потребителем полную свободу за превращением полученной информации в действенную (т.е. в какое-либо активное решение). Нередко совет воспринимается как унижение человеческого достоинства: «Как так, я самый умный и знающий, а мне тут советуют!..»

6. Предостережение.
Источник указывает на опасность при реализации потребителем данной цели или способа ее реализации. Можно сказать, что предостережение есть настойчивый совет.

7. Пожелание.
Источник выражает моральную поддержку в осуществлении потребителем какой-то цели.

8. Утешение.
Источник оказывает психологическую помощь потребителю в случае какой-либо беды.

9. Развлечение.
Выдаваемая информация (анекдот, шутка, красивая фраза и т.п.) является непосредственным средством для вызывания положительных эмоций у потребителя. Обрадуется ли ей потребитель – дело уже второстепенное.

10. Предложение.
Источник указывает потребителю на возможность для него какого-либо нового дела либо альтернативного решения какого-либо вопроса, оставляя при этом за слушателем полную свободу за превращением нейтральной информации в действенную. Это самый массовый вид информации, реализуемый через СМИ. Но здесь скрывается опасность психологической «черной дыры»: первый раз определенную информацию вы потребляете свободно, но затем она превращает вас в своего раба и незаметно меняет вашу систему ценностей. Я знаю много случаев, когда атеисты оказывались в сетях запредельной мистики. Часто люди из любви к человечеству становятся (под воздействием определенных книг) рабами бесчеловечных идей. А бывает наоборот: именно предложенная нам информация «открывает нам глаза».

Продолжение следует.


Рецензии