Всё же. спасибо...

Жил и, бесспорно, немало грешил.
Что уж теперь отпираться...
Где-то остался кураж у межи
Выборов и рекламаций.

Мне предъявляли претензии сны,
Мысли, мечты и поступки.
Странен поэт... от весны до весны....
Грезил, хотя бы раз в сутки.

Сколько из мира вдохнул непотреб -
Столько же выдохнул света.
В этом и поднаторел, и окреп,
Свыкнувшись с долей поэта.

Что там, за кадром, с названьем "судьба",
Фильма грядущего века?
Я не менял на ошейник раба
Права прожить человеком.

Будет позволен мне ад или рай?
Промысел Божий неведом.
Всё же, спасибо( коль грешен - карай)
За этот дар быть поэтом.

14.11.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема. Размышления поэта о собственной жизни, греховности, творческом пути и судьбе. Сквозная тема — осмысление призвания поэта, цена творческого дара и нравственный выбор человека.
Основная мысль. Несмотря на грехи и ошибки, лирический герой сохраняет человеческое достоинство и благодарит за дар поэтического творчества. Жизнь предстаёт как баланс тьмы и света: сколько «вдохнул непотреб», столько же «выдохнул света».
Композиция. Стихотворение состоит из 4 строф:
1;я — признание грехов и прошлого куража;
2;я — внутренний суд (сны, мысли, поступки) и странность поэтического бытия;
3;я — баланс греха и света, укрепление в призвании поэта;
4;я — размышления о судьбе и благодарности за дар быть поэтом вопреки неизвестности загробной участи.
Тип речи. Лирическое размышление (рассуждение) с элементами исповеди.
Стиль. Художественный, с чертами философской лирики. Лексика сочетает разговорные элементы («отпираться», «кураж») и возвышенные обороты («промысел Божий», «дар быть поэтом»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («грешил» ; «грешен»; «поэт» ; «поэтом»);
синтаксический параллелизм («Жил и… грешил» / «Сколько… вдохнул… — Столько же… выдохнул»);
местоимения и контекстные синонимы («мне» ; «я»; «мир» ; «доля»);
риторические вопросы и восклицания.
Средства выразительности:
антитеза: «непотреб» vs «свет»; «ад или рай»;
метафоры: «кураж у межи выборов и рекламаций», «выдохнул света», «свыкнувшись с долей поэта»;
эпитеты: «странен поэт», «грядущий век»;
риторические вопросы: «Будет позволен мне ад или рай?», «Что там, за кадром…»;
инверсия: «Странен поэт… Грезил…», «Свыкнувшись с долей поэта»;
символика: «межа» как граница выбора, «ошейник раба» как символ утраты свободы;
архаизм/высокая лексика: «промысел Божий», «карай».
Итог: стихотворение представляет собой исповедальное размышление о цене поэтического дара, нравственном балансе жизни и принятии судьбы. Тон — сдержанно;философский, с нотками смирения и благодарности.


Рецензии