Русский немец

   Ты родился в этой стране. Многие поколения твоих предков жили и честно трудились на благо такой родной и любимой тобою, земли! Это твоя Родина, твоя Россия! Ты чувствуешь себя полноправным гражданином своей страны и по праву считаешь себя одним из ее сыновей. Много разных народов и наций живёт в этой стране, и все они её любимые дети, и никому не тесно на её необъятных просторах. Ты к этому привык и считаешь, что это вполне естественно.
   Но вот нагрянула беда… Война!..
На твою родную землю, на твою любимую Родину, Россию, напала страна, выходцами из которой были твои предки…
И тебе вдвойне больно и горько за случившееся! Ты готов защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков, но тебе не  доверяют, потому что ты — немец. Как будто у немца нет сердца!
   Но ты всё понимаешь. Поэтому, как бы тебе ни было горько и больно, но, когда тебя отправляют в Трудовую армию, вместо действующей Красной Армии, в которую ты стремился попасть, чтобы встать на защиту своей страны, ты всё понимаешь, и, скрепя сердце, ты  работаешь! Честно и добросовестно! В тяжелейших условиях, на пределе своих сил! Тем самым исполняя свой долг перед Родиной, и понимая, что твой самоотверженный труд в тылу, тоже приближает Победу, о которой мечтала тогда вся страна от мала до велика!
Ты и твои товарищи так же, как и весь советский народ, жадно слушали военные сводки. И ждали, и верили:
   - «Победа будет за нами!»
И она пришла - Великая Победа в Великой Отечественной войне!
Вся страна ликовала! И ты, немец, тоже ликовал, радуясь разгрому фашистской Германии, потому что ты понимал: это было торжество Величайшей Справедливости!!!
   Я расскажу об одном таком русском немце, Антоне Ивановиче Классе.  Летом 2014 года Антон Иванович Класс приезжал со своей младшей дочерью Варварой из Германии, где они сейчас проживают,  в гости к родственникам, живущим в городе Мамоново Калининградской области.
   Судьба Антона Ивановича типична для многих немцев, которые прежде жили в России. Предки Антона Ивановича перебрались в Россию еще при Екатерине Второй. Родился он в 1925 году в селе Чернавка Бурлинского района Алтайского края. Рядом находилось село Светополь, в котором тоже жили немцы, а кругом располагались русские сёла.
Антон Иванович охотно делится со мной воспоминаниями о жизни в Советском Союзе, иногда замолкая на несколько минут…
Рассказ он начинает с воспоминаний о своём детстве:
   - «Школа наша находилась в шести километрах от Чернавки в селе Орехово. В школу ходили пешком, и только в зимние холода жили в Орехово на квартире. Сами топили печи соломой, сами готовили себе еду...».
К учёбе дети относились серьЁзно, как к любой другой работе.
Так они были воспитаны. Но окончить школу ему так и не удалось.
   - «В школе до шестого класса мы учились на немецком языке»,  -рассказывает Антон Иванович.
   - «Перед войной обучение в школе перевели на русский язык. Русского языка мы не знали, и все остались на второй год. А потом и вовсе бросили учиться, хотя было большое стремление к образованию. В нашей семье с образованием повезло только старшему брату, который успел закончить в Славгороде, городке, который находился всего в сорока километрах от дома, педагогическое училище. И в шестнадцать лет уже работал учителем. В дальнейшей жизни брату это очень помогло».
   Антон Иванович слегка улыбается своим воспоминаниям:
   - «До войны, когда брат служил в армии, он ушёл в самоволку на свидание к девушке. За это его посадили на гауптвахту. После отсидки на гауптвахте, его отправили работать на шахту в город Белово Новосибирской области. Брат оттуда сбежал, и сам пришел в прокуратуру. Учителей тогда не хватало, и его отправили в гороно, а оттуда направили учителем в колхоз под Новосибирском, где он долгое время жил и спокойно работал».
   Антон Иванович помолчал, посерьезнел и продолжил свой рассказ уже об отце:
    - «В 1938 году отца посадили на десять лет, плюс пять лет поражения в правах за то, что он, кузнец, вроде бы, отковал кусок отлетевшего металла, и сказал: «Такой же — в задницу каждому коммунисту». Но такого не было, его оклеветали...
   В 1948 году отца освободили и определили местом его поселения Красноярский край, посёлок Потёсово Енисейского района.
Позже отца полностью реабилитировали».
   Антон Иванович тяжело вздохнул и продолжил рассказ уже о себе:
   - «В 1942 году меня призвали в Трудовую армию. Отправили в лесопункт Шодрово Московского района Кемеровской области. Там мы для себя построили бараки, и в них жили. Было очень тяжело.
Мы валили и сплавляли по реке лес для шахт Кузнецка. В жуткий холод, в резиновых сапогах, в ледяной воде...
   Но молодость брала свое. Была тогда у меня подруга, мордовка Клавдия. Однажды она мне сказала:
   - «Ох, Антоша, как я тебя люблю, но не был бы ты немцем!».
Я отодвинул её, и мысленно сказал себе, что женюсь на первой попавшейся немке! Так и вышло.
