Антар

 Илья Репин вернулся в Москву.
 Европа вовсю клекотала вновь
 Кровью с полотен своих мастеров.
 И он видел сон наяву «Антаром»*
 В умах сюита предвосхищала
 Месть, которая завтра сегодня
 Резней обжигала, кляня и гоня,
 И яд, выжимая из жезлова жала
 Он шёл по проулкам и видел уже
 Их лица: Грозного и его сына
 Убийство и смерть как живая – десна**
 Как влекущая сила Суда – лишь нужен
 Предлог – и участь его решена,
 Того кто посмел помыслить инако.
 Царь зверем ведется – однако
 И требует зверь крови сына невинной.
 Потом изувер свою душу
 Стенает, но прошлого не изменить,
 И мёртвого не воскресить,
 И правда выходит наружу
 Кому сей алтарь возведён.
 И люди в восторге немея
 Картину его прославляют – Кощея
 Предвечная участь времён,
 И мир поделён на жертву
 И палача – и третьего
 Стоящего Тенью проклятой
 У трона, утолившего жажду……
 Долго стоит Абрам Балашов***
 У этого странного места
 И силу вжимая в жало холста
 Исполосовал трижды зверя, сошёл
 Кровавым венцом очищенья
 С картины величия дух
 И ужас на лицах потух.
 Не требует боле отмщенья…….
 А  Репин кричит, что подкуплен
 Абрам, что это рука Саваофа
 Терзала шедевр - катастрофа
 Такая утрата, почему не смирен
 Не блажен, как надобно этот
 Москаль.Наново пишутся лица,
 Кровь на лице, на руках отца
 И зверь зорко зрит на сюжет


 *симфоническая сюита «Антар».Н. А. Римского-Корсакова.( в переводе – «Месть»)
 ** от ст.-слав. деснъ ; «правый»
 *** старообрядец- иконописец уничтоживший в 1913 г. лица на картине, что потребовало восстанавливать её практически заново

на фото: фрагмент картины И.Е.Репина "Иван Грозный и его сын" , автор, в центре Абрам Балашов


© Copyright:
Свидетельство о публикации №111102209629


© Copyright: Осенний-Каприз Капри, 2016
Свидетельство о публикации №116021008095

Антар — имя одного из знаменитейших фарисов арабских до Магомета. Он был поэт и воин из племени Азд. Будучи оскорблён некоторыми наездниками из племени Силаман, он решился отмстить и поклялся умертвить лично сто фарисов из этого племени. Он уложил их уже девяносто девять, как попался в руки противников: отрубленная голова его подверглась их поруганиям, но при этом, когда один из врагов толкнул голову Антара ногою, то зашиб себе ногу черепом так сильно, что поплатился жизнью и дополнил единицею число жертв Антарова мщения.

— Моею душою —
Этим игралищем всех неудач —
Ныне играет несчастье как в мяч.
Сотни страданий, решить чтобы дело,
Что кому взять из Антарова тела,
В споре о высохших членах моих
Жеребии мечут*: — из бедствий земных
Каждое лезет с особой любовью
Мне на заплечье; отвсюду — гроза;
Я засыпаю — беда к изголовью
Мигом садится и пялит глаза,
Место себе выбирая к удару
Самому злому: — ознобу и жару...

* Мицкевич /"Антар"/ взял это выражение от обычая арабов метать жребий, определяющий, кому какая часть должна достаться от убитого верблюда, когда это животное убивают для употребления в пищу.

По аналогии с арабскими сказаниями упоминается на сегодня  в Новом Завете, как подтверждение исполнения Ветхого Завета.


Рецензии