Гостья сезона Юлия Рахманинова

Добрый день, дорогие наши друзья! Мы рады продолжению рубрики и снова приглашаем всех к нам.
Сегодня у нас в гостях Юлия Рахманинова http://www.stihi.ru/avtor/jnnikolaeva
Очень глубокий и изобильный на подарки автор, все ее стихи стоят долгого и внимательного разговора. И такова уж поэтическая природа нашей гостьи, что, начавшись со стиха, разговор неизбежно расширяется, вовлекая все новые темы...

Приглашаем всех присоединиться к нашей беседе с Юлией о поэзии и не только — о месте ритмически организованного слова в нашем хаотичном житье-бытье; о том, как это слово влияет на нас, читающих и пишущих, о любви и размышлении — обо всем том, что составляет поэтический мир и метод Юлии, ее читательские предпочтения и авторские особенности. И какие бы темы мы ни затронули, все они (в сущности) будут отголосками радости — счастливой возможности поделиться открытиями, которые преподнесла нам сегодняшняя гостья. Итак, начиная с этого момента в течение всей следующей недели у вас есть возможность высказаться, обменяться впечатлениями, задать вопросы и, конечно, просто душевно пообщаться с Юлией Рахманиновой.
 
--------------------------------------------------------
 
Юлия, добрый день! Рады видеть вас в нашей гостиной!
---------------------------------------------------------

Попытка разговора
http://www.stihi.ru/2009/08/18/3499

Мной двигала одна простая мысль,
Что человек по сути одинок,
Не так, так эдак -
Исключенье - редкость.

             *

Горит свеча или другой светильник,
Или луна, а, может быть, и солнце -
Тут освещенье роли не играет -
Оно внутри двоих. Лицом к лицу,
Они сидят, лежат, парят - не важно.
Никто из них не открывает рта.
Он смотрит на лицо её, ослепнув,
Потом, не в состоянии смотреть,
К губам её надолго приникает
И снова смотрит, видя только прелесть.

Такой филармонический эффект,
Где послезвучье длится дольше пьесы.

Бывает - для неё это внове,
Тогда она, желая подтвержденья,
Той музыке, что в сердце ясно слышит,
Тихонько шепчет: любишь?...любишь?...любишь?

               *

Два человека что-то говорят
Друг другу громко, горестно и желчно,
Но звук, достигнув слуховых мембран,
Колеблет их, не попадая в душу
И отклик боли не находит в ней.

Так крик в горах, глухих, лишённых эха,
Выходит из распяленного рта
И падает к ногам тончайшей льдинкой -
Попыткою, замёрзшей на лету.

И, так как, оба говорящих - глухи -
Сведён на нет весь смысл их разговора,
И потому, закончив пантомиму,
Они уходят в разные концы,
Оставив за спиной пустыню сцены.

               *

Скамейка в парке. Тихое кафе.
Альтернатива - в комнате два кресла.
Остывшие любовники. Чета,
Достигшая черты в своём союзе.
Отец и сын. Наследник и родитель.
На пологе глобального молчанья
Отчаяния явственный налёт,
Когда слова, что листья перед снегом -
И чувствуют и слышат только смерть.
Когда былое пламя, угли, искры -
Уже зола и горькая зола,
Что душу полнит, если не упрёком,
То - почему? - повисшем без ответа.

Когда не видят будущего двое -
Действительно, о чём тут говорить?

                 *

Любое время года. Безмятежность.
Тропинка меж решётчатых заборов.
Хозяева, внимательно и молча
Глядящие пришедшему вослед,
К чему любой привычен посетитель -
Визит сюда, как правило, системен.

И, наконец, знакомый тесный двор.

И разговор, негласно здесь идущий
Всегда печален, ибо он же - память
О собеседнике, которого при жизни
Вполуха слушал, думал - после...после...

