Английское дело

 (Из следственного блокнота)

      В середине 90 годов я работал следователем районного отделения милиции в Воронежской области. Дело было в начале июня. В дежурную часть РОВД поступило сообщение о краже в пансионате «Репное» (где раньше отдыхали партийные чиновники «высоких» рангов), у одного из отдыхающих пропал диктофон(по нашим деньгам стоимость его была приличной). Да, ещё ни много ни мало, - у иностранца! У одного из студентов английского университета,  проходившего стажировку в Воронежском Государственном университете.
     Репное относилось к нашему району, поэтому на место происшествия выехали  я – как следователь, оперуполномоченный ОУР Зибров А.Д.,  эксперт Шелковников  В.В… . Едем туда и думаем: сейчас увидят англичане нас в запылённой форме, с простеньким оперативным чемоданом и решат, что до их английских «фараонов» нам ой как далеко… Стали даже сомневаться, что не только диктофона, но даже его следов не сыщем там, где бывают десятки людей. Да и вещичка, поди, со спичечный коробок… Ох, переживаем, не посрамить бы родную милицию.
      Приехали. Река, пляж, вдоль берега домики для отдыхающих, и везде кустарники. Прямо как в рассказах Шерлока Холмса: и концов не найти….Но надежду терять не хотелось. Мы - милиция  или нет – в конце концов?!
     Нас встретили студенты – шестеро англичан и трое из Воронежского университета, все общаются на английском языке. К нам на русском, рассказали, что один из юношей оставил диктофон на крылечке дома, где жили(святая простота),и все отправились на речку купаться за 100 м от этого места. Когда вернулись, диктофона на месте не оказалось. Я посоветовал воронежцам разъяснить иностранцу – собственнику диктофона права потерпевшего и написать заявление по факту утраты диктофона, приложить объяснение. Стали делать осмотр места происшествия, фотосъемку.
     Сразу возникла версия, что диктофон мог присвоить кто-то из лиц, находившихся на базе отдыха. Оперуполномоченный Зибров А.Д., и прибывший местный участковый инспектор направились выявлять возможных очевидцев и лиц, которые могли быть причастны к присвоению брошенного диктофона.
      При осмотре места происшествия были обнаружены окурок сигареты, несколько цветных ниток (возможно от рубашки),обрывок от газеты. Всё это потом оказалось ненужным.
     Англичанам интересно- как у нас работает «полиция». Может, решили, что по такой(на их взгляд)мелочи - как мы заинтересованы в поиске утраченного диктофона. Примерно, через один час сорок минут, все действия по осмотру места происшествия были окончены, получены объяснения потерпевшего и свидетелей. Нам присутствующий переводчик сделал перевод документов(объяснений) английских участников процесса на русский язык.
     И вот внимание, возвращаются оперуполномоченный Зибров и участковый инспектор. У опера в руках диктофон, размерами примерно 7х12 см. С участием заявителя диктофон осмотрен и последний сообщил, что именно этот диктофон у него пропал. Мы его вернули владельцу под расписку. Наши студенты были довольны (как и мы),вот мол как у нас осуществляется розыск утраченного имущества. Англичане стали нас просить  рассказать им - как мы нашли этот диктофон. Мы рассказали. И на этом значимое  «ПРЕСТУПЛЕНИЕ» оказалось раскрытым.
      Оказалось, что на месте пансионата «Репное» находилось техническое здание, в котором дежурили охранники. Один из них пошёл окунуться в реку и нашёл диктофон. Пытался его использовать, но был замечен сотрудниками милиции. На вопрос, откуда эта вещь, парень ответил, что нашёл на пляже. Как было на самом деле можно только догадываться. Он не настаивал, что это его диктофон и его изъяли сотрудники милиции.
     По данному факту в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления. Удача была на нашей стороне. И было приятно – англичане остались довольны работой русской(Советской) милиции. И мы этот случай помнили долго.

     18.11.2016 г.                И.к.


Рецензии