Свобода приходит безногая

Давайте признаемся. Давайте честно скажем себе и всем: человек... внутренне... всегда... свободен. Человек изнутри всегда открыт миру (М. Бахтин). Никто не способен войти в меня извне, чтобы управлять моим сознанием...
Стоп, стоп. Кто сказал "стоп"? Я. А ты кто? Я - твоё я. А, так это - Ты... Да, бывают случаи внедрения внешних агентов в сознание (гипноз, одержимость, подселение). Но! Не будем недооценивать возможности Я. Всё, что вошло в сознание - Я. Я человека имеет социальную природу. Вот это всё: Лев Толстой, Ганди, Джон Леннон, парень из сериала "Краплёный" - все эти крупицы внешнего Я, все они Я моё (ё-моё... это сколько же там лиц...). И расщеплять Я на крупицы... ну, так мы кашу никогда не сварим. А и сварим, так есть будет - некому...
Крупицы крупицами, они конституируют и оформляют меня в деятельности, в моих отчаянно смелых вызовах окружающему бездушному, но ведь они (Толстой и др.) - только возможности. Я формируется из двух неравных и неравноценных частей: действительность и возможность. В этих двух модусах существует человек как личность, как индивид - и как представитель племени. Да, не всякая возможность и не всегда разрешается как действительность, да не всякая имеет и действительный характер (химер, ой, много!). Но само наличие модальности делает диктум реальным.
Свобода - это возможность. Свобода есть всегда, у всех, в любых обстоятельствах. Поэтому, либеральный дискурс свободы (а точнее, борьбы за свободу, а ещё точнее - разговоров о борьбе за свободу) никак не опосредован личностью, он личности не нужен: уже есть свобода, какого ещё?..
Встал и пошёл. Ага, ага... а на больничной койке? Прикованный к больничной койке? Без рук, без ног, без головы, без туловища? Всё равно, встал - и пошёл. Ты же свободен. Действительность твоей свободы никоим образом не ограничивает и не изменяет свойства внутреннего Я. Посмотри на других, уже ходячих: все такие, все без головы. Ничего, идём.


19 ноября 2016 г.


Рецензии