Марина Чиркова (МЧ) - Читая Юлию Рахманинову, каждый раз поражаюсь, как сочетаются в ее слоге легкость и сила. Философская глубина и бритвенная ясность мышления никогда не делают стихи Юлии жестокими, холодными к читателю. Это отдельный и совершенно особенный дар - дар теплоты. А может быть, дар бесстрашия и утешения?
Кто же касается именно этого стихотворения, то в этом хрустальном ряду убывающих видов одиночества (а одиночество одна из самых разработанных тем в литературе вообще и в поэзии!) лично для меня новой и не повторенной никем предстает спектральная полнота этого ряда, его философская завершенность и внутренняя обусловленность... Разные виды одиночества естественным образом вытекают друг из друга, продолжают общий ряд. Они неизбежны даже для в полной мере все осознающего. Одиночество как первооснова жизни человека, единая подоплека всего происходящего - от и до. И, как ни странно, самым прочным образом соединяющая всех и вся, и до и после — парадоксально, во вселенском одиночестве в трактовке Юлии сквозит нечто противоположное ему — примирение, сближение и... неодинокость. Вот это я и назвала вначале даром теплоты. И одновременно как хороши прекрасные «отвлекающие» детальки! Житейские — то узорная решетка, то кресла комнаты, то мгновенное видение театра... Тот самый филармонический эффект, дающей возможность на миг отодвинуться, отслониться от самого обжигающего и перенести непереносимое...

Александра Инина (АИ) - Попытка разговора - искусная игра на шекспировской лире. Вначале ты слышишь музыку словно невзначай, думаешь показалось.. ан нет - выходит слово пьеса на подмостки и слово сцена машет шелковым платком - нет, нет не показалось. Действо разворачивается в нескольких актах, мы видим героев в различных декорациях. Финал пронзителен и трагичен невосполнимостью любви.

МЧ - Согласна, это пьеса... герои меняются, но все они играют ее одну. То есть она играет их, и оттого они, не замечая, истинно вовлечены в процесс. Однако: здесь явно присутствуют свободный человек, зритель, - то есть автор. Зрячий, но отстраненный, хотя и не отрывающий взгляда; не могущий ничего исправить, но видящий и понимающий всех и всё. Оттого и такой двойной эффект для читателя - и трагично, и умиротворенно одновременно.

АИ - Наверное потому что настоящая любовь это работа на двоих.

МЧ - Не думаю, что всё здесь о любви... хотя да, об одной из ее граней есть - но о том что любовь лишь обостряет ощущение одиночества, которым человек наделен по факту своего существования. Одиночество соединяет крепче любви, надежней родства - и вся наша жизнь по существу лишь серия попыток попробовать на прочность эту ткань... Древняя китайская игра: повешенный на веревке холст, и люди, находящие по разные стороны его, пытаются нащупать друг друга - сквозь... вот как-то так.

АИ - Я имела в виду любовь в самом широком ее смысле - любовь к ближнему.

МЧ - В этом смысле почти согласна. «Почти» - потому что не очень верю в любовь к ближним вообще)) Редкие исключения допускаю)

Наблюдение
http://www.stihi.ru/2011/12/06/5684

Флейта - Фьюли! - фальцетом в иве -
это ветер, неутомим,
сфера Фуллера на штативе -
древовидное тело зим.

Прячь что хочешь - легко, сквозисто - 
сбережения, рубежи,
времена, стремена, монисто
с гравировкой по меди  - жизнь.

Всё войдёт в этот шар плетёный:
планетарная фугу - ях,
горсть светящегося планктона,
что в небесных царит морях

или проще - снега и звёзды
через сито ветвей тряси,
что не бросишь в него - всё воздух
и дыши им, что стало сил.

И к стволу приникая, слепни,
забывая календари:
там под кожей Вивальди летний
многострунный концерт  творит -

золотые мелькают спицы
и пылит по просёлкам зной,
заливая эмалью лица -
тонкой корочкой ледяной.

У имеющих право слышать
камертоновая душа...
И, бывает, они не дышат.
Так и падают, не дыша.

МЧ — Чудесное наблюдение! И правда, стОя у ивового ствола и глядя верх, в облетающий купол собранной из тонких веток прямолинейной древесной архитектуры, шаровидной, облетающей... Архитектурная прозрачность образа и звука, блестяще по уму и глубинно по силе чувства. Опять вот эта легкость могучей силы. Как это - “Так и падают, не дыша”. Листья конечно, под зиму. Но и мне тоже до болезненного хочется затаить дыхание и больше не... не получается, конечно. Как не получится сказать так воздушно, сыпуче и прозрачно - ни у кого, кроме Юлии.
Кстати, еще одна редкость — кто еще так непринужденно может вплести в лирику техногенное? Это я про Фуллера. Нет, периодически попадаются попытки, но почти всегда они так неуклюжи! А здесь — удалось. Юлия — несомненный интеллектуал, помимо того что художник.
И мне хочется спросить не о поэзии, а о чуть другом: Юлия, а какие еще сферы проявления человеческого ума вам интересны? Какие другие искусства, науки, технологии?..