Встретил Эмму. Она была эвакуирована из Воронежской области.
В 1946 году мы с ней поженились.               
   Я хотел уехать к отцу, но власти не разрешили. К нам пригнали русских, бывших в плену у фашистов, и немцы Трудармии их обучали. Мы вместе строили бараки. Я дослужился до мастера лесозаготовок. Потом работал заведующим продовольственного склада.
   Однажды справляли день рождения у Исакова Ивана Петровича.
 Он мой кум. Сидели за столом, тут пришёл почтальон, принес нам письма. Разговорились о своих делах. Иван Петрович пообещал, что съездит к своему брату, начальнику ОЛПа, похлопочет, чтобы мне разрешили уехать к отцу. И, правда, он сходил в спецкомендатуру и все оформил для отправки к отцу:
   - «Пляши!».
    После реабилитации в 1957 году вся семья потихоньку перебралась к отцу в Красноярский край. А мы с Эммой в 1959 году уехали в Киргизию. Купили там дом...».
   Вероятно, вспомнив что-то интересное, он улыбнулся и продолжил свой безыскусный рассказ:
 -  «Рядом жили баптисты. Помню, первого апреля первый раз вышел на работу. Пришёл поздно, но баптисты пригласили нас на ужин, и не отстали, пока мы не согласились пойти к ним. Я называю их шайкой. На столах у них всё, что душе угодно! Их пастор молится-молится, а я жрать хочу, с работы ведь! Не до долгих молитв…
   После ужина пастор снова встал и до одури молился, благодарил за пищу.
А женщины между собой разговаривают, пишут какие-то записки. Потом перемешали их, и каждый стал вытаскивать записку для себя. И какая у них тут была радость! Ах-ох!».
Некое, едва уловимое презрение, отразилось на его лице при этом воспоминании и, как бы мысленно отметая это неприятное воспоминание, он раздумчиво продолжил свой рассказ о себе:
   - «В Киргизии начинал со сцепщика. Без курсов. Через три месяца доверили трактор, позже — комбайн, и пошло, пошло... 
Я возил выжимки яблок на винзавод. Как-то приезжаю, там собрание. Директор выступает:
   - «Класс Антон Иванович является передовиком. У него больше всех выработка, больше всех экономия запчастей и топлива.
Мы представляем его к Ордену Трудового Красного Знамени!
Потом директор стал рассказывать, кому дали помощь.
Я не вытерпел, встал и сказал:
   - «Вот, Юля. Зачем ей помощь по 500 руб.? Или бывшему зоотехнику Караулову? Или прокурору? А аптекарю каждый месяц по 500-600 рублей за что? Почему не дать помощь бабкам, которые, согнутые, сидят на табаке? А в семье Акбарова кто-нибудь был? Узбек этот попал под сенокосилку, ногу оторвало, аж кишки по полю... А у него мать, бабка, дети! Или Бондарев, замечательный врач, во всем разбирается, доплатите ему 20%!
А аптекарю-то за что?».
   Видно, что давняя несправедливость до сих пор тревожит его душу.
Он глубоко вздыхает, потом, немного помолчав, продолжает рассказывать дальше:
   - «Через неделю спрашиваю:
   - «Где мой орден?», а мне:
   - «А ты не производишь продукцию!».
   Это я?! А кто тысячу голов кормит? Сразу 400 литров недобор молока был, когда сломался комбайн! Все работы в совхозе были мои. В архиве совхоза должна храниться Книга Почёта, где мои Ф.И.О. золотыми буквами были записаны.
   Я — письмо  в «Правду». Всегда выписывал «Правду».
Мне деньги начислили за молоко!
А тут вокруг всё редактор газеты «Советская Киргизия» ходит. 
Да еще немка...», - сбивчиво продолжил он свой рассказ.
И неожиданно закончил:
   - «Так я получил Орден Красного Знамени».               
   Ещё немного помолчав, с каким-то непонятным для меня воодушевлением, он начинает рассказывать снова:
   - «Случай был. На лесозаготовках. Объявляли рекордный день. Александр Штейгер был крепкий, работал один. Лес валил и после приемки еще час-полтора работал. Накопил, нарубил 27 кубометров, где-то, 7 норм. Возле конторы стоял стенд с показателями, где его фото.
И был там парторг района, Рыбников… Он стоял, смотрел-смотрел, а потом подошел к нашему парторгу и спрашивает:
   - «Кто это?»
   - «Это Александр Штейгер».
   - «Что, немец?»
   - «Да».
   - «Немцам нет у нас места на Доске Почета!», - сорвал и порвал фото!».
   Чувствовалось, как тяжело переживал он и эту, такую дикую для него, да и для меня, тоже,  давнюю несправедливость! И я с горечью подумала:
   - «Господи, сколько же на нашей земле и до сих пор таких парт-идиотов «рыбниковых»!
   Всем сердцем сочувствуя Антону Ивановичу, я решила сменить тему и спросила:
   - «Антон Иванович, Вы в Бога верите?».
