Человек не снаружи, человек внутри...

«Эдвард руки-ножницы» - фильм гениального режиссера Тима Бёртона, вышедший на экраны в декабре 1990 года. Если посмотреть на тот период (конец 80-х – начало 90-х), то именно в этой картине в полной мере просматривается своеобразный, «мрачный» фирменный стиль мастера. Яркость и неординарность сюжетов и образов всегда привлекают большое количество зрителей, скорее желающих попасть на тот или иной его фильм. «Эдвард руки-ножницы» не стал исключением.

Нужно отдать должное ненавязчивому построению, необычайной легкости кадра при всей мрачности события в нем. Это существенная черта бёртоновского кино – грамотно выстроенный видеоряд, при котором меняется восприятие и появляется ощущение понимания главной идеи, задумки автора. Зритель становится невольным соратником и единомышленником, сопереживая героям и с замиранием сердца следя за происходящим в кадре.

Если говорить о самом сюжете, то начинается все мягко, а для современной аудитории местами даже банально: взглядом в прошлое сейчас никого не удивишь. Однако, фильм поставлен очень красиво, художественно. В нем присутствуют и свои «изюминки», особенности, которые никто никогда не скопирует, и органично вплетенные клише, подчиняющиеся законам жанра, и некая наивность всего происходящего, напоминающая сказочную историю. Вообще, на протяжении всего просмотра создается впечатление чего-то сказочного…

Картина целиком и полностью построена на контрастности: начиная с героев, заканчивая красками. Однотипные разноцветные дома в городе и черный старый замок на окраине. Заурядные обычные люди и неординарный, самобытный главный герой. Противопоставляются и как бы сталкиваются целые миры - серый, обыденный реальный и богатый, насыщенный внутренний. Так тонко прочувствовать идею и воплотить ее в шедевр мог только человек с неимоверно развитым воображением.

Довольно дифирамбов режиссеру. Вернемся к сюжету. Лично я увидела в этом фильме глубокую эмоциональную, моральную и душевную драму. Все полтора часа наворачивались слезы, сохранялось чувство какой-то безысходности, невозможности изменить что-либо в жизни. Главного героя забрали в совершенно новую, неизвестную для него среду, к которой довольно трудно было приспособиться. Люди нашли в нем игрушку, потеху, экспонат, выгодный вариант пи-ара. И все это скрыли под занавесом липовой дружбы и желания помощи. Никто на самом деле не думал о нем как о человеке, никто не воспринимал всерьез и не пытался действительно помочь. Наглядно показано двуличие и тщеславие потребительского общества, в котором каждый действует лишь в угоду собственным интересам. Им пользовались, над ним смеялись, а когда он стал неинтересен, при первом же удобном случае, - просто вышвырнули, как ненужную вещь.

И мы отчетливо видим параллель между происходящим на экране и жизнью, текущей за окном. Мы понимаем, что каждый день происходит такое: столько отвергнутых и непонятых людей становятся изгоями, сторонятся общества, которое, тем временем, все больше превращается в стадо…

Ну, не будем о грустном. Это фильм, в первую очередь, о любви. Конечно, как и почти каждый фильм в мировом кинематографе. Всегда есть место любовной линии. Именно она дает зрителю надежду, становится причиной кульминации или же яркой точкой в развязке сюжета. По классике жанра, возлюбленная – единственный человек, на которого может опереться наш герой, единственная, кто понял его весьма непростую сущность, кто остался верен ему до конца, кто рассказал его историю…

Кстати, о главном герое. Это была первая совместная работа Бёртона с тогда еще малоизвестным актером Джонни Деппом. Но именно он смог сделать своего персонажа таким точным, полностью раскрыть его и преподнести зрителям именно в той манере, в которой хотел его показать автор. На эту роль рассматривались знаменитые актеры Том Круз, Роберт Дауни мл., Джим Керри. Но не думаю, что кто-то из нас сейчас бы посмотрел этот фильм с другим актером в главной роли. Союз Джонни Деппа с Тимом Бёртоном – это уже мистический феномен, что-то, отчего тут же просыпается будоражащее чувство воодушевленности и предвкушения чего-то нереально крутого.

Для меня «Эдвард руки-ножницы» - это фильм с глубокой моральной подоплёкой, которую должен осознать каждый зритель. Главный персонаж навсегда запал в душу зрителям, и отнюдь не из-за своего милого и наивного поведения. Он не был человеком, но был человечнее всех, кто его окружал…


Рецензии