Carta de Creencia - Octavio Paz

ПИСЬМО ВЕРЫ / CARTA DE CREENCIA
Октавио Пас / Octavio Paz

Cantanta

1.

Есть пространство неопределённости
между ночью и днём.
Это не свет и не тень:
   это время.
Час, ненадёжная пауза,
темнеющий лист,
лист, на котором я пишу
медленно эти слова.
   Полдень
есть уголёк, тлеющий изнутри наружу.
Вращается день, роняя свои листья.
Тёмная река крадётся
на границах вещей.
   Спокойная, последовательная,
она тащит их следом, уж не знаю - куда.
Реальность дрейфует прочь.
   Я пишу:
Говоря с собой
  - говорю с тобой.

Я хотел говорить с тобой
как ветер и это деревце
говорят друг с другом,
стёртые почти что тенью;
как бегущая вода,
монолог бродящего во сне,
как недвижимая лужа,
отраженье мгновенных притворств;
как огонь:
языками огня, танцем искр,
хвостами дыма.
  Говорить с тобой
видимыми и осязаемыми словами,
словами с весом, вкусом и запахом
как у вещей.
  Пока я говорю,
вещи неощутимо
отбрасывают сами себя,
убегая к формам иным
и к иным именам.
  Они оставляют мне эти слова:
ими говорю я с тобой.

Слова есть мосты.
Они же - ловушки, тюрьмы, колодцы.
Я говорю с тобой: ты не слышишь меня.
Я не говорю тобой:
  Но словом говорю я.
Это слово есть ты,
  это слово
проносит тебя от тебя до тебя.
Ты, я и судьба сотворили его.
Ты есть женщина,
та, которой говорю:
сии слова есть зеркало твоё
ты есть ты и эхо имени твоего.
И я,
говоря с тобой,
обращаюсь в шёпот,
воздух и слова, пуф,
в призрак, восстающий из этих писем.

Слова есть мосты:
тень холмов Мекнеса,
за полем статичных подсолнухов -
фиолетовая бухта.
Три часа пополудни,
тебе девять и ты спишь
в прохладных руках бледной мимозы.
В геометрию влюблённый,
ястреб чертит круг.
Мягкая медь гор
дрожит на горизонте.
Белые кубики деревни
на размытом обрыве.
Колонна дыма восходит с равнины
и рассеивается медленно, воздух в воздух,
вкручивающийся сквозь тишину,
поднимается и расцветает
в еще одной тишине.
   Неподвижное солнце,
огромное пространство раскрытых крыл;
над плоскими пространствами отражений
жажда воздвигает прозрачные минареты.
Ты не спишь, но и не бодрствуешь:
ты качаешься во времени вне часов.
Бриз едва качает
далёкие земли мяты и фонтанов.
Позволь себе в ладонях этих слов
быть унесённою к себе.

2.

Слова неопределённы
и говорят о неопределённейших вещах.
Но говоря это или то,
   они говорят нас.
Любовь - сомнительное слово,
как и все слова.
  Се не слово,
сказал Основатель:
  Се есть видение,
основа и вершина
лестницы созерцания
и для Флорентийца:
  Се есть случайность,
и для другого:
  не есть добродетель,
скорее нечто рожденное из лона совершенства
и для всех прочих:
  лихорадка, боль,
борьба, ярость, ступор,
прихоть.
Страсть изобретает её,
унижения и лишения дают ей жизнь
ревность разгоняет её,
привычка убивает её.
  Дар,
приговор.
Ярость, святость.
Се есть узел: жизнь и смерть.
   Рана,
что есть роза воскрешенья.
Се есть слово:
говоря его, мы говорим себя.

Любовь зачинается в теле,
где же кончается она?
  Если она призрак,
то воплощенный в теле:
   если она тело,
то исчезает от касания.
  Роковое зеркало:
вожделенный образ растворится
и ты утонешь в отражениях себя.
Банкет теней.