АИ - Но наверное читать это стихотворение желательно с учетом принципов Фуллера.
Принципы Фуллера:
Рассматривать свою жизнь как эксперимент, призванный показать, может ли один человек сделать для всего человечества нечто такое, чего не могут сделать великие государства или крупные компании.
Стремиться принести пользу всему человечеству, а не только себе, семье, стране и т.д. Помогать людям не за счет других людей.
Делать только то, что можешь сделать своими силами.
Руководствоваться только собственным мышлением и ограничивать себя только экспериментально полученной информацией, чтобы выразить свою собственную мечту, вместо того чтобы пытаться соответствовать мнениям всех остальных. 
Действовать, основываясь в первую очередь на своей интуиции. 
Извлекать максимум из своих ошибок. 
Активно заниматься самообразованием. 
Никогда не заниматься саморекламой и никому не платить за рекламу. 
Работать в широких временных рамках. 
Решать проблемы посредством технологий — это эффективнее, чем социальные реформы. 
Стремиться понять принципы, действующие во вселенной, и роль человека в ней.

МЧ - Я бы не перегружала, мне кажется, все несколько проще - архитектурная ассоциация, художественное вИдение. Но последний принцип, я думаю, в большой мере отражен, да.

АИ - Да, я тоже думаю о нем - он тот самый воздух, те самые звезды, которыми хочется дышать.
Пусть будут все, может кому-нибудь будет интересно прочесть, и наверное надо расшифровать момент с фугу и ях. Клетка из ветвей похожа на ловушку для рыб, не помню как она называется и кажется в нее пойманы луна (Ях) и звезды. И особое внимание я бы обратила на то, что Луна сравнивается с рыбой фугу, которая как всем известно смертельно ядовита, если ее неправильно приготовить. Поэтому мы получаем двойственность Луны - ее число в различных системах - 2, она несет в себе и благо, и зло, и творчество и сумасшествие. И ею дышишь творчески, но воздух ее может быть отравлен.

МЧ - Да, в этом стихотворении много интересных отсылок и ассоциаций - что особенно приятно, к человеческому знанию. И сделано это воздушно, красиво, без толики «многая печалей», свежо. Зимним духом пахнУло. Не знаю, кому как, а мне знание о (например) кристаллическом поведении воды не только не мешает любоваться красотой снежинок, но напротив - подкармливает дополнительным восторгом узнавания. Вот так и здесь. Рыба фугу в тарелке мне почти неинтересна, но сопряженная с богатым мифологическим контекстом, с лунатизмом и эстетизмом, она - ммм - так и горчит на языке... хотя, говорят, правильная фугу чуть пьянит, - не знаю, не пробовала))

АИ - Мне понравилась формулировка - отсылки к человеческому знанию. Я их тоже очень люблю. Когда не на художественную литературу или мифологию, а именно на физику и химию мира.

МЧ - на физику и химию, да. Сфера же, фуллерены тоже)

АИ - Это звучит как музыка для моих ушей)

МЧ - а уж для моих!))
В силу наших естественнонаучных образований. И очень интересно стало, какое у Юлии...неспроста такая широта, ой неспроста...

А день был пьян...
http://www.stihi.ru/2011/01/30/177

А день был пьян, как и вчерашний тож
И воздух пах так явно по-февральски -
Водой и хвоей, и углём, но ложь
Своим проникновеньем мало-мальским
За воротник и пазуху - в тепло -
Ознобом пробивала и трезвея,
Я думала, как многолико зло,
Когда оно средь прочих зёрен зреет,
Чтоб треугольным клювиком ростка
Пробить кору и выскользнуть наружу,
И жалом обжигающим виска
Достичь, пока ты шепчешь: Обнаружу...

