Исповедь инженера

      Исповедь  инженера!

Уважаемые  россияне!  Многие из вас, с  какой-то непонятной для нас россиян, завистью, слушали от знатоков японских автомобилей полезную информацию, что японский автомобиль имеет крепёж, который никогда не «хлябает», то-есть детали японского автомобиля очень прочно соединены и не производят шума, например, лязгающих панелей, в отличие от российских автомобилей, которые почти сразу, после схода с конвейера, начинают, образно говоря, расшатываться, теряя болты и гайки, и разваливаться на ходу!  Особенно в этом «посеве» мелких деталей преуспел ещё в советское время, микроавтобус ереванского автомобильного завода – ЕраЗ!  Этот завод производил впечатление отсутствия серьёзных слесарей-сборщиков на сборочном конвейере завода!
В чём дело?  Неужели нам не доступны японские технологии?  Да, друзья, нам японские технологии доступны, их вполне может исполнять любой Российский слесарь, но ЕМУ ЛЕНЬ!  Нашего слесаря совершенно не волнует сход автомобиля с главного конвейера в недособранном виде!  Его не волнует крутящий момент при закручивании болтов и гаек, и материал из которого этот крепёж был изготовлен!  Тут обязательно надо сказать, что подобная сборка на совести не только слесарей, не имеющих производственной культуры, но также и ИТР, Которые должны видеть, но не видят, что нельзя экономить на качестве производимой продукции, что крепёж, его резьбы должны обязательно изготавливаться из особо прочной стали, чтобы при завинчивании болтов и гаек их резьбы держали бы требуемый высокий момент завинчивания и наш автомобиль имел бы высокую надёжность крепежа (Как у Японцев! Вот их секрет!)  У нас это Сталь 40Х, которая хоть чуточку дороже обыкновенной калибровки, но, зато резьба на ней не сорвётся и крепёж этот можно будет затягивать до высокой нормы, при которой автомобиль не начнёт рассыпаться никогда!  Каждый работник автозавода должен каждую деталь автомобиля чувствовать сердцем, комфортно ли этой детали среди других?  Надёжно ли она закреплена?  Достаточно ли смазки?  Вот, тогда такой автомобиль купят, и порядочные работники Автозавода материально никогда не будут обижены!


        На эту тему у меня в жизни был случай:
Послали нас, студентов, будущих инженеров-механиков, на практику на три месяца  в 1973 году на тракторный завод АТЗ в городе Рубцовске на Алтае.  Распределили нас, человек сорок, по различным цехам.   Я попал на сдаточную площадку Первого конвейера, с которого сходили  ДТ- 54  Моя задача была, неукомплектованный трактор, сошедший с конвейера, доукомплектовать и сдать в обкатку!  Для этого мне выделили электрокар и я на нём ездил по всему заводу собирал комплект для своих тракторов!  Ребята мне несколько, даже завидовали, что я не был жёстко привязан к рабочему месту, разъезжал по заводу, узнал кто где работает и план свой – укомплектовать два трактора, я всегда выполнял и получал за них по пять рублей!  Собирать наспех, в ущерб качеству и получать в день 15 рублей, я не хотел.  Не хотел чувствовать, что мои трактора из-за моей поспешной сборки, где-то на фермерском поле, могут  взять и заглохнуть!  Мои трактора на обкатке, что меня радовало, всегда уверенно рычали и выдавали полную мощность!  Подобная радость за собственное качество была почти у всех наших студентов!  Не хотели ребята оставлять на тракторе часть своего халтурного труда! 
       Но был и Колька Краснов, который на своем участке заполнения маслом осей опорных катков, умудрился пальцем закрывать контрольный, напорный, воздушный шланг подачи воздуха к осям, для проверки не пропускают ли  масло манжеты!  Для этого на участке была посажена специальная контролёрша, которая должна была следить за одной атмосферой манометра, когда Колька, залив масло в ось, подавал напор воздуха через осевое отверстие внутрь оси и манжеты при одной атмосфере, не должны были масло пропускать!  Ну, а Колька масло не заливал вообще  подносил конец шланга к осевому отверстию, но не вставлял шланг в него, а закрывал шланг пальцем!  Конролёрша при этом «честно» фиксировала одну атмосферу на манометре и Колька переходил к следующему комплекту!  Таким образом участок смазки опорных осей превратился в участок поставки на трактора опорных осей  с  сухим трением, подняв при этом, зарплату главному «герою» Кольке в три раза!  Мы, по солидарности студенческой Кольку не сдали, но халтурить запретили!  Сотня тракторов ушедших с конвейера с сухими опорными осями так и остались на совести Кольки-неинженера, то-есть – не умеющего переживать за работу деталей и узлов механизма выходящих из его рук!  Это переживание в душе каждого машиностроителя должно быть и у инженера и у слесаря, от которых зависит качество выпускаемых механизмов и, тогда совокупная ценность выпускаемой добротной продукции принесёт их производителям и моральное и материальное удовлетворение!  Как японцам!

                С уважением, Инженер Федотов
22.11.2016


Рецензии