Он ответил:
   - «По вероисповеданию я католик. Но с верой не дружу. Мои дедушка и бабушка были очень верующими людьми. Дед отпевал покойников. Они усердно молились. А в 1937 году в День 7-го ноября в 8 часов вечера приехала милиция. Забрала все его книги, Библию и его самого  в Славгород. А через неделю его расстреляли.
И когда бабушка об этом узнала, она собрала всех и сказала, что, если уж дедушка не заслужил... то Бога нет!».
   - «Так, - с огорчением подумала я, - «удачно» я сменила тему разговора!»
   Но Антон Иванович продолжал развивать свою мысль:
   - «Возьмите Украину. Убивают детей и женщин. Почему? Если Он есть, то почему не остановит это?!».
   Мне стало очень-очень грустно:
   - «Странные мы люди-человеки! Кто развязал войну на Украине? Разве неизвестно? Причём здесь Бог? И почему ответственность за все страшные дела, что творит человек на земле, мы возлагаем на Бога? Бог дал человеку свободу выбора? Дал! И дал заповедь: «Не убий». А мы что делаем?
Что же мешало и мешает тому же Порошенко, президенту и главнокомандующему страны, выполнить данное народу  своё же обещание: - дать людям мир и прекратить весь этот ужас страшной гражданской войны?! Выбор есть у каждого! Народ Украины сделал свой выбор, поверив лжецу и подлецу. Этот народ сделал свой выбор! Так причем здесь Бог?», - но делиться своими мыслями с ним я не стала...               
А Антон Иванович продолжал раздумчиво говорить: «Я в партии, неверущий... Читаю Новый завет...»
   Он призадумался, что-то вспоминая, и через пару минут снова заговорил:
   - «На Алтае возил женщин за 25 километров на рынок и однажды там две бабушки собирали деньги на ремонт церкви. Я отдал 50 рублей, хоть в церковь не хожу.
   Я верю во что-то неизвестное... Можно, конечно, сомневаться, но...                Со мной на Алтае случай был. Женился сын соседки. На другой день нас снова позвали. Мы управились со скотом и пошли к ним. Выпили грамм по 150 самогонки. Разговоры, разговоры...
Эмма зовет:   
   - «Пошли домой, устала».
Вышли. Пошли мимо сарая, вокруг которого всё заросло высокой лебедой. Тропинка. Вечер светлый, луна -  аж блестит! Вдруг из бурьяна чудовище выпрыгнуло, обхватило меня. Я его прижал; голова широкая, книзу острее, кожа как у лягушки. И стало существо это меня целовать!?! Не могу идти домой!
 Я — в степь, только прошу:   
   - «Эмма, не отставай!».
 Идем. Последний дом. У самогонщика в окне свет. Я завернул туда, обернулся,  а чудовище исчезло. Я постучал в окно, вышел хозяин.
Я спросил:
   - «Коля, я Антон?».
   - «Да, а что?».
   - «Ничего».
Повернулся, и - домой с Эммой! А Эмма ничего не видела!»
И пояснил:
   - «Там были места, где появлялись НЛО. Но я убежден, что это было живое существо!».
Я спросила  его:
   -«А в Киргизии Вы долго жили?».
   - «Я вернулся на Алтай в 1992 году. Вернулся в родное село, где родился.               
  Душа тянула. Вся родня тогда там была»…
   Антон Иванович и Эмма Ивановна прожили вместе 67 долгих лет. У них было девять детей. Сейчас живы шестеро. Судьба разбросала семью по разным городам и весям. Елизавета и Антон живут на Алтае в селе «Редкая Дубрава», которое входит в существующий и поныне в Алтайском крае немецкий национальный район. Эмма и Екатерина живут в городе Мамоново Калининградской области, а Варвара и Иван с 2003 года живут в Германии. Там же с дочерью Варварой живёт и Антон Иванович - великий труженик и честный, справедливый человек!  В июне 2015 года у Антона Ивановича был юбилей: ему исполнилось 90 лет! Замечательно, что он еще довольно хорошо себя чувствует.
   По лицу Антона Ивановича было видно, что он немного устал и очень взволнован своими воспоминаниями, поэтому я задала ему ещё всего два вопроса:
   - «Антон Иванович, когда Вы жили в России, было ли ощущение, что Россия — Ваша Родина?».                Он ответил быстро и кратко:
   - «Было!».
   - «А Германию сейчас Вы ощущаете, как свою Родину?»
   Подумав, он уклончиво ответил:
    - «В материальном плане там жить легче»...
   Вот такой он, наш русский немец... Русский человек по духу и миропониманию. Наш человек! Справедливый человек.
 
               


Рецензии
Дорогая Тамара! Спасибо Вам за то, что описали одну типичную для многих "русских" немцев судьбу.В годы моего детства рядом с нашей семьей жили высланные эстонцы и немцы, многие из них были патриоты России и считали ее своей Родиной. Написали Вы очень интересно.Думаю, что у любого народа есть свои герои и простые обыватели, так уж устроена жизнь.Ваш герой Антон Иванович вызывает симпатии и уважение. С самыми добрыми пожеланиями,с уважением, Тамара Куст.

Тамара Куст   04.12.2016 14:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.