Неведомый певец

(картина Николая Рериха ««Каждое утро проезжал незнакомец мимо нашего берега и пел свою песню» (Неведомый певец): http://gallery.facets.ru/show.php?id=557)


Кто ты, неведомый странник, вещаешь о чем ты?
Многие знаешь ты воды и звездные глади.
Выйдет ладья и стремится опять к горизонту,
призрачный мир омрачая затмением сзади.

Утро крадется, алеет полоска востока.
Неба пожар недалек, лишь заслышится песня.
Час возгорания в клинопись вдавлен и строго
теми, кто знал, чего стоят хорошие вести.

Чтоб не случилось – ладья повинуется знакам.
Солнечный челн* не сдержать ни парадам, ни войнам.
Новый рассвет, как и смерть, всем всегда одинаков:
вспыхнет заря – и вглядеться в лик странника больно.

Берег пологий, иль берег скалистый отвесный –
всепроникающа вечная яркая сила.
Ночь растворила прошедшее – утро чудесно,
снова грехи отпустило родное Светило…


* Солнечная ладья. В мае 1955 года во время уборки от осколков камней территории у пирамиды Хеопса была обнаружена герметически закупоренная подземная камера треугольной формы. Её потолок образовывали 40 тяжеловесных известняковых плит. После того как были подняты крайние северные плиты, на которых был изображен картуш фараона Джедефра — сына Хеопса, в котловане нашли большую деревянную ладью. При ее сборке применялись только деревянные колья и канты, никаких гвоздей и металлических приспособлений. Собранную ладью в 1971 г. поместили в специальный ангар — музей Солнечной ладьи, недалеко от её места погребения. На лодке сохранились следы её эксплуатации (речной ил на канатах). Возможно, ладья имела символическое значение: в загробном мире фараон мог плавать в ней по небесной глади вместе с богом солнца Ра.

__________

Для монографии:

В творчестве Рериха чувствуется и влияние изобразительного искусства Китая. Оно явственно проявляется в картине "Неведомый певец", созданной Рерихом на тему его стихотворения "Нам?":

В жизни так много чудесного.
Каждое утро мимо нашего берега
проплывает неизвестный певец.
Каждое утро медленно из тумана
движется легкая лодка, и
всегда звучит новая песнь.
И так же, как всегда, скрывается
певец за соседним утесом.
И нам кажется: мы никогда
не узнаем, кто он, этот
певец, и куда каждое утро
держит он путь. И кому
поет он всегда новую песнь.
Ах, какая надежда наполняет
сердце и кому он поет?
Может быть,
         нам?

Н.К. Рерих, Цветы Мории, 1920.


Рецензии