А день был пьян, как и вчерашний, и
Всё говорило о возможной смене -
Не декораций - действия на сцене,
И вспоминались те слова твои,
В которых ты был больше, чем всегда
Собой, а может - мнилось и не боле...
Всё было то же - хвоя и вода,
И запах угля...но ещё без боли.

А день был пьян как, впрочем, череда -
Не оттого, что шёл февраль метельный
На смену и так явственно вода
Читалась в воздухе и перелом смертельный
Хребта зимы - уже необратим -
Казался переходом мне в иное
Прочтение...Я порывала с ним,
Как он когда-то порывал со мною...

А день был пьян. И больше ничего.
И кроны сосен шумными руками
Махали вслед спине - моей? его?
Как птицы крыльями и в небе пели - Amen -
Ветра и пахло талою водой,
Углём и хвоей в сумерках лиловых...
Как мало слов и не придумать новых
Наедине оставшимся с бедой.

МЧ — Интересно, что пока не достигаешь концовки, живешь в этом произведении будто бы свободно, трогаешь подробности, гуляешь...но предчувствие неуклонно сгущается... А концовка ставит жирную точку — да, все сбылось. И вот здесь мне хотелось бы задать Юлии такой вопрос — как соотносятся для вас страстное или чувственное в восприятии и самовыражении? Мне кажется, это два достаточно перпендикулярных пути в любом творчестве. Страсть — активное начало, говорящее но неспособное слышать ответ; чувственность - пассивное, принимающее, зеркальное, но ведомое. И вот эти две большие разницы способны тем не менее давать крайне интересные пересечения. Всегда именно на их кратком, точечном пересечении и создаются самые узловые (опорные?) произведения, объемные окна в авторский мир, через которые мы и познаем может быть даже главное об этом мире и об авторе...

АИ - Не знаю, меня тронуло сразу - день был пьян, на мой взгляд замечательное определение февральскому дню, расхлябанному, ветреному, безрадостному, когда шатаются ветви деревьев и кривы дороги ручьев. И предчувствие заползает за воротник и ведет тебя к концовке неуклонно, неотвратимо и признаки беды как вешки на пути - знаки того, что одно закончилось, приходит что-то новое. Концовка просто великолепная.

Есть города...
http://www.stihi.ru/2010/09/03/2382

Есть города белые,
Есть города - скатерти,
Что же я здесь делаю,
Нищенкою на паперти
Жду. Белых крошек? Золота
Под ноги - щедрых милостынь?
По наковальне молотом - 
Звоны до неба, в небе стынь.
Олово.
Звон. Давление...
Туши твоей, вселенная?
Если бы удивление.
Слушай меня надменная
Зга, черным пальцем дьявольским
Голову мне прижавшая,
Я, средь ночей сентябрьских
Слово тебе рожавшая,
Жду. Ни любви, ни трепета - 
В зиму такое...можно ли?
Есть человек ответа мне
Не приносящий. Сложно с ним.
Лакова зелень. Осень ли?
Август ли мир обрыдавал?
Три от успенья...озими
Кончен посев. Невиданный
Град возводящий, с башнями,
С флаговым шумом шёлковым,
Помнишь меня, вчерашнюю?
В гости ко мне зашёл бы что ль...
Жду. Оселком отточена
Память моя не девичья.
Знаний бы мне (...просрочено...
Мамка ругала неучем...)
А не знамён. Сиротствую.
Жду, а на сердце тягота.
Вёдра стоят на росстанях,
Горькая в вёдрах ягода,
Красная...
Дождь за воротом.
Дую на пальцы - холодно.
Брюхо у неба вспорото.
Я у ворот города
Жду.

МЧ - Маленькая поэма большой разлуки... Пронзительно, живое в ледяном (леденящем) плену.
Мне слышится здесь явственный отзвук поздней Цветаевой, горькой и страстной. Смотрите, вот в этом особенно:
«Что же я здесь делаю,
Нищенкою на паперти» - сравните c МЦ:  «Что же мне делать, слепцу и пасынку...».
Вот Юлия - «Слушай меня надменная
Зга, черным пальцем дьявольским»
а вот у МЦ:
«Султан ли — в главах — косматый,
Аль так — ветла?
Эй, рук не складайте, сваты!
Мети, ветра! »
Мощное повелительное наклонение отчаяния! И вот еще, не могу не остановиться, Юлия:
“Я у ворот города
Жду.”
И выдох МЦ:
“У последней, последней из всех застав,
Где начало трав
И начало правды... ”
Чувствую, сейчас многие скажут — не похоже... Искренне не знаю, видит ли кто-то как я, но на мой взгляд родство есть. Юлия, я «прав или прав или прав»?) И расскажите, пожалуйста, кто ваши любимые авторы, собратья по духу?

