Люди олицетворяют свой страх и называют его Богом

Это слова Антониуса Блока, героя фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Он наконец возвращался домой из долгого и уморительного путешествия, истощившего его не только физически, но и духовно. Антониус уже не был так уверен в существовании Бога как 10 лет назад, когда воодушевленным парнем отправился в Крестовый поход. Столько времени спустя он начал задумываться о смысле жизни, о бытие, судьбе, божественной сущности. Встретившись лицом к лицу с Ангелом Смерти, рыцарь не робел ни секунды: он решительно вступил с ним в бой, пусть даже и шахматный. Ему была дана отсрочка, которую он так желал. «Мне нужно время. Чтобы разобраться, найти ответы». Но на своем пути он обнаруживает только больше вопросов и, мучаясь в догадках, мрачнеет с каждым днем. Смерть преследует героя по пятам… Хуже – она на шаг впереди! Не подозревая подвоха, Антониус раскрывает Ангелу свою тактику  и впадает в отчаяние.

Неизбежность предначертанного – вот о чем повествует фильм. Ничто не вечно, никто не вечен. Рано или поздно увядают цветы, рано или поздно умирает каждый человек. По дороге домой рыцарь видит множество знаков, олицетворяющих те или иные стороны человеческого бытия. Здесь и темная сторона, представленная пороками лживого дьяка, сжиганием молодой девушки, изменой жены кузнеца. И, конечно же, светлая: молодая семья актеров с ребенком. Их поведение, их счастье и отношение к жизни наводят Блока на определенные размышления. Благодаря им он чувствует себя лучше: «Я запомню этот прекрасный вечер, проведенный в такой чудесной компании. И это парное молоко, и чашу земляники».

Сомневаясь в том, что Бог действительно на самом деле существует, Антониус пытается в глазах юной «ведьмы» увидеть хотя бы Дьявола. «Знает Дьявол о Боге. Или никто», - говорит он. Но взгляд ее лишь полон отчаяния и страха перед Смертью. Рыцарь стоит в оцепенении, наблюдая за адским пламенем, пожирающим юное тело. И до последнего не верил он, что после смерти - одна пустота.

Герой ищет смысл жизни: прожитой, предстоящей, своей, чужой… Он задается слишком многими вопросами. Они поглощают его разум и чувства. Однако за партией в шахматы со Смертью он понимает, что может спасти несколько душ и, обрекая себя на проигрыш, смахивает фигуры с доски. Проигрыш, естественно, был заведомо предвиденным. Но все же Антониус обхитрил Смерть, дав уйти Йову с женой и сыном невредимыми из этого страшного круговорота. Ведь каждого из героев, одного за другим, ждала та же участь.

На протяжении фильма герои рассуждают о любви и ненависти, о женщинах и мужчинах, о Боге и Дьяволе. Есть и веселые моменты, привнесенные в повествование верным оруженосцем Йонсом. «Боже, зачем ты сотворил женщину?» - воскликнул он в одном из кадров. Распутница Лиза и ее вечно прощающий муж – своеобразный парадокс семейной жизни, в котором заключается ее трагизм.

Антониус Блок нашел ответ на, пожалуй, главный вопрос – о смысле жизни. Оставив в живых артистов с ребенком, он осознал, что единственно важное в жизни – любовь. Сама жизнь без нее не имеет смысла. Герой так долго слепо верил, что устал от жизни и бесконечных исканий. «Вера – такая мука», - размышляет он про себя. Да и что дала ему эта вера? Бессмысленные скитания, годы разлуки с семьей и встречу с Ангелом Смерти.

Неизбежный конец, который ждет абсолютно всех – странный танец со Смертью на рассвете. Танец, в котором все тянут друг друга за руки в глубокую бездну, в темноту и пустоту…


Рецензии