Видение:
момент с глазами и телом,
он наблюдает меня.
В конце жизнь обретает лицо и имя.
Любить:
созидать тело из души,
душу созидать из тела,
и тебя созидать из присутствия.
    Любить:
открыть запретную дверь,
   проход,
проводящий нас на ту сторону времени.
Момент:
противоположность смерти,
наша хрупкая вечность.

Любить есть потерять себя во времени,
быть зеркалом среди других зеркал.
   Это идолопоклонство:
обожествить существо
и вечностью назвать всё то, что бренно.
Все формы плоти
есть дочери времени,
  травести.
Время есть зло,
  момент
есть Паденье:
  любить - сбрасываться вниз:
неостановимо падать,
  осовокуплённое "мы"
есть наша бездна.
  Нежность:
иероглиф разрушенья.
Похоть: маска смерти.

Любить: мутация,
  мгновение и лишь
в истории клеток-примегений
и их бесчисленных делений.
   Ось
вращения поколений.
Изобретение и изменение:
девочка превращается в фонтан,
и волосы её - в созведье,
женщину, на острове заснувшую.
   Кровь:
музыка в ветвях горячих вен,
   касание:
свет во тьме телесной.
   Трансгрессия
фатальности природы,
  петля,
связующая свободу и судьбу,
   вопрос,
высеченный во изголовии желанья:
случайность или предопределённость?

Память, шрам:
откуда вырваны мы были?
память, жажда присутствия,
   привязанность
к потерянной половине.
  Тот, кто один
есть пленник самого себя,
  есть
всего лишь есть,
  без памяти,
без шрамов:
  любить есть Два,
всё время - Два,
  объятье и борьба,
два есть жажда быть одним,
и стать вторым, мужчиной или женщиной,
    двум покой неведом,
оно не завершённо никогда,
  оно кружит
вкруг тени собственной,
  отыскивая то,
что потерялось при рожденьи,
и шрам вскрывается:
  фонтан видений,
два: арка над пустотой,
мост головокружений,
  два:
зеркало мутаций.

3.

Любовь, вневременный остров,
остров, окружённый временем,
   ясность,
осаждённая ночью.
  Пасть
есть вернуться,
Пасть есть восстать.
Жить - обрести глаза на кончиках пальцев,
коснуться узла, связанного
недвижимостью и движеньем.
   Искусство любви
- не есть ли оно и искусство смерти?
  Любить -
умирать и снова жить и снова умирать:
есть жажда жизни.
  Я люблю тебя,
ибо смертны я
и ты.
  Раны удовольствия,
цветы ран.
В саду ласки
я оборвал цветочек крови,
чтобы волосы твои украсить.
Цветок стал словом.
И слово в памяти моей пылает.
Любовь:
воссоединенье с Великим Всем,
и с прочим,
малым, бесконечным
всем.
Вернуться в день начала.
В день, что есть сей день.

Открыватели пополудни.
Лампы и фары
пробуриваются сквозь ночь.
  Я пишу:
Я, говоря с тобой:
  говорю с собой.
Словами воды, огня, воздуха и земли
мы изобретаем сад мимолётных взглядов.
Миранда и Фердинанд смотрели вечно
в глаза друг другу,
пока не обратились в камень.
  Способ умереть
не хуже прочих.
  Высоко над нами
созведья пишут
одно и то же слово;
  мы,
здесь внизу, пишем
наши смертные имена.
  Пара
есть пара, ибо лишена Эдема.
Мы - изгнанники из Сада,
мы обречены изобретать его,
взращивать безумные цветы,
живущие самоцветы срезать,
чтобы украсить глотку.
  Мы обречены
оставить позади сей Сад:
  ибо перед нами
мир.

Coda

Возможно, что любить - это учиться
идти по этому миру.
Учиться быть молчаливыми
как дуб и выдумки сказок.
Учиться видеть.
Твой взгляд рассыпает зёрна.
Он вырастил древо.
  И я говорю,
потому что ты шевелишь его листья.


---
Carta de creencia - досл. "верительная грамота"


Рецензии