АИ - Мне тоже слышны здесь цветаевские ноты, но и голос автора узнаваем, проступают крупные и резкие мазки, которые отличают лирику Юли от стихов Марины Цветаевой. Юлиным стихам свойственна эклектичность, смешение утонченного и нежного с сильным и реалистичным. Это принимается не всеми, но на мой взгляд такое стихотворение богаче на вкус, и на цвет, и на вложенные смыслы.

МЧ - Да, безусловно, вспомнив здесь про МЦ, я как раз собиралась уточнить - при всем при этом мимолетном сходстве Юлия поэт совершенно не цветаевского типа... В плане «общего родства» мне скорее Арсений Тарковский вспоминается. Не огонь в печи, но освещенная комната, не портрет, но пейзаж) А вот кстати о живописи - Юлия, вы любите акварель? Мне ваши стихи кажутся такими...невысыхающими...

АИ - Да, совершенно не цветаевского. Может потому что в стихах Юли много разума и цвета. Картинка всегда на высоте.И здесь - композиционное решение - серый бледный осенний пейзаж и алое тревожное пятно ягод.

Сентябрь - и этот слух проверен...
http://www.stihi.ru/2015/10/13/3193
                                       Сентябрь - и этот слух проверен - 
                                       веснушчат был, как никогда.
                                       А за октябрьскою дверью - 
                                       чешуекрылая орда
                                       метелей- гибели пролесков,
                                       полей, садов, береговин - 
                                       кончина темперы палехской
                                       и в день её сороковин - 
                                       устойчивое белолистье 
                                       и карандашные штрихи
                                       штакетин, голостволья, лисьих
                                       цепочек и стихи.
         

                             Стихи.


Зады. Задворки. Запределы
привычной формы бытия,
где выход тонкого из тела - 
деление на я - не я.

И время: будущего в прошлом
и прошлого в грядущем - суть
его утраты по порошам
и невозможность возвернуть,

понять, принять, переосмыслить,
вплести в круги своей канвы
(полотнища его провисли
и "я" идёт к нему "на вы").

И вот ты только карандашный
отрезок в белой пустоте.
Вчерашний? Завтрашний? Когдашний?
В непростоте, как в наготе,

и пахнешь снегом, ветром, бредом,
не чуя нитей и корней,
не вышедший за кем-то следом - 
отдельный - на обломках дней.

Отрезок на отрезке в где-то.
Невидим, пол, неуловим,
и, протекая сквозь предметы,
любим:
      "Иди домо-о-о-й!" -
                         Любим!

МЧ — это стихотворение я сама попросила Юлию добавить в подборку. Настолько оно всеобъемлющее, живое и живущее. Стремительное и свободное, легко играющее читательской душой, как пушинкой — так что кружится голова. Как вам, читающие, вот этот переход от пролога? “и стихи. Стихи.” Ухх! Меня пушинкой от подушки просто подбросило, сдуло дыханием. И карандашный отрезок на графике зимы (не столько внешней, но главное, на секунду внутренней), и спасение. Здесь, на мой взгляд, Юлия раскрылась во всем своем стремительном размахе. Как всегда, - бережном и нежном.

АИ - Когда что-то настолько твое, настолько близкое говорить очень сложно. Зрительные ассоциации, не аллюзии, не отсылки, а живое, увиденное, ощущенное, прожитое - стремительный переход от масла осени к графике зимы. Стая бабочек, сметающих краски, оставляющих на белом листе.. стихи. И человек в этой графичности держится за теплое и родное - «домой» и «любим».

МЧ - Да, именно — да и за что еще держаться, как не за любовь...И за стихи кстати) как за форму бытия любви и способ ее выразить.

 
Итак, дорогие друзья! Гостья сезона с нами, разговор открыт!


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.