Дно...

Чистым водам для прока не литься...
Всё прозрачно до самого дна.
За прощеньем взлетают, как птицы,
Остаётся внизу глубина.
И расправившим крылья без страха,
Людям в жизни немало дано...
Вверх летят отдалиться от праха...
Под крылом
Дно.

Если в чистые воды однажды
Бросить золота малую горсть,
Под предлогом томительной жажды
Непременно отыщется гость.
И тяжёлый металл без сомнений
Пав на дно, взор пленит заодно.
Стоит помнить: летел за прощеньем...
А внизу
Дно.

И слепит до безумия злато,
Тех, кто просто забыл, что крылат.
Дно безудержно манит пернатых,
Хоть полёту мешать будет клад.
А по мне помнить, всё-таки, стоит...
Пусть не всё... ну, хотя бы, одно:
Даже если оно золоте,
Всё равно,
Дно.

14.11.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема:
Двойственность человеческой природы — стремление к возвышенному («полёт», «крылья») и тяга к материальному («золото», «клад»). Противопоставление духовного и материального начал.
Основная мысль:
Несмотря на дарованную человеку способность к духовному взлёту («крылат»), соблазн материальных благ («золото») может утянуть на «дно». Автор призывает помнить о первостепенности духовных ценностей.
Композиция:
1;я строфа — образ чистоты, полёта, возвышенности.
2;я строфа — вторжение материального (золото), которое притягивает взгляд и утягивает вниз.
3;я строфа — предупреждение: золото ослепляет, лишает «полёта», но важно помнить главное.
Рефрен «Дно» (в конце каждой строфы) усиливает мотив неизбежного падения при выборе материального.
Тип речи:
Лирическое размышление (философская лирика) с элементами аллегории.
Стиль:
Художественный, поэтический. Насыщен метафоричностью, символикой.
Средства связи:
Рефрен («Дно») — композиционный и смысловой якорь.
Анафора («И…», «А…») — создаёт ритмическое напряжение.
Лексические повторы («дно», «золото», «крылья») — акцентируют ключевые образы.
Параллелизм конструкций («Вверх летят…», «Пав на дно…»).
Средства выразительности:
Метафоры: «крылья», «птичья конференция», «золото манит».
Символы:
«Крылья» — духовность, свобода, возвышенность.
«Золото» — материальный соблазн, жадность.
«Дно» — падение, утрата духовного, конечность.
Сравнения: «как птицы» — подчёркивает естественность стремления к высоте.
Антитеза: «вверх» ; «дно», «полёт» ; «клад».
Инверсия: «Чистым водам для прока не литься…» — придаёт архаичную торжественность.
Эпитеты: «томительная жажда», «тяжёлый металл», «безудержное манит».
Вывод:
Стихотворение построено на контрасте духовного и материального. Через систему символов и повторов автор предупреждает: соблазн золота может лишить человека «крыльев», утянув на «дно». Рефрен усиливает трагический оттенок предупреждения, делая его универсальным и вневременным.


Рецензии