Мои воспоминания о прошлом села Кумора. КЛУБ

Произведение напечатано в сборнике
"Дороги солнечная нить", Майма,
Горно-Алтайская Республика, 2018.

Сердце моё встрепенулось и забилось учащённо от нахлынувших воспоминаний полувековой давности. Клуб  - это центр культуры села. Там я прочитала в зрительном зале на транспаранте слова В.И. Ленина, которые врезались в мою память навсегда: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Магия кино завораживала нас, школьников, захватывала до слёз и дрожи в коленях. В этом здании я сопереживала Чапаеву и его дивизии. Мне  так хотелось, чтобы он остался жив!  Здесь я сидела, вжавшись в кресло, глядя на кадры «Девочка ищет отца». Вместе с другими зрителями люто ненавидела гестаповцев, мучающих молодогвардейцев. Сразила, думаю и  не только меня, красота подвига героев «Среди добрых людей». После просмотра «Сельской учительницы» я ещё раз убедилась в правильности выбора профессии! Позже, только увидев на телеэкране титры «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», вспоминаю его  первый просмотр в Куморском клубе.
А вот ещё картинка из детства. Дело было в марте 1961 года. Я опаздывала на просмотр очередного фильма.   В обход по улице не успевала, решила сократить путь, и пошла через низину, которая заполнялась летом водой, а зимой замерзала. На этом месте лесники распиливали кругляк, собирали срубы. Поэтому за зиму накапливались опилки, под которыми протаивали озерца до полуметра глубиной.  Мальчишки на льду катались, объезжая эти опасные проталины. Сосед-шестиклассник мне с другого конца кричит что-то, а что – я не разобрала. Напрямик бегу – сеанс вот-вот начнётся. И… проваливаюсь по пояс. Он подбегает, выдёргивает меня за руки  из воды…  «Беги домой сушиться!» Но куда там. Меня кино ждёт. Так и зашла я в зал в резиновых сапогах, полных воды, стекающей с меня. Чтобы не испачкать кресла, села на пол с дошколятами. После фильма вернулась домой уже подсохшая. Единственным напоминанием о ранне-весеннем купании были пальцы ног с эффектом «руки прачки», да строгий взгляд мамы. Даже не кашлянула. Воистину, кино-искусство – великая сила!
Как мудро поступала сельская власть, обеспечивая ежедневный просмотр фильмов, которые на катушках доставляли  по воздуху (зимой) и водным путём (летом). Аппарат в кинобудке был один, поэтому по завершении каждой части  в зале включался свет, и в течение 3-5 минут велась смена  катушек. В перерыве между сеансами киномеханик должен был успеть перемотать все части фильма, чтобы вновь его показывать, или готовить для отправки в другие населённые пункты. Поэтому  работа киномеханика не заканчивалась с выходом зрителей из зала.
Кино в клубе – это совсем другая жизнь, сопровождаемая магией воображения, мечтаний, борьбы за справедливость, юмора, надежды на светлое будущее. 
В фойе стояли большие столы, за которыми потенциальные зрители играли в шашки, шахматы. Здесь же лежали подшивки газет и журналов, которые можно было почитать в ожидании сеанса. В углу – двухведёрный бак с водой для питья и алюминиевой кружкой на цепочке. Цены на билеты были сказочно доступны абсолютно всем: детские – 5 копеек, взрослые – 10 копеек, при среднем доходе работающих  от 70 до 160 рублей в месяц. В семье было как минимум двое работающих.
Здесь, в клубе, организовывались и  проходили все массовые мероприятия, которые с удовольствием посещали колхозники и сельская интеллигенция. Отчётно-перевыборное собрание колхозников,  торжественные собрания, посвящённые празднованию  Октябрьской революции,    23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая  с обязательным концертом и танцами. На танцы оставались взрослые, а мы, дети, отправлялись домой. Новый год всем селом встречали в клубе.
На этой сцене состоялось  крещение моего первого публичного выступления. Это было 19 мая 1966 года в 44-ую годовщину советской пионерии. За неделю до праздника ко мне подошла старшая вожатая и дала пионерское поручение: написать доклад и прочитать его на торжественном собрании в клубе. Я восприняла это задание как  неизбежную необходимость выучить урок. Поделилась с родителями, они мне пояснили всю важность мероприятия, его политическую значимость и ответственность. Текст доклада об истории пионерского движения в СССР занял двенадцати-листовую тетрадь в линейку. Пролистала её в моём присутствии вожатая и пожелала удачи. Вечер 19 мая. Клуб забит зрителями до отказа. Малыши на полу сидят, молодёжь, которой не хватило места, вдоль стен в проходах стоит. В президиум на сцену пригласили председателя сельсовета, председателя колхоза, директора школы, демобилизованного солдата, пионервожатую и меня.    Я вышла к трибуне первая. Естественно микрофонов, усилителей не было, говорили выступающие вживую. Поскольку ростом я – пятиклассница – была «метр с кепкой в прыжке», перед трибуной заботливо поставили ящик со столярным инструментом. Я поднялась на него, начала читать доклад. Первые фразы зал воспринимал в недоумении, потом затихли, стали прислушиваться. Я понимала, что вниманием  аудитории  завладела. С дикцией, голосом у меня уже тогда было всё в порядке. В завершение доклада в зале раздались искренние аплодисменты. Потом вышел демобилизованный солдат поделиться буднями своей службы. Подойдя к трибуне, он взглядом словно запнулся об этот ящик с инструментом, посмотрел на него внимательно, а на меня со снисходительной ухмылкой «малявка» и демонстративно задвинул его ногой  под трибуну. Этим  жестом я была раздавлена, лицо моё вспыхнуло, казалось, что весь зал на меня пальцем показывает – «недомерок». Позже, в течение  жизни, у меня было много публичных выступлений  разного уровня: от школьного  до  республиканского. Но то, первое – урок для меня навсегда: уходя с трибуны, помни о комфорте   следующего выступающего и освобождай ему место...

22 ноября 2016 год

P.S. На фото страничка альбома, созданного в Верхне-Ангарской средней школе (с. Кумора) по инициативе директора школы Николая Владимировича Бураева в 1967-1968 годах.


Рецензии