Снова о Моцарте и Сальери

Долгие годы мне казалось, что лучшее произведение Пушкина – это поэма «Медный всадник».
Написана точно, необыкновенно музыкально, компактно, не размазано, как «Евгений Онегин», о чём сам поэт отзывался: «Пишу новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя».
Мне повезло как-то услышать «Медный всадник» в исполнении Журавлёва. Нечто потрясающее! Звучит, как лучшие произведения Моцарта.
И вот в последние годы начинаю склоняться к тому, чтобы признать именно его драму «Моцарт и Сальери» лучшим из всего, что он сотворил.
Перечитывал её раз десять в последнее время и каждый раз поражался точности и тонкости талантливого описания Пушкиным чувств и мыслей двух героев. Гениально! Вневременное, универсальное произведение, доколе жив будет хоть один двуногий.

Но испытываю постоянное раздражение из-за клеветы Пушкина на Сальери.
Кем был реальный Антонио Сальери?
Итальянский композитор, большую часть жизни проживший в Вене. Туда его пригласил придворный капельмейстер Гассман, когда Сальери было всего шестнадцать лет. И тут же он был представлен императору Иосифу Второму, на которого молодой талант произвёл очень хорошее впечатление. В двадцать лет написал свою первую оперу. В двадцать четыре года император дал ему титул «Придворного композитора». А в тридцать восемь он стал «Придворным капельмейстером» и в этой должности пробыл 36 лет, практически до конца своей жизни.
Был дружен с Гайдном. Обучал композиции Бетховена, который в благодарность посвятил ему три инструментальных сюиты.
Его опера «Тарар» по либретто Бомарше, с которым Сальери тоже дружил, была куда популярней у венской публики, чем «Дон Жуан» Моцарта.
А вот Моцарт с ним НЕ ЛАДИЛ!!! И даже рапространял про него клеветническую сплетню, что, якобы, Сальери пытался его отравить! (Думаю, у Моцарта были обострения параноидального бреда). После смерти Моцарта история его болезни была изучена целым консилиумом независимых врачей, была даже, кажется, произведена эксгумация его тела и проверка на наличие яда. Никакого яда не было. Моцарт умер от ревмокардита, которым страдал долгие годы до смерти. (Как сказал один физиолог: «Ревматизм лижет суставы и кусает сердце».)  И, в добавок, от избыточного, принятого тогда метода «кровопускания». Слишком много крови было потеряно зря от этой «процедуры», что вызвало критическое падение кровяного давления и, как следствие, асистолию, остановку сердца. 
Характер у Моцарта был тоже – прескверный. Ухаживал за сестрой Констанции, но получил отказ. Тогда, наверно с досады и дабы как-то «отомстить» ей, женился на её сестре. Тратил деньги безрассудно и потому, умерев, оставил семье огромный долг и сам был похоронен в Вене в могиле для бедных.

Знаменитая история с «Реквиемом» тоже исследована. Оказалось, что его у Моцарта заказал музыкант-любитель Граф Франц фон Валсегг, который часто заказывал музыкальные произведения у профессиональных композиторов и затем исполнял их, присвоив себе авторство. Плагиатор! «Реквием» не был окончен Моцартом. Но его ученик  Франц Ксавьер Зюссмайер  восстановил некоторые записи Моцарта, вспомнил, что Моцарт ему напевал, рассказывая о «Реквиеме» и таким образом дописал финал. Того же Зюссмайера Моцарт как-то заподозрил в том, что тот является любовником его жены и даже по крыше залез к нему в спальню, дабы «разоблачить обоих». Конечно, это был просто параноидальный бред.
Так кто кому должен был завидовать по Пушкину?
Сальери, преуспевающий талантливый композитор и придворный капельмейстер, или «неудачник» Моцарт???
Я не говорю о РЕАЛЬНОМ великом таланте Моцарта, в котором нет ни малейших сомнений, а о психологической атмосфере, в которой жили он и Сальери.
Фактически, эта драма Пушкина НЕ о Моцарте и Сальери, а некая УНИВЕРСАЛЬНАЯ коллизия трудолюбивого, но не слишком  наделённого талантом человека и блистательного, даже слегка легкомысленного, таланта. И таких столкновений в реальной жизни много. Поэтому и подходит ко многим случаям и вариантам, о чём писал раньше в заметочке «Василий Иванович Сальери и Вольфганг Амадеус Петька»
15 XI 2016


Рецензии