Каркнул ворон... всхлипнул ветер

Каркнул ворон... всхлипнул ветер.
Месяц звёзды в небе встретил.
У земли туман дежурит,
Словно самый верный страж.
День уснул, а Ночь взбодрилась...
Тьму впустила чья-то милость.
...снурре, пурре-базелюрре...
Тайны сели в экипаж...

Покатились мимо леса,
Сквозь туманную завесу...
Повернули на тропинку,
Прямо к дому моему.
Небо капли уронило,
Притушить души горнило.
Под окном грустит рябинка...
Я-то знаю по кому.

Шепчет дождик... сад взволнован...
Окнам струйки шьют обновы.
Домовой притих у печки,
Не шалит... боится что ль?
Вроде, страшно встать с кровати...
Вдруг за ногу кто-то схватит?
Пусть хранить меня колечко,
Что подарено тобой...

Скоро утро... время вышло
Встретить первый луч на крышу...
Сон сегодня не явился...
Тоже думал о тебе.
Всхлипул ветер... каркнул ворон,
Ночь вчера встречал который...
Проворонил время мистик,
Но зато поспать успел.

16.11.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема:
ночная мистическая атмосфера, переплетённая с лирической темой любви и ожидания. В тексте сосуществуют два пласта:
фантастически;поэтический (образы ночи, тумана, тайн, домового, ворона, ветра);
личностный, интимный (воспоминания о любимом человеке, тревога, надежда).
Основная мысль:
ночь полна тайн и тревожных предчувствий, но в ней живёт память о любимом человеке — она становится опорой и смыслом даже в зыбком, полусказочном мире.
Стиль речи:
художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, элементами фольклорно;мифологического кода (домовой, ворон как вестник) и лирической исповедальностью.
Тип речи:
смешанный:
описание (картины ночи, природы, дома);
повествование (движение «тайн» в экипаже, смена ночных и утренних мотивов);
рассуждение;переживание (лирические отступления о страхе, памяти, любви).
Композиция:
зачин («Каркнул ворон… всхлипнул ветер») — задаёт таинственный тон;
развитие — чередование пейзажных зарисовок и психологических мотивов (страх, ожидание, память);
кульминация — ощущение тревоги («Вдруг за ногу кто;то схватит?») и одновременно защита через память и подарок («Пусть хранить меня колечко…»);
развязка — приход утра, несбывшийся сон, возвращение к образу ворона («Проворонил время мистик…») — иронично;философский финал.
Всего 7 строф; каждая несёт свою микротему, но связана общей ночной атмосферой.
Средства связи предложений:
лексические повторы («ворон», «ветер», «ночь», «дождь», «колечко»);
местоимения и указатели («всё вокруг», «я;то знаю», «кто;то»);
синтаксический параллелизм («Каркнул ворон… всхлипнул ветер»; «Всхлипнул ветер… каркнул ворон»);
анафоры и рефрены (повтор мотивов ночи, дождя, ожидания);
семантические поля: ночь (туман, тьма, звёзды, месяц), страх (страж, схватит, притих), память/любовь (колечко, «о тебе», «по кому»).
Средства выразительности:
олицетворение: «День уснул, а Ночь взбодрилась», «Небо капли уронило», «Под окном грустит рябинка», «Домовой притих»;
метафоры: «тьму впустила чья;то милость», «притушить души горнило», «тайны сели в экипаж»;
эпитеты: «самый верный страж», «туманная завеса», «грустит рябинка», «струйки шьют обновы»;
сравнения: «словно самый верный страж»;
звукопись (аллитерации на «с», «ш», «р» создают шелест, шорох, карканье: «шепчет дождик», «сад взволнован», «каркнул ворон»);
неологизмы/заумные слова («снурре, пурре;базелюрре») — придают тексту сказочно;загадочный оттенок;
антропоморфизация природных явлений (ветер всхлипывает, дождь шепчет);
ирония в финале («Проворонил время мистик, / Но зато поспать успел»).
Итог:
Стихотворение строит многослойный образ ночи — одновременно пугающей и прекрасной, полной тайн и воспоминаний. Лирический герой находится на границе реального и сказочного, но его опора — память о любимом человеке. Художественные средства создают плотную звуковую и образную ткань, где природа оживает, а личное переживание становится частью всеобщего ночного ритма.


 


Рецензии